Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 21.01.2022 |
Дата решения | 10.02.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Сабаева Ирина Николаевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 88bcd678-7457-3a6a-bb37-1d804dc75a75 |
Судья Агибалов В.С. дело № 33а-329/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2022 г. город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к С.А.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
по апелляционной жалобе С.А.А. на решение Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2021 г., которым постановлено:
«административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к С.А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени – удовлетворить.
Взыскать с С.А.А., <дата> года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Орёл, <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу задолженность в общей сумме 2440 (две тысячи четыреста сорок) рублей 48 копеек, из которой:
- недоимка по уплате земельного налога за 2015 год в размере 160 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по уплате земельного налога за 2015 год за период образования с 02.12.2016 по 22.11.2017 в размере 17,70 руб.;
- недоимка по уплате земельного налога за 2016 год в размере 1301 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по уплате земельного налога за 2016 год за период образования с 02.12.2017 по 05.12.2017 в размере 1,43 руб.;
- недоимка по уплате земельного налога за 2015 год в размере 948,83 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по уплате земельного налога за 2015 год за период образования с <дата> по <дата> в размере 11,52 руб.;
Взыскать с С.А.А., <дата> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к С.А.А. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что С.А.А. состоит на учете в ИФНС России по г. Орлу в качестве налогоплательщика и в соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
Административный истец ссылался на то, что С.А.А. в период с 7.11.2014г по 13.04.2015г являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; в период с 13.04.2015 по 03.06.2015 -земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №; в период с 15.09.2011 по настоящее время - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в связи с чем, в адрес административного ответчика было направлены уведомления об уплате налога за 2015 г. в срок до 1 декабря 2016 г. и об уплате налога за 2015 г. и 2016 г. в срок до 1 декабря 2017 г.
Земельный налог за 2015 г. и за 2016 г. С.А.А. до указанной в уведомлении даты уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования: № по состоянию на 23 ноября 2017 г., № по состоянию на 6 декабря 2017 г.; № по состоянию на 17 января 2018 г. об уплате земельного налога.
В связи с неисполнением требований об уплате земельного налога, налоговым органом было подано заявление о выдачи судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с С.А.А. Определением мирового судьи Заводского района г. Орла от 15.07.2021 судебный приказ № от 25.06.2021 был отменен.
По изложенным основаниям административный истец просил суд взыскать с С.А.А. недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 160 рублей и пени, начисленной за период с 02.12.2016 по 22.11.2017 в размере 17,70 рублей; недоимку по земельному налогу за 2016 г. в размере 1301 рублей и пени, начисленной за период со 02.12.2017 по 05.12.2017 в размере 1,43 рублей; недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 948,83 рублей и пени, начисленной за период с 02.12.2017 по 16.01.2018 в размере 11,52 рубля, а всего 2440,48 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С.А.А. просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ИФНС России по г. Орлу.
В обоснование доводов жалобы С.А.А. указывает на то, что в соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено в течение одного года с момента выявления недоимки, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей.
Однако указанное требование было предъявлено за пределами указанного срока.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Орлу полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель административного истца - ИФНС России по г. Орлу, административный ответчик С.А.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ)
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 397, статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.А.А. являлась собственником земельных участков: в период с 07.11.2014 по 13.04.2015 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; в период с 13.04.2015 по 3.06.2015 -1/3 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; в период с 15.09.2011 по настоящее время земельного участка, площадью 2688 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д.8).
Налоговым органом был начислен земельный налог за 2015 г. в размере 1125 рублей, и соответствующее уведомление от 25.08.2016 о необходимости его уплаты в срок до 1 декабря 2016 г. было направлено административному ответчику по адресу: <адрес>.
Уведомление было возвращено в адрес налогового органа по истечении срока хранения 10.10.2016 (л.д. 11- 12).
Земельный налог за 2015 г. С.А.А. до указанной даты уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на 23 ноября 2017 г. об уплате земельного налога в размере 160 рублей и пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период со 02.12.2016 по 22.11.2017 в размере 17,70 рублей, со сроком уплаты до 24.01.2018, которое было направлено последней, и возвращено в налоговый орган по истечении срока хранения 29.12.2017 (л.д. 15-16).
Налоговым органом был начислен земельный налог за 2016 г. в размере 1301 рублей, а также произведен перерасчет земельного налога за 2015 г. в сумме 965 рублей и соответствующее уведомление от 30.08.2017 о необходимости его уплаты в срок до 1 декабря 2017 г. было направлено административному ответчику, возвращено по истечении срока хранения 18.10.2017 (л.д. 13-14).
Административным ответчиком С.А.А. до указанной даты земельный налог уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на 6 декабря 2017 г. об уплате земельного налога в размере 1301 рублей и пени, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2016 г. за период со 02.12.2017 по 05.12.2017 в размере 1,43 рублей, со сроком уплаты до 10 января 2018 г., которое было возвращено налоговому органу по истечении срока хранения 31.01.2018 (л.д. 18-19).
Кроме того, ИФНС России по г. Орлу направило в адрес административного ответчика требование № по состоянию на 17.01.2018, об уплате земельного налога за 2015 год в размере 948,83 рубля, пени, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2015 г. за период со 02.12.2017 по 16.01.2018 в размере 11,52 рубля, со сроком уплаты до 20 февраля 2018 г., которое было возвращено по истечении срока хранения 05.03.2018 г. (л.д. 21-22).
Поскольку вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
25 июня 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Заводского района г. Орла вынесен судебный приказ № о взыскании с С.А.А. указанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 15 июля 2021 г. отменен по заявлению С.А.А. (л.д. 10).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, имущество, являющееся объектом налогообложения в спорный период времени принадлежало С.А.А. на праве собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск и взыскал с административного ответчика задолженность по земельному налогу, а также пени, начисленную за несвоевременную уплату налогов за 2015-2016 г.г.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, налоговым органом не пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Заводского района г. Орла был вынесен судебный приказ № о взыскании с С.А.А. задолженности по земельному налогу и пени, который определением того же мирового судьи от 15 июля 2021 г. Отменен по заявлению С.А.А. (л.д.10).
С административным иском в районный суд налоговый орган обратился 23.08.2021, т.е. в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ (л.д.3, 28).
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи