Дело № 33-1709/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Пензенский областной суд (Пензенская область)
Дата поступления 03.06.2020
Дата решения 30.06.2020
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Мананникова Валентина Николаевна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 288119e1-bfc3-3c4a-82fb-883b9d7ab659
Стороны по делу
Истец
******* ******** *************
Ответчик
** *********** ** ***** ************** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 58RS0018-01-2019-005049-56 1 инстанция №2-269/2020

Судья Копылова Н.В. Дело №33-1709/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2020 года г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Макаровой С.А.,

Судей Мягковой С.Н., Мананниковой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 января 2020 года по делу по иску [СКРЫТО] В.А. к государственному учреждению – Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании неисполненным распоряжения Правительства №2347-р от 31 декабря 2005 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска [СКРЫТО] В.А. к государственному учреждению – Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании неисполненным распоряжения Правительства №2347-р от 30 декабря 2005 года отказать,

У с т а н о в и л а:

[СКРЫТО] В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании неисполненным ответчиком распоряжения Правительства РФ №2347-р от 30 декабря 2005 года, признании незаконной оплату ответчиком государственного контракта №189/106 без предоставления услуг восстановительной терапии, ортезирования и протезирования, предусмотренных Перечнем, утвержденным названным распоряжением Правительства РФ, и возложении обязанности исполнить государственный заказ по обеспечению средствами реабилитации. В обоснование иска указал, что в ходе рассмотрения Ленинским районным судом г. Пензы гражданского дела №2-3594/2018 он ознакомился с государственным контрактом №189/106 от 08 июля 2014 года, заключенным для обеспечения его протезами <данные изъяты>, заказчиком по которому являлось Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования, исполнителем - Пензенское протезно-ортопедическое предприятие. Заключая контракт, ответчик руководствовался распоряжением Правительства РФ №2347-р от 30 декабря 2005 года, содержащим федеральный перечень услуг реабилитации и технических средств, представляемых инвалиду в рамках государственной поддержки и социальной помощи. В числе услуг в указанном перечне предусмотрены услуги восстановительной терапии, ортезирования и протезирования, которые надлежало сторонам контракта предоставить ему в рамках государственного контракта. 28 июля 2014 года по направлению ответчика он был помещен в стационар Пензенского протезно-ортопедического предприятия для получения услуг реабилитации, а 29 июля 2014 года исполнитель прекратил исполнять услуги по его реабилитации. Фактически, услуги ему не были оказаны, тем не менее, ответчик произвел оплату услуг, что считал незаконным.

В судебное заседание [СКРЫТО] В.А., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель государственного учреждения – Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Деркина Г.И. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Рассмотрев требование [СКРЫТО] В.А. о признании неисполненным распоряжения Правительства №2347-р от 30 декабря 2005 года, Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе [СКРЫТО] В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного, вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права. Так, считает, что суд, в нарушение требований ст. ст. 39, 113, 114, 147, 148, 196 ГПК РФ, не вынес определение о подготовке дела к судебному разбирательству и не разрешил задачи подготовки дела; не известил его надлежаще о слушании дела, назначенном на 16 января 2020 года; не рассмотрел его требования относительно неоказания услуг медицинской реабилитации и их оплаты. Считает вывод суда о том, что у ответчика отсутствует обязанность исполнять распоряжения Правительства РФ, противоречит Федеральному Конституционному закону №2-ФКЗ «О правительстве РФ». Суд, по мнению автора жалобы, ошибочно наделил ИПР статусом акта, превосходящего распоряжение Правительства РФ, тогда как ИПР является документом, содержащим перечень услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утверждённым распоряжением Правительства РФ №2347-р, а значит, неисполнение указанного распоряжения свидетельствует о неисполнении ИПР.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о слушании дела извещены надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15 января 2014 года по результатам медико-социальной экспертизы бюро №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России [СКРЫТО] В.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности, разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой рекомендованы протезы <данные изъяты> (л. д. 93-96). Исполнителем проведения данного вида мероприятия медицинской реабилитации был назначен Фонд социального страхования, срок проведения 15 января 2014 года – 01 января 2016 года. На основании заявления [СКРЫТО] В.А. от 23 января 2014 года он был направлен в ФГУП «Пензенское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России на изготовление немодульных протезов.

08 июля 2014 года по результатам проведенного аукциона между ГУ – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и ФГУП «Пензенское протезно- ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (исполнитель) ( правопреемником является ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда РФ) был заключен государственный контракт №189/106 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей (л. д. 16-22). Получателем протезов в рамках данного контракта являлся [СКРЫТО] В.А.

Согласно указанному контракту, исполнитель ФГУП «Пензенское ПрОП» обязуется выполнить работы по обеспечению получателей протезами нижних конечностей, предусмотренные техническим заданием, являющимся приложением №1 к контракту, а ГУ - Пензенский РО ФСС РФ - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Согласно п. 4.1.4 и 4.1.5 данного контракта, исполнитель обязан обеспечить инструктаж и консультативную помощь получателям по правильному пользованию изделием, производить гарантийный ремонт или замену изделий, вышедших из строя до истечения гарантийного срока за счет собственных средств.

Исполнитель обязан обеспечивать получателей гарантийным талоном и информировать их об условиях проведения гарантийного обслуживания, а также предоставить паспорт изделий и инструкцию по их эксплуатации (п. 4.1.6).

Заказчик обязан выдать получателям направления, и в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 года №439-н указать в направлении срок его действия – 31 октября 2014 года, принять и оплатить фактически выполненные работы, провести экспертизу для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (п. 4.2).

Согласно раздела 5 контракта при передаче изделия исполнитель и получатель либо лицо, представляющее его интересы, подписывают акт сдачи-приемки изделия (п. 5.1). Заказчик осуществляет приемку выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с законом №44-ФЗ, экспертизы результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 5.3).

Из актов приемки №00002267/00025659 и №00002267/00025658 от 28 июля 2014 года, следует, что [СКРЫТО] В.А. были получены протезы <данные изъяты> в количестве двух штук в упаковке с памятками по пользованию, гарантийным талоном и паспортом, о чем в актах имеется подпись [СКРЫТО] В.А. (л. д. 58-59).

28 июля 2014 года [СКРЫТО] В.А. для обучения пользованию протезами был госпитализирован в стационар сложного и атипичного протезирования в ФГУП «Пензенское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты РФ, где находился по 15 августа 2014 года.

Во исполнение условий контракта сторонами подписан итоговый акт о приемке выполненных работ (л. д. 60).

Поскольку каких-либо претензий со стороны [СКРЫТО] В.А. не имелось, протезы были изготовлены в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации, Пензенским региональным отделением ФСС РФ произведена оплата за выполненные работы, подписан акт сверки расчетов (л. д. 61-62).

В ходе неоднократных судебных разбирательств по искам [СКРЫТО] В.А. к ГУ - Пензенское региональное отделение ФСС РФ и к ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации судами установлено, что обязательства исполнены сторонами в полном объеме, истец при приемке протезов никаких замечаний к их качеству не предъявлял, на несоответствие их условиям контракта не ссылался (решения Ленинского районного суда г. Пензы от 01 февраля 2018 года, от 24 января 2019 года).

В настоящем иске истец ссылается на неисполнение ответчиком распоряжения Правительства РФ №2347-р от 30 декабря 2005 года.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворения требования [СКРЫТО] В.А. о признании неисполненным распоряжения Правительства №2347-р от 30 декабря 2005 года, суд первой инстанции, установил и исходил из того, что основанием для обеспечения инвалида средствами реабилитации является индивидуальная программа реабилитации, которая разрабатывается и выдается учреждениями медико-социальной экспертизы, а территориальные Фонды обязательного медицинского страхования осуществляют обеспечение инвалидов средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которыми [СКРЫТО] В.А. был обеспечен, но от их освоения отказался; что указанное распоряжение устанавливает лишь тот объем реабилитационных мероприятий, которое гарантирует государство инвалидам, а конкретные виды средств реабилитации, их объем из предусмотренных федеральным перечнем устанавливаются каждому инвалиду по медицинским показаниям, что отражается в индивидуальной программе реабилитации, а потому посчитал, что данным распоряжением на Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы какие-либо обязанности не возлагаются.

С данным выводом суда первой инстанции в целом судебная коллегия соглашается в силу следующего.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанной нормы закона распоряжением Правительства РФ №2347-р от 30 декабря 2005 года утвержден Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с которым к техническим средствам реабилитации относятся, в том числе, протезы и ортезы.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Согласно п. п. 11, 12 Административного регламента, утверждённого приказом Минтруда РФ от 23 сентября 2014 года №657 (действовал в рассматриваемый период) предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации через территориальные органы Фонда.

Во исполнение названного закона Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила).

Согласно п. 2 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В силу п. п. 4, 5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона №181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе, инвалидов техническими средствами реабилитации. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №2347-р на ФСС РФ и его территориальные органы не возлагаются какие-либо обязанности, не основан на системном толковании приведённых норм в их взаимосвязи, а потому подлежит исключению из мотивировочной части оспариваемого решения.

Вместе с тем, данный вывод суда не влияет на законность обжалуемого решения, поскольку, как было указано выше, суд установил, что средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации истца, а именно, протезами немодульными, он был обеспечен, но их освоения отказался. Доказательств обратному [СКРЫТО] В.А. не представил, в связи с чем его доводы о неисполнении ответчиком распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №2347-р на ФСС РФ не основаны на обстоятельствах дела, а потому обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что районным судом были допущены нарушения процессуальных норм (ст. ст. 39, 113, 114, 147, 148, 196 ГПК РФ), во внимание судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку в силу ч. ч. 3, 4 ст. 330 ГПК РФ указанные нарушения не являются основанием для отмены решения суда, а кроме того, указанный довод не основан на материалах дела.

Суд также рассмотрел заявленные требования [СКРЫТО] В.А. в полном объёме, поскольку по требованию о признании незаконной оплаты государственного контракта и понуждении к исполнению государственного заказа по обеспечению средствами реабилитации производство было прекращено определением суда от 16 января 2020 года.

Не соответствует материалам дела и ссылка [СКРЫТО] В.А. в апелляционной жалобе на его ненадлежащее извещение о слушании дела, назначенном на 14 часов 16 января 2020 года, поскольку в судебное заседание на указанную дату истец извещался телефонограммой 26 декабря 2019 года, которую принял лично (л. д. 32), а также заказным письмом с уведомлением, которое было им получено 06 января 2020 года (л. д. 33, 34).

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу [СКРЫТО] В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Пензенский областной суд (Пензенская область) на 03.06.2020:
Дело № 33-1749/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бурдюговский Олег Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1722/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лукьянова Ольга Вячеславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1769/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Макарова Светлана Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-1737/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Елагина Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1777/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мананникова Валентина Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1750/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Елагина Татьяна Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1770/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жукова Елена Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1771/2020, апелляция
  • Дата решения: 30.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лукьянова Ольга Вячеславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1725/2020, апелляция
  • Дата решения: 16.09.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гошуляк Татьяна Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-1765/2020, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Терехина Лилия Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-608/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Матюшенко Оксана Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-609/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Подшибякина Ольга Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ