Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 21.01.2022 |
Дата решения | 17.02.2022 |
Категория дела | исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действий и исполнительного сбора |
Судья | Сабаева Ирина Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f470ef38-b6cf-33ef-8565-e876c23e5a07 |
Судья Гнеушева Е.Н. дело № 33а-330/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2022 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Георгиновой Н.А., Чуряева А.В.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело № по административному исковому заявлению администрации Урицкого района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области К.С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области на решение Урицкого районного суда Орловской области от 9 ноября 2021 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление администрации Урицкого района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области К.С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП - удовлетворить.
Освободить администрацию Урицкого района Орловской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области К.С.И. от 19 мая 2020 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 18 февраля 2020 года».
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя административного истца - администрации Урицкого района Орловской области О.А.С., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - администрация Урицкого района Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП по Орловской области), об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование заявленных требований указывалось, что вступившим в законную силу решением Урицкого районного суда Орловской области от 15.10.2019 на администрацию Урицкого района Орловской области возложена обязанность предоставить ФИО7, <дата> года рождения, на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании судебного решения, службой судебных приставов-исполнителей межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам (далее - МОСП по ОИП) УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое получено администрацией 18.02.2020.
19.05.2020 и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области К.С.И. вынесено постановление о взыскании с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Административный истец ссылался на то, что администрацией предпринимались все зависящие от нее меры в рамках действующего законодательства, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, однако по независящим от нее обстоятельствам решение суда фактически исполнено в 2021 году.
Администрация Урицкого района Орловской области, как орган местного самоуправления, действуя в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2006 № 727-03 ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», осуществляет финансирование переданных государственных полномочий за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Приобретение жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с соблюдением установленных сроков.
Указанные обстоятельства не позволили должнику исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд освободить администрацию Урицкого района Орловской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определением Урицкого районного суда Орловской области от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП по Орловской области К.С.И.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФССП по Орловской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Считает, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора от 19.05.2020, так как должник - администрация Урицкого района Орловской области не исполнил требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, в отсутствие уважительных причин такого неисполнения.
Не совершение своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора свидетельствует о наличии вины, неосмотрительности в действиях должника по исполнительному производству.
Ссылается на то, что должником- администрацией Урицкого района Орловской области судебному приставу-исполнителю не были представлены доказательства того, что решение суда не было своевременно исполнено вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
Административные ответчики- УФССП по Орловской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области К.С.И. надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. От представителя административного ответчика - УФССП по Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу статьи 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229- ФЗ) постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом № 229-ФЗ, согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний статьи 112 поименованного закона исполнительский сбор- это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.п. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Согласно статье 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 указанного Закона финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Урицкого районного суда Орловской области от 15.10.2019 удовлетворены исковые требования Урицкого межрайонного прокурора Орловской области, в интересах ФИО7 к администрации Урицкого района Орловской области о предоставлении на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10-12).
На основании указанного судебного решения и.о. ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области К.С.И. 18.02.2020 возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией Урицкого района Орловской области 20.08.2020, что не оспаривалось представителем административного истца при рассмотрении дела.
19.05.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области К.С.И. вынесено постановление о взыскании с администрации Урицкого района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с установлением должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа до 01.07.2020 (л.д. 96-98).
Основанием для взыскания исполнительского сбора послужил факт того, что исполнительный документ администрацией Урицкого района Орловской области не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность неисполнения требований исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю не представлено.
21.09.2020 постановлением и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области К.С.И. вынесено постановление об установлении должнику администрации Урицкого района Орловской области нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 26.10.2020 и предупреждение о привлечении к ответственности за неисполнение судебного акта (л.д. 100-103).
Обосновывая свою позицию о невозможности исполнения судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа, должник - администрация Урицкого района Орловской области ссылаясь на наличие независящих от должника обстоятельств, не позволивших своевременно исполнить решение суда, и принятие всех необходимых мер для надлежащего его исполнения.
Проверяя доводы административного истца, судом установлено, что на 2020 финансовый год муниципальному образованию «Урицкий район» была предоставлена субвенция на основании закона Орловской области от 04.12.2019 №2421-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в размере 6 307 152 рублей для реализации переданных государственных полномочий, что достаточно для приобретения 6 жилых помещений (уведомления №169 от 09.12.2019 на сумму 2 102 364 рубля межбюджетного трансфера, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с судебными решениями; уведомление №219 от 09.12.2019 года на сумму 4 204 728 рублей межбюджетного трансфера, предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений).
По состоянию на 25.12.2019 ФИО7 числился в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа под номером 3.
В целях исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области, администрацией Урицкого района Орловской области в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 было проведено 9 электронных аукционов, по результатам которых заключены 6 муниципальных контрактов (протокол от 26.03.2020, номер закупки №; протокол от 08.12.2020, номер закупки №; протокол от 08.12.2020, номер закупки №; протокол от 08.12.2020, номер закупки №; протокол от 18.12.2020, номер закупки №; протокол от 08.12.2020, номер закупки №); по двум из них принято решение о не соответствии единственной заявки участника аукциона конкурсной документации (протокол от 08.12.2020, номер закупки №; протокол от 08.12.2020, номер закупки №), один электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок (протокол от 12.03.2020, номер закупки №).
23.04.2020 жилое помещение, приобретенное в марте 2020 года, было передано ФИО8, стоящему в очереди на получение жилого помещения перед ФИО7
Для приобретения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе, ФИО7, администрацией Урицкого района Орловской области было в адрес руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО9 направленно предложение от 02.11.2020 №4305 с просьбой перевести в полном объеме денежные средства с КБК 002 1004 89000 72950 41 00310 на КБК 002 1004 89000 72960 41 00310.
04.12.2020 №5- 1/3808 Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области уведомил администрацию Урицкого района Орловской области о том, что соответствующее предложение направлено в Департамент финансов Орловской области с целью включения соответствующих поправок в Закон Орловской области об областном бюджете.
После данных изменений администрацией Урицкого района в декабре 2020 года были проведены электронные аукционы, по результатам которых в муниципальную собственность было приобретено 5 жилых помещений на территории пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области.
Согласно выписке из протокола № 55 заседания комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе от 11.02.2021, за ФИО7 закреплено жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Урицкого района Орловской области, расположенное по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, пер. Карьерный, д. 2/4 (л.д. 14).
Однако, 20.10.2021 в адрес администрации Урицкого района Орловской области от ФИО7 поступило заявление об отмене закрепления за ним указанного жилого помещения.
В этой связи, 20.10.2021 на заседании комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Урицком районе Орловской области было принято решение отменить закрепление за ФИО7 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и провести аукционные процедуры по приобретению жилого помещения (квартиры, жилого дома, жилого дома блокированной застройки) в муниципальную собственность Урицкого района Орловской области на территории Урицкого района Орловской области для предоставления ФИО7
14.02.2022 в адрес администрации Урицкого района Орловской области поступило заявление от ФИО7, из которого усматривается, что он отказался от заключения договора специализированного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
До настоящего времени между администрацией Урицкого района Орловской области и ФИО7 договор специализированного найма жилого помещения не заключен.
Установив указанные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что административным истцом принимались все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, однако реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок не имелось по независящим от должника обстоятельствам, учитывая, что административный истец не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете, а также не является субъектом предпринимательской деятельности, исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральных законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Урицкого районного суда Орловской области от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи