Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Самарский областной суд (Самарская область) |
Дата поступления | 16.01.2019 |
Дата решения | 07.02.2019 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 20.11 ч.1 |
Судья | Трескунова Л. А. |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | df3be0b8-e7f2-3bdf-91ef-c264c6c6360f |
Судья: Кривоносова Л.М. д. № 21-126/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 7 февраля 2019 года
Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу [СКРЫТО] А.А. на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 24 декабря 2018 года, которым
постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Самаре и Волжскому району) Управления Росгвардии по Самарской области от 26.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ в отношении [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] изменено, назначенное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Самаре и Волжскому району) Управления Росгвардии по Самарской области от 26 октября 2018 года, [СКРЫТО] А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, [СКРЫТО] А.А. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с жалобой.
Судьей Железнодорожного районного суда г.Самары 24 декабря 2018 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, [СКРЫТО] А.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения районного суда и прекращении производства по делу ввиду малозначительности.
Изучив представленные материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав [СКРЫТО] А.А. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". Положения указанного Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
Федеральный закон об оружии регулирует правоотношения, возникающие при обороте оружия, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, а также на обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).
Оборот оружия включает, в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение (абзац двенадцатый части 1 статьи 1 Федерального закона об оружии).
Статьей 22 Закона N 150-ФЗ предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации утвердить инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (пункт 8).
В целях реализации названного постановления приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 утверждена Инструкция.
Пунктом 67 Инструкции предусмотрено, что не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Инструкция регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Статьей 13 Закона N 150-ФЗ установлен лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, который направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.
Приведенной выше нормой закона определено, что лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 150-ФЗ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 9 Закона N 150-ФЗ лицензии на приобретение оружия выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи.
Исходя из содержания приведенных выше норм федерального закона следует, что установленный законодательством месячный срок рассмотрения органом внутренних дел заявления о продлении срока действия лицензии предполагает, что гражданин, который имеет намерение продлить действие лицензии, должен до истечения месячного срока обратиться в орган внутренних дел с соответствующим заявлением. Продление срока действия лицензии должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока ее действия. Следовательно, заявление о продлении срока действия лицензии должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных Законом N 150-ФЗ, при соблюдении условия о том, что продление срока действия лицензии будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания ее действия.
Согласно части 1 статьи 20.11 КоАП РФ нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из представленных материалов дела, 26.10.2018 года установлено, что гражданин [СКРЫТО] А.А., являясь владельцем оружия ТОЗ-БМ № Х 3558 и имея разрешение РОХа №12218853, сроком действия до 02.11.2018 года, своевременно не обратился в ОЛРР с заявлением о его продлении за месяц до окончания срока действия разрешения, чем нарушил требования пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288.
Изложенные обстоятельства явились основанием для составления в отношении [СКРЫТО] А.А. протокола об административном правонарушении и вынесения 26 октября 2018 года постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ.
Привлекая [СКРЫТО] А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом установлено, что срок действия разрешения РОХа №12218853 истекал 2 ноября 2018 года, в связи с чем с заявлением о продлении разрешения на оружие [СКРЫТО] А.А. должен был обратиться в уполномоченные органы не позднее 02.10.2018г., однако, как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.А. обратился с заявлением о продлении разрешения [СКРЫТО] А.А. 26.10.2018 года (л.д.18), то есть менее чем за месяц до истечения срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, чем нарушил установленный срок продления разрешения на хранение и ношение оружия.
Факт совершения [СКРЫТО] А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26 октября 2018 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 26 октября 2018 года, копией разрешения РОХа №12218853 сроком действия до 02 ноября 2018 года, а также иными материалами дела.
Выводы суда основаны на полном и тщательном изучении материалов дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Действия [СКРЫТО] А.А. по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вместе с тем положениями ст. 2.9 КоАП РФ установлена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с объявлением устного замечания при малозначительности административного правонарушения.
При этом под малозначительностью административного правонарушения понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, не содержит признаков, свидетельствующих о том, что по смыслу абзаца 4 п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 данное правонарушение при любых обстоятельствах не может быть признано малозначительным. Кроме того, на возможность прекращения производства по данной категории дел при наличии признаков малозначительности указал и Конституционный Суд в определении от 12 апреля 2018 года N 866-О.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 КоАП Российской Федерации, судья не лишен возможности при наличии к тому объективных оснований (совершение административного правонарушения впервые, неосторожная форма вины нарушителя, кратковременность незаконного хранения оружия после истечения срока соответствующего разрешения и т.п.) признать совершенное административное правонарушение малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 данного Кодекса освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] А.А. имеет постоянное место жительство, место работы, на иждивении находятся престарелые родители (отец инвалид второй группы), обратился в лицензионно-разрешительную службу Управления Росгвардии по Самарской области с заявлением о продлении срока разрешения на оружие до истечения срока действия разрешения РОХа № 12218853. Кроме того, [СКРЫТО] А.А. владеет гражданским оружием длительный срок, ранее к административной ответственности не привлекался, сведений о наличии каких-либо иных нарушений правил хранения оружия не содержится, что в совокупности с вышеизложенными обстоятельствами, свидетельствует об отсутствии существенной угрозы общественно охраняемым правоотношениям и малозначительности совершенного правонарушения.
При этом малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 24 декабря 2018 года и постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г.Самаре и Волжскому району) Управления Росгвардии по Самарской области от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО],- отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] прекратить по основанию, предусмотренному ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием [СКРЫТО] А.А.
Жалобу [СКРЫТО] А.А.– удовлетворить.
Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова