Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Самарский областной суд (Самарская область) |
Дата поступления | 03.07.2017 |
Дата решения | 24.07.2017 |
Судья | Филатова Г. В. |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 661fc5d3-7060-3247-afd0-48aa012714da |
Судья: Миронова С.В. Гр.д. № 33-9323/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2017 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Клюева С.Б., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре: Полезновой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Советского районного суда г. Самары от 22 мая 2017 года (с учетом определения об исправлении описки от 14 06.2017г.), которым постановлено:
«Исковые требования [СКРЫТО] А.Ю. к [СКРЫТО] С.А., Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об установлении границ земельного участка, признании незаконным решения Территориального управления Росимущества в Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью 9441 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам, указанным в схеме раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области:
-принять в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу решение о предварительном согласовании [СКРЫТО] А.Ю. предоставления в собственность земельного участка, площадью 9 441 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №;
утвердить в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка, площадью 9 441 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №;
-направить в течение 1-го месяца с момента предоставления выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, площадью 9 441 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, в адрес [СКРЫТО] А.Ю. проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 9 441 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером № по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости образованного земельного участка, с предложением заключить данный договор».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.Ю. (далее истец) обратился в суд с иском к [СКРЫТО] С.А., Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об установлении границ земельного участка, признании незаконным решения Территориального управления Росимущества в <адрес> об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что является собственником объектов недвижимости: склада ГСМ № площадью 34 кв.м. с КН №; нежилое здание - КПП № площадью 34,3 кв.м., №; нежилого здания – галерея к складу заполнителей площадью 276,3 кв.м. с КН №; нежилого здания лит. 5 площадью 1113,1 кв.м. с КН 63:01:0929001:852; нежилого здания- склада заполнителей площадью 3552 кв.м. с КН №.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 43068 кв.м., кадастровый №, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
С целью оформления прав на земельный участок прежний собственник недвижимости ФИО4 (мать истца) обращалась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в ТУ Росимущества в <адрес>, однако по результатам рассмотрения обращения было указано на необходимость представить дополнительные документы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 повторно обратилась в ТУ Росимущества, решение принято не было, в дальнейшем ФИО4 умерла.
ДД.ММ.ГГГГ он (истец) обратился в ТУ Росиимущества с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9441 кв.м., в котором просил возобновить работу по заявлению ФИО4 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату по льготной цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, предоставив необходимый пакет документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества по <адрес> уведомило его (истца) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9441 кв.м. и невозможности принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по льготной выкупной стоимости, поскольку схема расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ, отсутствует доступ к земельному участку; положения Закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распространяются на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем предоставление в собственность земельного участка возможно лишь с установлением выкупной цены; земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет и не мог являться договором купли-продажи; ФИО4 не представила в ТУ Росимущества документы, подтверждающие, что объекты, находящиеся в собственности были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку между ним и смежными пользователями сложился порядок пользования земельным участком, претензий и споров по границам земельного участка не имеется, схема расположения земельного участка была согласована всеми смежными собственниками объектов недвижимости, проезд на территорию испрашиваемого земельного участка обеспечен, имеется заезд со стороны <адрес> через существующие ворота и КПП. Также он праве приобрести земельный участок по льготной выкупной стоимости, т.к. отношения по приобретению земельного участка возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие в ЕГРП сведений о границах испрашиваемого земельного участка не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку именно с целью образования земельного участка и внесения о нем сведений в ЕГРП он (истец) и обратился в ТУ Росимущества по <адрес>.
Также из отказа стало известно о том, что поступило заявление [СКРЫТО] С.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемого к образованию также из земельного участка с кадастровым номером №. [СКРЫТО] С.А. планирует сформировать земельный участок площадью 2172 кв.м., который фактически используется истцом для эксплуатации принадлежащих ему зданий, на части испрашиваемого [СКРЫТО] С.А. участка расположено здание принадлежащее ему.
Уточнив в ходе рассмотрения исковые требования, истец просил суд установить границы земельного участка площадью 9441 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно координатам, указанным в схеме раздела земельного участка с кадастровым номером №; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области: -принять в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу решение о предварительном согласовании истцу предоставления в собственность земельного участка, площадью 9 441 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №; утвердить в течение 1-го месяца с момента вступления в силу решения суда по делу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка, площадью 9 441 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №; -направить в течение 1-го месяца с момента предоставления кадастрового паспорта земельного участка, площадью 66663 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 9 441 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости образованного земельного участка, с предложением заключить данный договор.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель [СКРЫТО] А.Ю. по доверенности Давидян Ю.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии ответчики Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, [СКРЫТО] С.А. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность оспариваемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ТУ Росимущества в Самарской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Полномочия ТУ Росимущества в Самарской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным згчдеством в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278.
Порядок согласования границ земельного участка закреплен в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, истец, как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:1054 по адресу: <адрес>, площадью 43068 кв.м., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с целью приобретения в собственность земельного участка, площадью 9441 кв.м., образуемого из федерального земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, обратился в ТУ Росиимущества по Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества по Самарской области отказало истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок образован с нарушением требований п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ, доступ к земельному участку отсутствует. По вопросу применения льготной выкупной цены указали, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом. Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности утверждены Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку [СКРЫТО] А.Ю. обратился после ДД.ММ.ГГГГ, выкуп в собственность возможен лишь в соответствии со ст. 39.12-39.15 ЗК РФ с установлением выкупной цены в соответствии с правилами. По вопросу рассмотрения заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ указали, что ей было подано заявление на предоставление в собственность части участка площадью 9441 кв.м., о границах которой сведения в государственный кадастр недвижимости на дату подачи заявления внесены не были, то есть земельный участок не был определен в качестве индивидуально-определенной вещи, следовательно, не мог являться договором купли-продажи. Также заявителем не были приложены документы, подтверждающие, что объекты, находившиеся в собственности ФИО4, были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отказе истцу в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Из представленной схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:1054 следует, что объекты недвижимости, принадлежащие истцу, расположены на земельном участке площадью 9441 кв.м., площадь застройки занимает 50%.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласована всеми смежными собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, образованных из земельного участка с кадастровым номером №, о чем свидетельствует лист согласования (л.д.63).
Испрашиваемый земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
В точках 2-3 испрашиваемый земельный участок граничит с землями общего пользования – <адрес>. С этой стороны и осуществляется заезд на территорию земельного участка, испрашиваемого истцом через отдельные ворота.
В точках 3-4 испрашиваемый земельный участок граничит с землями общего пользования (проездом), который не входит в границы испрашиваемого земельного участка.
Третьи лица АО «Комплект», ООО «Куйбышевское», ООО «Интер-М» осуществляют доступ к земельному участку с кадастровым номером № со стороны ул. Кабельной, где у них установлены свои ворота для въезда на территорию.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами.
Представленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, довод ТУ Росимущества об отсутствии доступ к испрашиваемому истцом земельному участку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что [СКРЫТО] С.А. также подано заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемого к образованию также из земельного участка с кадастровым номером №.
Из схемы расположения испрашиваемого [СКРЫТО] А.С. земельного участка следует, что он просит сформировать земельный участок площадью 2172 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 при сопоставлении координат земельного участка площадью 9441 кв.м. и земельного участка площадью 2172 кв.м. выявлено наложение границ земельных участков, площадь наложения 1615 кв.м., в месте пересечения границ расположен объект – КПП, принадлежащий истцу.
Между тем, доказательств нахождения на испрашиваемом [СКРЫТО] А.С. земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, не представлено.
Следовательно, предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность у [СКРЫТО] С.А. отсутствует.
Согласно сведениям, представленным Департаментом градостроительства, испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования не относится.
Доказательств того, что месторасположение земельного участка создает препятствия или нарушает права и законные интересы других лиц, в материалах дела не имеется.
Согласно п.2, 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В силу ч.1 ст. 2 ФЗ № ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.
Согласно материалам дела, первоначально объекты недвижимости, которые принадлежат истцу, были выкуплены у ОАО «Самараметрострой», по договорами купли-продажи, заключенным между ОАО «Самараметрострой» и ФИО1, ФИО2 и ООО «Ромакс», после чего объекты были проданы ФИО4, а после ее смерти перешли в порядке наследования к [СКРЫТО] Ю.С., а затем и к истцу.
ФИО4, как собственник объектов недвижимости, обращалась в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости в ДД.ММ.ГГГГ году, повторно в июне 2012 года, однако по существу ее обращение рассмотрено не было.
Таким образом, истец относится к категории лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях.
Доводы ответчика о том, что ФИО4 не были представлены документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка на особых условиях, в связи с чем, принять решение о предоставлении в собственность земельного участка не представилось возможным, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку документы были представлены, что подтверждается письмами, направленными ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году в адрес управления.
Отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах испрашиваемого земельного участка площадью 9411 кв.м. не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, поскольку сведения об испрашиваемом земельном участке не могут быть внесены самостоятельно истцом в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая, что на испрашиваемом истцом земельном участке площадью 9441 кв.м., расположено пять объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, занимающих 50% площади застройки и составляющих единый комплекс, земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №, границы участка согласованы, истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в силу закона, отсутствуют нарушения требований, предъявляемых к образуемым земельным участкам, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования истца.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости принятого решения, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку допущенная в резолютивной части решения описка в площади земельного участка и документа исправлена определением суда от 14.06.2017г.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции.
Иная интерпретация фактических обстоятельств дела выводов суда не опровергает, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 22 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: Судьи: