Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область) |
Дата поступления | 03.12.2019 |
Дата решения | 14.01.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Белов Виталий Иванович |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 771e91ba-e4b8-3e4b-bfd0-e9dff4a62353 |
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-1902/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И.,
судей - Алексеева Д.В. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу [СКРЫТО] Е.О, на решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года по административному делу № 2а-773/2019 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Е.О, об оспаривании решения 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Белова В.И., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя [СКРЫТО] Е.О. Гуляевой Л.М. в поддержку кассационной жалобы, представителя 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Некуш К.Б., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
[СКРЫТО] Е.О. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что является бухгалтером отделения ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» и как гражданский персонал ведомства вместе с членами семьи имеет право на предоставление по месту работы служебного жилого помещения на период трудовых отношений.
В настоящее время истец и члены семьи проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, однако в нарушение требований законодательства по ее заявлению от 26 декабря 2017 года решение установленной формы о предоставлении служебного жилого помещения не принято, в связи с чем административный истец с учетом уточнений просила признать незаконным решение 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 24 января 2019 года об отказе в заключении договора найма служебного жилого помещения, обязать рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.О. от 25 декабря 2018 года и принять в установленном порядке решение в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Инструкция); обязать принять решение в соответствии с указанной Инструкцией о предоставлении на период трудовых отношений служебного жилого помещения по адресу фактического проживания.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 17 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, [СКРЫТО] Е.О. обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.
Давая собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, податель жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, судами не применены нормы, подлежащие применению, а именно нормы Инструкции, не учтены, обстоятельства, имеющие для дела существенное значение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, оспариваемые судебные акты сомнений в законности не вызывают.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 92 и статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти или местного самоуправления, государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо учреждениями, в связи с прохождением службы либо с назначением на государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации или в связи с избранием на выборные должности.
Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 485 утверждена указанная выше Инструкция, согласно которой лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на период прохождения службы (работы) предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях (п. 3); вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (п. 5). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа (п. 6). Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала. В случае отказа освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда лицо гражданского персонала и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 9).
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Е.О. на основании трудового договора от 2 марта 2016 года работает бухгалтером ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».
[СКРЫТО] Е.О. и члены ее семьи (муж [СКРЫТО] А.А., сын [СКРЫТО] Д.А. 2007 г.р., сын [СКРЫТО] А.А., 2012 г.р., дочь [СКРЫТО] Я.А., 2017 г.р.) проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>.
Данная квартира была предоставлена военнослужащей Облучинской Н.В. по договору найма служебного жилого помещения от 22 июня 2006 года на состав семьи 3 человека - она, сын [СКРЫТО] А.А. и внук [СКРЫТО] Д.А. 2007 г.р., куда впоследствии вселены также сноха [СКРЫТО] Е.О. и внук [СКРЫТО] А.А., 2012 г.р.
Решением начальника ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № 1689 от 12 ноября 2015 года Облучинской Н.В. и членам ее семьи, в том числе [СКРЫТО] Е.О. предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения под условием освобождения и сдачи служебного жилого помещения по указанному адресу в течение 4-х месяцев после перечисления средств на банковский счет.
25 октября 2016 года Облучинская Н.В. приобрела квартиру по адресу: г. Самара, ул. Осетинская, д. 11, кв. 294.
28 марта 2016 года [СКРЫТО] Е.О., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Д.А., [СКРЫТО] А.А. приобретена квартира в строящемся жилом доме по адресу: <адрес> по договору уступки прав и обязанностей по договору долевого участия в строительстве.
[СКРЫТО] Е.О. с супругом и детьми продолжают занимать служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
26 декабря 2017 года [СКРЫТО] Е.О. обратилась в 1-й отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи служебного помещения по месту работы, без указания адреса конкретного жилого помещения.
Сообщением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 7 февраля 2018 года (исх. № 08-01/291) заявителю указано на неисполнение ею обязательства об освобождении служебного жилого помещения и разъяснено, что после исполнения данного обязательства она имеет право вновь обратиться в жилищный орган.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 октября 2018 года сообщение от 7 февраля 2018 года признано незаконным, на ФГКУ «Центррегионжилье» возложена обязанность рассмотреть заявление [СКРЫТО] Е.О. о предоставлении служебного жилого помещения по существу в соответствии с Инструкцией.
Во исполнение апелляционного определения Самарского областного суда от 11 октября 2018 года заявление [СКРЫТО] Е.О. о предоставлении служебного жилого помещения рассмотрено и со ссылкой на п. 3 Инструкции подготовлен ответ от 12 декабря 2018 года о том, что законные основания для предоставления служебного жилого помещения отсутствуют, так как заявитель зарегистрирована и проживает в служебной квартире по адресу: <адрес>, следовательно, обеспечена жилым помещением по месту работы.
25 декабря 2018 года [СКРЫТО] Е.О. вновь обратилась с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье», в котором с учетом сообщения от 12 декабря 2018 года просила заключить с ней на период трудовых отношений на состав семьи из 5 человек договор найма служебного жилого помещения по адресу фактического проживания.
24 января 2019 года (исх. № 08-01/279) административный ответчик сообщил, что заявление от 25 декабря 2018 года рассмотрено и повторно обратил внимание на решение от 12 декабря 2015 года № 1689, которым истцу в составе семьи военнослужащей Облучинской Н.В. предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, а условием для перечисления субсидии являлось освобождение и сдача Облучинской Н.В. и членами ее семьи (включая истца) служебного жилого помещения в течение 4 месяцев после перечисления субсидии.
Таким образом, судом первой инстанции было учтено то обстоятельство, что [СКРЫТО] Е.О. и члены ее семьи занимают служебное жилое помещение, которое в рамках соглашения при предоставлении жилищной субсидии ранее обязались освободить, что сторонами не оспаривалось
При этом, обосновывая свое решение, суд не поставил под сомнение выводы судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 октября 2018 года по делу №33-12435/2018 года.
Судом апелляционной инстанции учтено поименованное в апелляционном определении от 11 октября 2018 года решение Волжского районного суда Самарской области от 14 мая 2018 года, которым прекращено право пользования [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Е.О., [СКРЫТО] Д.А., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Я.А. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, путём выселения их из данного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и являющееся основанием для снятия их с регистрационного учета по данному адресу. Также согласно решению Облучинская Н.В обязана сдать в установленном порядке вышеуказанное жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Судами также установлено и не оспаривалось сторонами, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, не было передано нанимателями уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Учитывая вышеизложенное, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод, как о том, что указанное служебное жилое помещение не является свободным от прав третьих лиц, следовательно, не может быть распределено жилищным органом ни административному истцу, ни какому-либо другому нуждающемуся в обеспечении жильем лицу, так и о том, что материалы дела не содержат сведений о преимущественном праве истца на получение спорного жилого помещения.
При этом суды верно исходили из того, что право административного истца на предоставление служебного жилого помещения, которое никем не оспаривается, не предполагает возможности требовать предоставления конкретного жилого помещения, а у административного ответчика нет обязанности предоставить истцу именно это жилое помещение. Исходя из норм Инструкции, выбор конкретного жилого помещения для предоставления лицам гражданского персонала относится к компетенции административного ответчика, который вправе самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение о предоставлении любого служебного жилого помещения из числа свободных. Оспариваемое решение по форме и содержанию Инструкции не противоречит.
При указанных обстоятельствах выводы судов о законности отказа административного ответчика заключить с административным истцом договор найма конкретного служебного жилого помещения, выбранного самим истцом, не выполнявшим, предусмотренных соглашением, ранее взятых на себя обязательств по освобождению служебного жилого помещения фактически по причине сомнения в целесообразности этого, являются обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, лишены правовых аргументов, тождественны доводам апелляционной жалобы и были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Указанные доводы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Суды обеих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены либо изменения отсутствуют.
Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь частью 9 статьи 327, статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 17 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу [СКРЫТО] Е.О, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: