Дело № 33а-869/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 19.03.2021
Дата решения 08.04.2021
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Циркунова Ольга Михайловна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 35754172-d9c3-3b2f-9835-2d719b63ddf4
Стороны по делу
Истец
******** *********** ****** ********* *******
Ответчик
************* *********** ****** ********* *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Лазарева Л.В. Дело № 33а-869/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 апреля 2021 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей: Сафроновой Л.И. и Георгиновой Н.А.,

при секретаре Врацкой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верховского района Орловской области о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения и возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе администрации Верховского района Орловской области на решение Верховского районного суда Орловской области от 25 ноября 2020 года, которым удовлетворены заявленные административные исковые требования,

Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., выслушав представителя административного ответчика администрации Верховского района Орловской области -Д.И.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Токарева Н.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Прокурор Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Верховского района Орловской области о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения и возложении обязанностей.

В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также обеспечения прав граждан на образование установлено, что органами местного самоуправления Верховского района Орловской области не принимаются должные меры к содержанию автомобильных дорог, обеспечению транспортной доступности для населения.

Автомобильная дорога с. Коньшино- д. Сидоровка – д. Алексеевка входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Верховского района Орловской области, утвержденный постановлением администрации Верховского района №27 от 03 февраля 2015г.

На указанной автомобильной дороге имеются выбоины, отсутствует бордюрное ограждение, ширина проезжей части не соответствует требованиям ГОСТ 50597-2017.

Проверкой также установлено, что подвоз детей, проживающих в д.Алексеевка, обучающихся в МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа», осуществляется до школы от с. Коньшино, при этом транспортной доступности от д. Алексеевка до с. Коньшино не имеется.

Регулярные пассажирские перевозки в д.Алексеевка Верховского района не осуществляются, что препятствует жителям в осуществлении их права на свободу передвижения.

В связи изложенным, с учетом уточнений исковых требований, просил признать бездействие администрации Верховского района Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения и транспортной доступности на территории Верховского района Орловской области незаконным; обязать администрацию Верховского района Орловской области привести участок дороги идентификационный номер 54208 ОП МР 54Н-025 д. Алексеевка - д. Сидоровка - с. Коньшино от км 1+150 до км 3+350 протяженностью 2 км 200 м в соответствие с требованиями в области безопасности дорожного движения, установленными Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ 50597-2017, в срок до 01 мая 2021 г.; обязать администрацию Верховского района Орловской области обеспечить транспортную доступность учащихся МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа», проживающих в д. Алексеевка Верховского района Орловской области, до места остановки школьного автобуса – участка асфальтобетонной площадки перед магазином в с. Коньшино, с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Верховского района Орловской области по доверенности Д.И.В. исковые требования признала частично, пояснила, что для приведения участка дороги в соответствие с требованиями в области безопасности дорожного движения необходимы значительные финансовые затраты, которые превышают расходы по содержанию всего дорожного фонда Верховского района. Также указала, что требования прокурора невозможно выполнить в указанные им сроки.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе администрация Верховского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части ввиду его незаконности и необоснованности.

Полагает, что при разрешении настоящего дела, суд не принял во внимание, что между администрацией Верховского района Орловской области и администрацией Коньшинского сельского поселения заключено соглашение №2 по передаче части полномочий, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которые включают работы по восстановлению дорожного покрытия, планировку откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав. На выполнение указанных работ в бюджете Верховского района заложены денежные средства в размере 580,3 тыс. рублей

Указывает, что администрацией Коньшинского сельского поселения в сентябре 2020 г. выполнены работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги д. Алексеевка – д. Сидоровка – с. Коньшино.

Кроме того, суд необоснованно не учел, что предполагаемая сумма на капитальный ремонт автодороги составляет более 20 миллионов рублей, тогда как дорожный фонд Верховского района Орловской области на 2021г. составляет 12 490 тысяч рублей, в связи с чем администрация Верховского района Орловской области готова частично провести работу по ремонту и содержанию автодороги д. Алексеевка – д. Сидоровка – с. Коньшино.

Просит отменить решение в части, указав на обязанность администрации Верховского района Орловской области выполнить устройство щебеночного покрытия на участке дороги идентификационный номер 54208 ОП МР 54Н-025 д. Алексеевка – д. Сидоровка – с. Коньшино от км 1+150 до км 3+350 протяженностью 2 км 200 м в срок до 01 сентября 2021 г.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения реализуются органами местного самоуправления муниципального района (пункт 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно пункту 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Как следует из пункта 1 ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Судом установлено, что автомобильная дорога с. Коньшино- д. Сидоровка – д. Алексеевка входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах Верховского района Орловской области, утвержденный постановлением администрации Верховского района №27 от 03 февраля 2015г. (л.д. 63-74).

Из акта технического осмотра участка автомобильной дороги «Коньшино-Сидоровка-Алексеевка» от 05 ноября 2020г. следует, что автомобильная дорога от км 1+150 до км 3+350 протяженностью 2 км 200 м имеет щебеночное покрытие, которое находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует необходимое дорожное ограждение, имеются выбоины, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 60697-2017, в связи с чем требуется проведение работ по капитальному ремонту (л.д. 147-154).

Оценив представленные административным истцом доказательства, а именно тот факт, что автомобильная дорога с. Коньшино- д. Сидоровка – д. Алексеевка, являющаяся автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не соответствует требованиям ГОСТ Р 60697-2017, в области безопасности дорожного движения, суд пришел к обоснованному выводу о ненадлежащей реализации уполномоченными органами местного самоуправления возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах, в целях устранения нарушения права граждан на безопасность в области дорожного движения, суд обоснованно признал незаконным бездействие административного ответчика и возложил на него обязанность по приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 60697-2017 и Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, установив разумный срок для исполнения принятого решения.

Судом также установлено, что подвоз детей, проживающих в д. Алексеевка Верховского района Орловской области, обучающихся в МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа», осуществляется до школы от с. Коньшино, при этом транспортной доступности от д. Алексеевка до с. Коньшино не имеется, в связи с чем обучающиеся из д. Алексеевка проходят до остановочного павильона в д. Коньшино более одного километра.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как следует из пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Пунктом 2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций не может превышать более 4 км. При расстояниях свыше для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Поскольку обучающиеся в МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа», проживающие в д. Алексеевка осуществляют пешеходный подход к месту сбора на остановке школьного автобуса в с. Коньшино более 1 км, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, суд пришел к обоснованному выводу о неисполнении органами местного самоуправления возложенных обязанностей по обеспечению права на образование.

При таких обстоятельствах, в целях устранения нарушения права граждан на доступное образование, суд обоснованно признал незаконным бездействие административного ответчика и возложил на него обязанность по обеспечению транспортной доступности учащихся МБОУ «Русско-Бродская средняя общеобразовательная школа», проживающих в д. Алексеевка до места остановки школьного автобуса, установив разумный срок для исполнения принятого решения.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании норм материального права.

При этом доводы апелляционной жалобы в части отсутствия необходимых финансовых средств в бюджете для приведения автомобильной дороги в соответствие с требованиями нормативных документов, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определяя формы и направления расходов бюджетных средств.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что необходимо установить срок для исполнения решения в части приведения автомобильной дороги в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения – до 01 сентября 2021 г., ничем не обоснована, не ставит под сомнение установленный судом срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства и не влекут отмену состоявшегося по делу решения, поскольку сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Верховского районного суда Орловской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Верховского района Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 19.03.2021:
Дело № 33-875/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.03.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курлаева Лада Игоревна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-881/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2021
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-852/2021, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-866/2021, апелляция
  • Дата решения: 21.07.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-868/2021, апелляция
  • Решение: производство по делу прекращено (с отменой решения) - утверждено мировое соглашение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-873/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-848/2021, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забелина Оксана Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-864/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-882/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-883/2021, апелляция
  • Дата решения: 05.05.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-74/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.05.2021
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Циркунова Ольга Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-398/2021, апелляция
  • Дата решения: 22.03.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Артамонов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/2-2/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2021
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марков Валерий Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ