Дело № 2-3451/2023 ~ М-2286/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ленинский районный суд г. Перми (Пермский край)
Дата поступления 16.06.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 3d88cd79-b6fe-466b-a558-0775b49c9e0c
Стороны по делу
Истец
******** *************** ****** ****** ***** * ********* *************** ***** ***
Ответчик
************* ****** *****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по гражданскому делу
Информация по делу

УИД 59RS0004-01-2023-003229-89

Дело № 2-3451/23 Мотивированное решение изготовлено 10.08.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Баженовой В.Р.,

с участием представителя истца Глуховой А.Ю.,

представителя ответчика и третьего лица - администрации Индустриального района г.Перми Гусейновой А.А.,

представителя третьего лица – Департамента имущественных отношений администрации г.Перми Глуховой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности,

установил:

прокурор Индустриального района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Перми, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать администрацию г.Перми в течение 90 дней со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет автомобильных дорог: <Адрес> от Бершетского переулка до <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес> (л.д. 108).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Индустриального района города Перми обобщена практика исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующего вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети. Установлено, что администрация Индустриального района города Перми направляла в департамент дорог и благоустройства администрации города Перми документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры -автомобильных дорог: <Адрес> от Бершетского переулка до <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>. В ответе департамента дорог и благоустройства администрации <Адрес> указано о целесообразности принятия в муниципальную собственность указанных выше участков дорог. Вместе с тем, данные участки дорог в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты. Факт того, что указанные дорожные объекты являются бесхозяйными, подтверждается выписками Управления Росреестра по Пермскому краю, ТУ Росимущества по Пермскому краю, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Департамента имущественных отношений администрации города Перми, а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети. Таким образом, данные автомобильные дороги являются бесхозяйными. Бездействие администрации г.Перми, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на исковых требованиях.

Представитель ответчика - администрации г.Перми и третьего лица - администрации Индустриального района города Перми в судебном заседании с исковыми требованиями с учетом уточнения не согласилась по доводам, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.

Представитель третьего лица – Департамента имущественных отношений администрации города Перми в судебном заседании поддержала письменный отзыв на иск.

Третье лицо – Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федеральный закон № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В частях 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Индустриального района города Перми проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующего вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети, по результатам которой выявлены бесхозяйные объекты транспортной инфраструктуры - автомобильные дороги: <Адрес> от Бершетского переулка до <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>; по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>.

Факт того, что указанные дорожные объекты являются бесхозяйными подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 13, 20, 27, 37, 43, 49, 55, 61, л.д. 103 оборот-107), ответом ТУ Росимущества по Пермскому краю (л.д. 15-16), ответом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края (л.д. 29), ответами Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми) (л.д. 14, 30, 103), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» (л.д. 28, 31).

Во всех случаях Департаментом дорог и благоустройства администрации города Перми дано заключение об обоснованности и целесообразности принятия выявленных объектов автомобильных дорог в муниципальную собственность города Перми.

С учетом вышеприведенного правового регулирования, принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт того, что спорные автомобильные дороги на кадастровом учете не состоят, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о возложении на администрацию города Перми обязанности принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, спорных бесхозяйных автомобильных дорог, поскольку орган местного самоуправления муниципального образования является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц.

Отсутствие собственника участков автомобильных дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс выявленных бесхозяйных объектов недвижимости, которые используются неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на администрацию города Перми (ИНН 5902290635) обязанность в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет автомобильных дорог, находящихся в городе Перми:

- автомобильная дорога, <Адрес> от Бершетского переулка до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>;

- автомобильная дорога по <Адрес> от <Адрес> до <Адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (И.П.Рожкова)

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Ленинский районный суд г. Перми (Пермский край) на 16.06.2023 в базе нет.