Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Псковский городской суд (Псковская область) |
Дата поступления | 26.06.2023 |
Статьи кодексов | ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 0168379f-85eb-443d-98c0-b931ae72e9b6 |
Дело № 5-726/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 июня 2023 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., при секретаре Душевской К.П., рассмотрев дело в отношении гражданина Республики С. Мохаммедали М.О.А., **.**.1992 года рождения, уроженца г. Х., национальный заграничный паспорт <данные изъяты>, холостого, не имеющего несовершеннолетних детей, инвалидности не имеющего, не работающего, ранее проживавшего в Российской Федерации по адресу: <адрес>, об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
25.02.2023 в 00 часов 40 минут в ОП№2 УМВД России по <адрес>, было установлено, что гражданин Республики С. Мохаммедали М.О.А. находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока действия учебной визы, срок действия которой истек 12.03.2023, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8. КоАП РФ. Также Мохаммедали М.О.А. не имел при себе действующего национального заграничного паспорта и миграционной карты.
В судебном заседании гражданин Республики С. Мохаммедали М.О.А. вину в совершении административного правонарушения в целом признал, пояснил, что более четырех лет проживает на территории Российской Федерации, куда въехал с целью учебы в начале 2019 года, на период обучения в Поволжском государственном технологическом университете (г. Йошар-Ола) ему выдавались учебные визы, последний раз с 12.03.2022 по 11.03.2023. После отчисления из учебного заведения в марте 2023 и истечения срока действия визы (11.03.2023) он остался в Российской Федерации, так как намеревался обратиться за получением убежища, поскольку в стране его гражданской принадлежности идет гражданская война. Некоторое время он неофициально работал на птицефабрике в г. Йошар-Ола, где ему предоставлялось место в общежитии. Действующий национальный заграничный паспорт и миграционную карту он оставил в посольстве С. в г. Москве, поскольку для получения политического убежища требовалось проставить там некий штамп, какой именно Мохаммедали М.О.А. пояснить не смог. На руках у него имеется только паспорт Р04145047, срок действия которого истек 11.09.2022. 25.06.2023 он был задержан на автовокзале в г. Пскове, когда собирался выехать в г.Санкт-Петербург погулять. В связи с длительным сроком проживания в России он (Мохаммедали М.О.А.) понимает русскую речь, в связи с чем не требовал участия переводчика при составлении административного протокола, ему было понятно предъявленное обвинение, он своей рукой написал в протоколе, что имеет при себе просроченный паспорт. Жилья, работы, родственников либо устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации он не имеет.
Должностное лицо, составившее административный протокол, УУП ОП №2 УМВД Росси по г. Пскову Дмитриева Н.А. полагала вину Мохаммедали М.О.А. доказанной материалами дела. Пояснила, что после истечения срока действия ранее выданной ему визы, он должен был покинуть Российскую Федерацию не позднее 12.03.2023 года, но сделал этого, то есть проживал в Российской Федерации незаконно, был задержан без документов, удостоверяющих его личность. Поскольку при составлении административного протокола Мохаммедали М.О.А. общался с нею русском языке, понимал обращенную к нему речь, а протокол составлялся в ночное время, переводчик не приглашался. В базе данных АС ЦБДУИГ отсутствуют сведения об обращении Мохаммедали М.О.А. за предоставлением убежища в Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе, без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; при утрате документов, дающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и неподаче заявления об их утрате в миграционный орган; уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Пунктом 2 ст. 5 названного закона установлена обязанность временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики С. Мохаммедали М.О.А. 12.02.2019 въехал на территорию РФ через аэропорт «Домодедово» с целью учебы, ему семь раз выдавались многократные обыкновенные учебные визы, срок действия последней из которых истек 11.03.2023. Таким образом, с 12.03.2023 Мохаммедали М.О.А. незаконно пребывает на территории Российской Федерации.
Более того, в момент задержания у Мохаммедали М.О.А. отсутствовал при себе действующий национальный заграничный паспорт и миграционная карта, то есть фактически он находился на территории Российской Федерации без документов, удостоверяющих его личность.
Вина Мохаммедали М.О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.06.2023, в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения, данными АС ЦБДУИГ, копией заграничного паспорта указанного лица и виз, с истекшими сроками действия.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение на виновное лицо административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч.4-6 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст.16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Сведениями о наличии у Мохаммедали М.О.А. средств для осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации судья не располагает, в связи с чем не находит оснований для применения контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, полагая необходимым исполнение наказания в виде административного выдворения в принудительном порядке.
Более того, суд учитывает, что Мохаммедали М.О.А. не имеет жилья на территории Российской Федерации, при отсутствии у него действительного документа, удостоверяющего личность, он не сможет поселиться в гостиницу, приобрести билет на поезд или самолет. Легального источника дохода на территории Российской Федерации Мохаммедали М.О.А. также не имеет.
Согласно п.1 ст.2 выше приведенного Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами определен порядок выдачи компетентными государственными органами иностранным гражданам или лицам без гражданства документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2004 N 413 "О миграционной карте", миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации.
Вместе с тем, как указал Верховный Суд РФ в ответе на вопрос №6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), отсутствие в момент проведения государственного контроля (надзора) в сфере миграции у иностранного гражданина или лица без гражданства при себе действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, если имеются сведения о том, что такие документы выдавались в предусмотренном законодательством порядке компетентными государственными органами иностранному гражданину или лицу без гражданства, не утрачены и сохраняют свое действие.
В данном случае, согласно данным системы АС ЦБДУИГ, у Мохаммедали М.О.А. имеется действующий национальный заграничный паспорт, однако после 11.03.2023 новая виза ему не выдавалась.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение на виновное лицо административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 №11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П и др.).
В данном случае, устойчивых семейных связей, несовершеннолетних детей, родственников на территории Российской Федерации Мохаммедали М.О.А. не имеет.
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" определяет порядок признания лица беженцем. Согласно п. 7 названного Закона свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на срок рассмотрения данного ходатайства по существу.
В данном случае, сведений об обращении Мохаммедали Мохаммеда Омара Ахмеда в компетентные органы с целью предоставления убежища материалы дела не содержат.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полагает возможным назначить Мохаммедали М.О.А. наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Поскольку правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ является длящимся, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае не истек.
Существенных нарушений при составлении административного протокола не допущено. Отсутствие переводчика при составлении административного протокола к таковым отнесено быть не может, поскольку Мохаммедали М.О.А. длительное время (более четырех лет) проживает в Российской Федерации, обучался в российском высшем учебном заведении, в протоколе изложил свои пояснения на русском языке, а также понимал обращенную к нему речь, в судебном заседании отвечал на вопросы по-русски. Тем не менее, судом было удовлетворено ходатайство Мохаммедали М.О.А. о допуске к участию в деле переводчика для разъяснения ему юридических терминов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать гражданина Республики С. Мохаммедали М.О.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ч.5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях исполнения назначенного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации до исполнения назначенного административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации Мохаммедали М.О.А. поместить в ФКУ «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, МВД РФ» (дислокация г. Псков, ул. Новгородская, д.7).
Реквизиты по оплате штрафа: УФК по Псковской области (УМВД России по г. Пскову), ОП №2 по г. Пскову, ИНН 6027034576, р/с 03100643000000015700 в Отделении по Псковской области СЗГУ ЦБ РФ, кор/сч. 40102810145370000049, ОКТМО 58701000, КБК 1881160106110101140, КПП 602701001, БИК 015805002, УИН штрафа 1880360230012434668.
Разъяснить Мохаммедали М.О.А., что в соответствии с ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Новикова
С. М.О.А. **.** Х. <данные изъяты> <адрес> <адрес> С. М.О.А. М.О.А. С. М.О.А. С. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. С. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. М.О.А. С. М.О.А. М.О.А. М.О.А.