Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область) |
Дата поступления | 14.05.2020 |
Дата решения | 25.06.2020 |
Категория дела | Другие жилищные споры |
Судья | Якушева Елена Владимировна |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d2a79a87-f654-32ce-b9c5-8e2da4b0f61b |
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-14195/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
25 июня 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Якушевой Е.В. и Ромасловской И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Белебеевского района по Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19.02.2020 г. по гражданскому делу № 2-1773/2019 по иску Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., выслушав прокурора шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Чернышеву Г.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] И.Х. 21.10.2019 г. обратился с иском в Белебеевский городской суд Республики Башкортостан к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее – Администрация муниципального Белебеевского района), Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование своих требований прокурор указал, что по обращению [СКРЫТО] И.Х. о нарушении его жилищных прав проведена прокурорская проверка исполнения Администрацией муниципального Белебеевского района требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что [СКРЫТО] И.Х. в соответствии с решением Администрации муниципального Белебеевского района от 08.07.2019 № 7 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в Список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 01.01.2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В соответствии со справкой № 827 от 13.11.2018 г. [СКРЫТО] И.Х., 27.09.1979 г.р. состоит на туберкулезном учете в ГБУЗ РБ «Белебеевская центральная районная больница», страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень пункта 1, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеет право на дополнительную жилую площадь. Следовательно, в соответствии с вышеуказанной медицинской справкой [СКРЫТО] И.Х. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное получение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако жильем не обеспечен. Просил обязать Администрацию муниципального Белебеевского района, [СКРЫТО] Республики Башкортостан предоставить [СКРЫТО] И.Х. по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее 14 кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 28 кв. м.
Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 09.12.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19.02.2020 г., исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] И.Х. удовлетворено частично. Возложена на администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан обязанность предоставить [СКРЫТО] И.Х. по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее 14 кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 28 кв. м. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрации МР Белебеевский район РБ ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
[СКРЫТО] И.Х., представитель Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что [СКРЫТО] И.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со справкой № 827 от 13.11.2018 г. состоит на учете в ГБУЗ РБ «Белебеевская центральная районная больница» во фтизиатрическом кабинете с 27.06.2017 г. с диагнозом «Диссеминированный туберкулез легких 1А группа учета МБТ (полож.). Полирезистентная лекарственная устойчивость. Инвалид 2 группы с 04.10.2018.» МКБ- 15.0.
В соответствии с решением администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 08.07.2019 г. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в Список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в по договорам социального найма, вставших на учет после 01.01.2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
[СКРЫТО] И.Х. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
По сведениям Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Белебеевский район от 13.06.2019 г. исх. №291 объект недвижимости по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом, оформленным в долевую собственность.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости [СКРЫТО] И.Х. не обладает на праве собственности какими-либо жилыми помещениями.
[СКРЫТО] И.Х. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень п. 1, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Согласно п. 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» [СКРЫТО] И.Х. имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается медицинской справкой.
Удовлетворяя иск Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] И.Х. частично суд первой инстанции указал, что [СКРЫТО] И.Х. в соответствии с частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениям и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 01.01.2005 г. (с 08.07.2019 г.), а следовательно он должен быть обеспечен жилым помещением органом местного самоуправления муниципального района Белебеевский район при выделении бюджетных средств из бюджета Республики Башкортостан.
Учитывая, что [СКРЫТО] И.Х. не обеспечен жилым помещением, он имеет право на получение жилищного помещения по норме предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией муниципального Белебеевского района существенно нарушены нормы действующего законодательства, выразившиеся в не предоставлении жилого помещения [СКРЫТО] И.Х. при нахождении его в списке внеочередников Комитета по жилищным делам Администрации муниципального Белебеевского района.
Суд первой инстанции отметил, что отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая требования истца к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очередности по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии со статьенй 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов в виде обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., а Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 г. №428-з, который вступил в силу с 01.01.2017 г. органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет после 01.01.2005 г. Финансовые средства на исполнение указанных государственных полномочий Республики также переданы органам местного самоуправления и предусматриваются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. [СКРЫТО] Республики Башкортостан по данному делу не является надлежащим ответчиком.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы жалобы Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о том, что обеспечение жилым помещением вышеуказанной категории граждан является расходными обязательствами Республики Башкортостан, обеспечение истца жилым помещением зависит от выделения субвенций из бюджета Республики Башкортостан как основанный на неправильном понимании закона.
В кассационной жалобе Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, не соглашаясь с выводами суда первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что судами нарушены нормы материального права, поскольку [СКРЫТО] И.Х. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005 г. и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний только 11.06.2019 г., в данном списки имеются иные граждане, принятые на учет ранее. Судами не учтено, что денежные средства, выделенные бюджету муниципального района на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов выделены на лиц указанной категории по состоянию на 01.01.2019 г., тогда как [СКРЫТО] И.Х. принят 11.06.2019 г. на учет и при расчете годового объема субвенции не был учтен и на него денежные средства бюджету муниципального района не выделялись. Материалы дела судом полно и объективно не исследованы, допущены нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным [СКРЫТО] Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 г. №987н в число таких заболеваний, входит туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.10. 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2016 г. №428-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан» на органы местного самоуправления Республики Башкортостан возложены полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Установив, что [СКРЫТО] И.Х. в соответствии с частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 01.01.2005 г., суды обоснованно в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» удовлетворили требования прокурора.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств судами, что само по себе основанием к отмене постановлений быть не может.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, также не установлены.
Таким образом, изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Администрации муниципального района Белебеевского района по Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19.02.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Белебеевского района по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись Г.Г. Непопалов
Судьи Подпись И.М. Ромасловская
Подпись Е.В. Якушева