Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Самарский областной суд (Самарская область) |
Дата поступления | 16.01.2019 |
Дата решения | 05.02.2019 |
Судья | Сказочкин В. Н. |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | b7917df4-f27b-306d-8d94-dcc65a9cb4e3 |
Судья: Черняков Н.Н. адм. дело №33а-1263/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Ивановой Е.Н., Житниковой О.В.,
при секретаре: Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Самарской области на решение Самарского районного суда г.Самары от 14.11.2018 года по делу по административному исковому заявлению [СКРЫТО] И.Б., [СКРЫТО] А.В. к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решений,
с участием административных истцов [СКРЫТО] И.Б., [СКРЫТО] А.В., представителя Управления Росреестра по Самарской области – Фроловой О.В.,
установила:
[СКРЫТО] И.Б., [СКРЫТО] А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Управления Росреестра по Самарской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении объекта недвижимости – однокомнатной квартиры общей площадью 59,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права явилось отсутствие в ЕГРН информации о многоквартирном доме, в котором распложена указанная квартира.
Ссылаясь на отсутствие возможности самостоятельно устранить причины, препятствующие проведению кадастрового учета, а также указывая на обязательность исполнения судебного акта, которым за ними признано право собственности на данную квартиру, административные истцы, уточнив требования после получения отказа в государственной регистрации права, просили признать незаконными решение о приостановке государственного кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права общей долевой собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 14.11.2018 года требования удовлетворены. Признаны незаконными приостановление государственного кадастрового учета и отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении однокомнатной квартиры, общей площадью 59,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Управление Росреестра по Самарского области обязано устранить допущенные нарушения путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности административных истцов на указанный объект недвижимости.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Самарской области доводы жалобы поддержала.
Административные истцы просили решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150, ч.2 ст.306 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона N 218-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Самарского районного суда г.Самары от 25.01.2018 за [СКРЫТО] И.Б., [СКРЫТО] А.В. признано право общей долевой собственности на однокомнатную квартиру, общей площадью 59,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
14.03.2018 административные истцы обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру на основании решения Самарского районного суда г.Самары от 25.01.2018.
22.03.2018 государственная регистрации права приостановлена в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о постановке указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
11.04.2018 административные истцы обратились с заявлением о государственном кадастровом учете спорной квартиры, представив технический план данного помещения.
16.04.2018 и 17.04.2018 административным ответчиком государственная регистрация права собственности и государственный кадастровый учет объекта недвижимости приостановлены в связи с отсутствием в ЕГРН информации о здании - многоквартирном доме.
В последующем, 10.09.2018 административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Признавая решения административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что вступившее в законную силу решение суда является самостоятельным и безусловным основанием для осуществления государственной регистрации права, отсутствие в ЕГРН сведений о постановке на государственный кадастровый учет многоквартирного дома не может служить препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на основании судебного решения, имеющего приоритетное значение, притом что сами заявители не имеют возможности исполнить требования административного ответчика.
С такими выводами нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации (абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2).
В кадастр недвижимости вносятся, в том числе такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната (подп.8 п.4).
Согласно подп. 6. п. 43 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в разделе "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта жилой недвижимости.
В силу пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Таким образом, согласно действующему законодательству государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на помещение в многоквартирном доме возможно только после постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, в котором расположено помещение.
Поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведение государственного кадастрового учета и, соответственно, государственной регистрации права на жилое помещение, расположенное в данном доме, невозможно в силу закона. Наличие судебного акта о признании права собственности на такое помещение не отменяет необходимости представления иных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Из изложенного следует, что административный ответчик, принимая решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, действовал в строгом соответствии с законом, в рамках предоставленных полномочий и прав и законные интересы административных истцов не нарушал.
При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для признания оспариваемых решений незаконным и возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права не имеется.
Выводы суда о том, что административные истцы не имеют возможности самостоятельно устранить препятствия для осуществления кадастрового учета и что иного способа восстановления их прав не имеется, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Как усматривается из материалов дела, причиной отсутствия в ЕГРН сведений о многоквартирном жилом доме является непредставление уполномоченным лицом соответствующего заявления и документов, то есть возможность кадастрового учета дома имеется.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
От имени данных органов с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права может обратиться представитель при наличии доверенности (п.4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, в котором расположена принадлежащая административным истцам квартира, выдано 30.12.2016 Министерством строительства Самарской области, следовательно, Министерство или уполномоченное им лицо должны обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете данного дома, представив необходимые документы. Бездействие органа государственной власти может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку, как установлено выше, решения административного ответчика соответствуют закону и препятствия к осуществлению прав административных истцов возникли в результате не его действий (бездействия), основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г.Самары от 14.11.2018 года отменить.
Постановить по делу новое решение: «Отказать в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] И.Б., [СКРЫТО] А.В. о признании незаконными решений Управления Росреестра по Самарской области о приостановлении государственного кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права в отношении квартиры общей площадью 59,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права».
Председательствующий
Судьи