Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский районный суд г. Рязани (Рязанская область) |
Дата поступления | 09.04.2020 |
Дата решения | 18.06.2020 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Кузнецова Эльвира Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 205809e9-fd54-3e78-a7ea-86a08ac942ee |
Дело №2-1043/2020
УИД: 62RS0002-01-2020-000874-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г.Рязань
Московский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего – судьи Кузнецовой Э.А.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области Федоровой Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №16» Захряпиной С.А., действующей на основании распоряжения №№ от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Администрации г.Рязани Мишечкиной Н.В., действующей на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре Пивоваровой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №16», Администрации г.Рязани о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №16», Администрации г.Рязани о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя исковые требования тем, что Управление Роспотребнадзора по Рязанской области является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
При осуществлении мероприятия по контролю (надзору) на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года №№ должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» по адресу: <адрес> с целью контроля выполнения ранее выданного предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ года должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе проверки, согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ. № №, установлены факты нарушения обязательных требований нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения: ст.11, ст. 24 ч. 1, ст.28 ч.1 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Нарушения выявлены в неисполнении пунктов 3,6 и 7 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений № № ДД.ММ.ГГГГ. а именно:
п.3 Поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки № № до требований п.п. 5.1., 5.4., 17.1., 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
п. 6. Поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки № № до требований п.п. 5.1., 5.4.. 17.1.. 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
п. 7. Поверхности стен и потолка в кабинете психолога до требований п.п. 5.1., 5.4., 17.1., 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
п.5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность;
п.5.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, поставочные, умывальные, туалеты и другие) окрашиваются влагостойкими материалами:
17.1 СанПиН 2.4.1.3049-13- Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли...;
17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 - Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
По факту вышеперечисленных нарушений в отношении юридического лица МБДОУ «Детский сад № 16», составлен протокол об административном правонарушении №123-03 от 07.02.2020г. по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.11 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.28 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в частности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением администрации города Рязани от 14 июля 2014 года №2998, МБДОУ «Детский сад №16» является юридическим лицом, имеет Устав, самостоятельный баланс, лицевой счет, имеет печать установленного образца, штамп и бланки в соответствии со своим наименованием.
Учредителем МБДОУ «Детский сад №16» является муниципальное образование – городской округ города Рязани Рязанской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляются администрацией города Рязани.
Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации и п.1.6 Устава.
В соответствии с п.2.1 Учреждение создано в целях формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
В соответствии с п.6.12 Устава источниками формирования имущества Учреждения в денежных и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от Учредителя;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- доходы, получаемые от собственности Учреждения;
- другие, не запрещенные законом поступления.
При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано «содержать переданное имущество в полной исправности, своевременно производить текущий и капитальный ремонт в пределах выделенных средств».
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской федерации, муниципальными правовыми актами за счет выделения субсидий на выполнение муниципального задания.
В силу ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании изложенного, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области просило суд обязать Администрацию г.Рязани в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать финансирование работ путем перечисления денежных средств на счет МБДОУ «Детский сад №16» на:
1.Доведения поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки №№ до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13;
2.Доведения поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки №№ до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13;
3.Доведения поверхности стен и потолка в кабинете психолога до п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Обязать МБДОУ «Детский сад №16» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
1.Довести поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки №№ до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13;
2.Довести поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки № до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13;
3.Довести поверхности стен и потолка в кабинете психолога до п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области Федорова Т.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 16» - Захряпина С.А. считала заявленные требования обоснованными, указав, что частично ими были выполнены требования предписания, осуществлен косметический ремонт. Для указанных в требовании помещений действительно необходим капитальный ремонт. Требования, указанные в предписании, ими не исполняются из-за отсутствия финансирования. Ходатайствовала о переносе сроков исполнения требований предписания с ДД.ММ.ГГГГ года на ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика Администрации г.Рязани -Мишечкина Н. В. в судебном заседании заявленные исковые требования признала. Пояснила, что нарушения, указанные в представлении Роспотребнадзора Рязанской области выполнить необходимо, однако финансировать данные работы в настоящее время не представляется возможным. Бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год сформирован, предоставить дополнительные средства не представляется возможным. При формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год будет рассмотрен вопрос о выделении средств на решение возникшего вопроса. Просила перенести срок исполнения предписания для Администрации г.Рязани до ДД.ММ.ГГГГ года, для МБДОУ «Детский сад №16» до ДД.ММ.ГГГГ года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 41 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнения санитарно-противоэпидемиологических-профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ №322 от 30 июня 2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Аналогичное положение содержится и в нормах статьи 11 указанного Федерального закона, согласно которой юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 года утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13», которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.
В силу ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны жизни и здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В судебном заседании установлено, что по итогам плановой выездной проверки в отношении юридического лица МБДОУ «Детский сад №16» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, со сроком устранения выявленных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ года.
С целью проверки исполнения предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ года была проведена выездная внеплановая проверка МБДОУ «Детский сад №16» ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией распоряжения Управления Роспотребнадзора по Рязанской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе проверки установлен факт неисполнения п.№ предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №№ от ДД.ММ.ГГГГ
В акте проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ года отражено, что пункты №№ №№ №№ предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №№ от ДД.ММ.ГГГГ года не выполнены, а именно: п.3 Поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки № № до требований п.п. 5.1., 5.4., 17.1., 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
п. 6. Поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки № № до требований п.п. 5.1., 5.4.. 17.1.. 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
п. 7. Поверхности стен и потолка в кабинете психолога до требований п.п. 5.1., 5.4., 17.1., 17.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» не доведены.
В настоящее время указанные нарушения МБДОУ «Детский сад № 16» не устранены, предписание должностного лица Роспотребнадзора в данной части не выполнено, что не отрицалось сторонами.
Неисполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей лишает детей наиболее благоприятных и оптимальных условий их содержания и воспитания, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 16», утвержденному постановлением Администрации г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ года за №№, последний является юридическим лицом (п. 1.3), имеет самостоятельный баланс, обособление имущество, лицевые счета, открываемые в установленном порядке, штамп со своим наименованием, печать установленного образца, бланки и другие реквизиты.
В пункте п.1.2 Устава указано, что учредителем данного учреждения является муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Рязани.
Имущество учреждения является муниципальной собственностью (пункт 6.2. Устава).
Администрация г.Рязани осуществляет следующие полномочия в отношении учреждения: осуществляет контроль за деятельностью учреждения; осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения; закрепляет за учреждением имущество на праве оперативного управления; осуществляет контроль за использование по назначению и сохранностью переданного учреждению имущества; - иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. (п. 5.2. Устава)
В соответствии с п. 6.13 Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно п.2.8. Устава учреждение, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников учреждения.
Однако в результате проведенной специалистами Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в МДОУ « Детский сад № 16» проверки выявлены нарушения норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, которые до настоящего времени не устранены.
Согласно п. 5.1 СанПиНа 2.4.1.3049-13 Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.
В соответствии с п. 5.4 СанПиНа 2.4.1.3049-13 потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные, умывальные, туалеты и другие) окрашиваются влагостойкими материалами.
Согласно п.17.1 СанПиНа 2.4.1.3049-13 – Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.).
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.
Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.
Согласно п.17.6 СанПиНа 2.4.1.3049-13 –Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
Вышеуказанные нарушения администрацией МДОУ «Детский сад № 16» не оспаривались. Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад № 16» Захряпина С.А. пояснила, что действительно установленные в ходе проверки нарушения имеются, они готовы их устранить при наличии денежных средств.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: копией распоряжения Управления Роспотребнадзора по Рязанской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, копией акта проверки №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, копией предписания №№ от ДД.ММ.ГГГГ., копией протокола об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, копией устава МБДОУ «Детский сад №16».
Установленные в ходе проверки и не устраненные до настоящего времени нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства угрожают жизни и здоровью воспитанников.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Судом установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.
Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства (п.1 ст.322 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
В силу ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п.9 указанной статьи).
При этом, свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, важной характеристикой учреждения, как юридического лица, является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Кроме того, в соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального Закона РФ «Об образовании» № 293-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из анализа положения Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса, а также Устава МБДОУ «Детский сад № 16» следует, что содержание, включая ремонт и установку нового оборудования, является расходной статьей бюджета муниципального образования, исполнение которого возложено на Администрацию г.Рязани.
Исходя из того, что в дошкольном образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, а муниципальное образование город Рязань является учредителем и собственником имущества МБДОУ «Детский сад № 16», суд приходит к выводу о наличии у ответчиков самостоятельной для каждого из них обязанности принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровью детей, находящихся в помещениях здания и на территории, отведенной учреждению, и считает необходимым возложить солидарную обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства как на образовательное учреждение, так и на Администрацию города Рязани.
Таким образом, требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области о возложении на Администрацию г. Рязани обязанности по выделению денежных средств на доведение поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки №6 до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; Доведение поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки №3 до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; Доведение поверхности стен и потолка в кабинете психолога до п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13, а также возложении на МБДОУ «Детский сад №16» обязанности после поступления денежных средств произвести вышеуказанные работы, признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд считает предложенный истцом срок для организации финансирования работ до ДД.ММ.ГГГГ года недостаточным и полагает возможным, с учетом мнения сторон установить срок Администрации г.Рязани для финансирования работ путем перечисления денежных средств на счет МБОДУ «Детский сад №16» до ДД.ММ.ГГГГ года, находя его разумным, поскольку в настоящее время выделить денежные средства для устранения нарушений не представляется возможным, так как на текущий 2020 год денежные средства на устранение данных нарушений не были заложены.
При этом судом также учитывается значительность объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для устранения допущенных в образовательном учреждении нарушений в соответствии с требованиями закона, а также принимается во внимание сложность финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления разных уровней, в связи с чем вопросы по распределению денежных средств, объявление конкурса и иные, связанные с проведением необходимых работ, займут не один месяц, и данное обстоятельство также имеет существенное значение при установлении ответчикам срока для совершения указанных действий.
Учитывая объем необходимых работ‚ суд считает предложенный истцом для устранения нарушений ответчиком МБДОУ «Детский сад №16» г. Рязани срок до ДД.ММ.ГГГГ года разумным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области требований и возложении на Администрацию г. Рязани обязанности по выделению денежных средств на проведение работ по устранению нарушений предписания, а также возложении на МБДОУ «Детский сад №16» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ года устранить нарушения предписания.
Руководствуясь ст.ст. 12,45, 56, 192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №16», Администрации г.Рязани о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Рязани в срок до ДД.ММ.ГГГГ года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №16» для выполнения работ по доведению поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки №№ до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; доведению поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки №№ до требований п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13; доведения поверхности стен и потолка в кабинете психолога до п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16», находящееся по адресу: г<адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года выполнить работы по доведению поверхности стен и потолка в туалетной (совмещенной с умывальной) групповой ячейки №№, доведению поверхности стен и потолка в буфетной групповой ячейки №№, доведению поверхности стен и потолка в кабинете психолога до п.п.5.1, 5.4, 17.1, 17.6 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Московский районный суд г.Рязани.
Судья Э.А. Кузнецова