Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Псковский областной суд (Псковская область) |
Дата поступления | 24.05.2021 |
Дата решения | 24.06.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Анашкина Марина Михайловна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | faa55e01-e835-3415-b36b-65277609d724 |
1 инст. дело № 2а-1175/2021 № 33а-994/2021
Судья Лепихина М.Н.
60RS0001-01-2021-001658-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2021 г. город Псков
Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Анашкиной М.М.,
судей: Зайцевой Е.К., Дмитриевой Ю.М.,
при секретаре: Григорьевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом заседании административное дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.Г. на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 марта 2021 г. по административному иску [СКРЫТО] В.Г. к Главному управлению МЧС России по Псковской области о признании действия, бездействия незаконными.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения [СКРЫТО] В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Псковской области Филипповской Н.А., полагавшей судебное решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Псковской области о признании незаконным бездействия Управления МЧС России по Псковской области (начальника главного управления МЧС, заместителя начальника главного управления МЧС), выразившегося в не предоставлении информации на вопрос: «Привести полное определение понятия «режим повышенной готовности», имеющего юридическое обоснование с указанием соответствующих правовых норм и законов РФ»; признании незаконным бездействия Управления МЧС России по Псковской области (начальника главного управления МЧС, заместителя начальника главного управления МЧС), выразившегося в не предоставлении информации на вопрос: «Введен ли на территории Псковской области, территории какого-либо населенного пункта Псковской области, территориях гражданских предприятий и организаций Псковской области, каких-либо других территориях, в пределах границ Псковской области, режим повышенной готовности, или чрезвычайной ситуации для граждан, или иной какой-либо режим, который ограничивает права граждан, не имеющих отношение к Псковской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; признании незаконным бездействия Управления МЧС России по Псковской области (начальника главного управления МЧС, заместителя начальника главного управления МЧС), выразившегося в не предоставлении информации на вопрос: «Какое отношение [СКРЫТО] В.Г., как гражданин, имеет к Территориальной Псковской областной подсистеме РСЧС, и постановлениям (указам, распоряжениям), издаваемых и (или) действующих для этой подсистемы»; признании незаконным бездействия Управления МЧС России по Псковской области (начальника главного управления МЧС, заместителя начальника главного управления МЧС), выразившегося в не предоставлении ответа (разъяснения) по каждому пункту в виде отдельного документа на бумажном носителе; признании незаконным действия Управления МЧС России по Псковской области (начальника главного управления МЧС, заместителя начальника главного управления МЧС), выразившегося в направлении ответа на обращения без его рассмотрения по существу.
В обоснование требований указал, что 08 декабря 2020 г. административный истец обратился через интернет-портал ГУ МЧС России к руководителю ГУ МЧС России по Псковской области с заявлением, в котором просил ответить на поставленные в нем вопросы:
- привести полное определение понятия «режим повышенной готовности», имеющего юридическое обоснование с указанием соответствующих правовых норм законов РФ;
- введен ли на территории Псковской области, территории какого-либо населенного пункта Псковской области, территориях гражданских предприятий и организаций Псковской области, каких-либо других территориях, в пределах границ Псковской области, режим повышенной готовности, или чрезвычайной ситуации для граждан, или иной какой-либо режим, который ограничивает права граждан, не имеющих отношение к Псковской областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? Если какой-либо режим для граждан введен, то расписать, какой режим, на какой территории, указать границы этой (этих) территории (-ий), с какими ограничениями и время (срок) действия этих ограничений, с приложением соответствующих постановлений и распоряжений, оформленных в соответствии с действующим законодательством;
- какое отношение [СКРЫТО] В.Г., как гражданин, имеет к Территориальной Псковской областной подсистеме РСЧС, и постановлениям (указам, распоряжениям), издаваемых и (или) действующих для этой подсистемы?
Предоставить ответ (разъяснения) по каждому пункту просил в виде отдельного документа на бумажном носителе.
29 декабря 2020 г. на адрес его электронной почты поступил ответ, подписанный должностным лицом Бардиновым А.А., в котором отсутствовали ответы на поставленные [СКРЫТО] В.Г. в заявлении вопросы. При этом не была соблюдена форма документа, в которой [СКРЫТО] В.Г. запрашивал ответ.
В связи с изложенным обратился в суд с настоящим иском.
[СКРЫТО] В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ГУ МЧС России по Псковской области Филипповская Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что 08 декабря 2020 г. на официальный интернет-портал Главного управления поступило обращение [СКРЫТО] В.Г., которое было рассмотрено в период с 08 декабря 2020 г. по 29 декабря 2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 59-ФЗ), 29 декабря 2020 г. административному истцу направлен мотивированный ответ по существу поставленных в нем вопросов в письменной форме почтовым отправлением и в форме электронного документа электронной почтой. В ответе на обращение по всем поставленным вопросам заявителю даны разъяснения со ссылкой на нормативные правовые акты. Обращение рассмотрено в установленный срок, ответ оформлен надлежащим образом. Оформление ответа на обращение отдельно по каждому вопросу, а также приложение к ответу нормативных правовых актов законом не предусмотрено.
Решением Псковского городского суда от 23 марта 2021 г. в удовлетворении требований [СКРЫТО] В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.Г. просит отменить решение Псковского городского суда от 23 марта 2021 г., принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что ответ на обращение содержит полные и мотивированные разъяснения по всем поставленным вопросам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 217 КАС РФ граждане вправе оспаривать решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что их права и законные интересы нарушены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из данной нормы, для удовлетворения заявленных требований административного истца необходимо установить нарушение норм действующего законодательства должностными лицами, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, и нарушения прав и законных интересов административного истца в результате таких решений, действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, 08 декабря 2020 г. на официальный интернет-портал Главного Управления МЧС России по Псковской области поступило обращение [СКРЫТО] В.Г. (вх. №Г-184-185 от 09 декабря 2020 г.), в котором заявитель указал, что на мобильный телефон постоянно приходят смс-сообщения, из которых следует, что на территории Псковской области веден режим повышенной готовности для граждан, в связи с чем просил ответить на вышеуказанные вопросы.
29 декабря 2020 г. по результатам рассмотрения обращения [СКРЫТО] В.Г. административным ответчиком по существу поставленных в заявлении вопросов дан мотивированный ответ (исх. № ИГ-184-71-6-6).
В ответе разъяснено, что информирование населения о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и мерах по их предупреждению Главным управлением МЧС России по Псковской области проводится путем смс рассылки в сетях операторов сотовой связи в соответствии с Федеральными законами от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № 68-ФЗ), от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Сообщено, что в соответствии с ФЗ № 68-ФЗ, Законом Псковской области от 04 мая 2008 г. №762-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 31 января 2020 г. № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению риском завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), распоряжением Администрации Псковской области от 05 марта 2020 г. № 133-р «О введении режима повышенной готовности Псковской области» с 05 марта 2020 г. по настоящее время введен режим функционирования «повышенная готовность». Указано, что Законом № 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» установлены правила поведения, обязательные для исполнения гражданами.
Ответ направлен посредством почтового отправления на бумажном носителе и в форме электронного документа на адрес указанной [СКРЫТО] В.Г. электронной почты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав обжалуемый ответ на обращение, с учетом приведенных в нем правовых норм, пришел к обоснованным выводам, что обращение рассмотрено в соответствии с требованиями ФЗ № 59-ФЗ в установленном порядке и в установленный срок, ответ на обращение содержит полные и мотивированные разъяснения по всем поставленным [СКРЫТО] В.Г. вопросам со ссылкой на нормативные правовые акты, направлен административным ответчиком в установленной форме на бумажном носителе почтовым отправлением и электронным документом на электронный адрес заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что судебное решение соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 ФЗ № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом ( часть 3 статья 10 ФЗ № 59-ФЗ).
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (часть 4 статьи 10 ФЗ №59-ФЗ).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 ФЗ № 59-ФЗ).
Оспариваемый ответ Главного Управления МЧС России по Псковской области соответствует указанным выше правовым нормам, в нем содержатся ответы на поставленные заявителем вопросы со ссылками на нормативные правовые акты, регулирующие установление режима повышенной готовности, правила поведения, которые устанавливаются при данном режиме.
Обращение [СКРЫТО] В.Г. рассмотрено в установленные сроки.
Доказательств того, что оспариваемым ответом административного ответчика нарушены права, свободы или законные интересы административного истца, не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выражающим несогласие апеллянта с содержанием обжалуемого ответа на его обращение, оснований для вмешательства в постановленное судебное решение судебная коллегия не усматривает.
Несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, а также с установлением режима повышенной готовности, не может повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] В.Г. – без удовлетворения.
На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев.
Мотивированное определение изготовлено 29 июня 2021 г.
Председательствующий | . | М.М. Анашкина |
Судьи | . | Е.К. Зайцева |
. | Ю.М. Дмитриева |
.
.