Дело № 33-825/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 19.03.2021
Дата решения 14.04.2021
Категория дела по искам застрахованных
Судья Чуряев Александр Владимирович
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 5d19b903-d6f8-3edf-a29f-0b3e2157928f
Стороны по делу
Истец
********* ********* **********
Ответчик
** ********** *********** ***** ** * ************ ****** ********* *******
**-***** ** ******* ****** * ********* ********** *********** ***** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Белозерцева В.Р. Дело № 33-825/2021

№ 2-14/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Чуряева А.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Щекотихиной М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты,

по апелляционным жалобам Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 26 января 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Захаркина И.В., поддержавшего жалобу, объяснения [СКРЫТО] В.А., возражавшей против удовлетворения жалоб, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

[СКРЫТО] В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что 15 апреля 2020 г. распоряжениями начальника ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) ей с 1 мая 2020 г. приостановлена выплата пенсии и федеральной социальной доплаты в связи с их переплатой. В последующем распоряжениями руководителя Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области (далее – ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области) приняты аналогичные решения, действующие с 1 ноября 2020 г.

Считая, что данные распоряжения приняты безосновательно, просила признать их незаконными.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области.

Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.

ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области не согласились с решением суда, подали на него апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование жалоб указали, что совершенные ими действия и принятые решения являются законными и обоснованными.

Просили учесть, что по результатам проведенной проверки было установлено, что [СКРЫТО] В.А. является одновременно получателем пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации и получателем пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При этом, оформляя пенсию в Российской Федерации, она не сообщила пенсионному органу, что получает пенсию в другом государстве. Выявив данные обстоятельства, ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и затем ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области приняли решения о приостановлении выплаты [СКРЫТО] В.А. пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, о чем [СКРЫТО] В.А. надлежащим образом была уведомлена.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области, извещенного о дате и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав истца и представителя ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное), обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2002 г. до 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Из положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в редакции, действовавшей по состоянию на 2 декабря 2002 г.) следует, что право на трудовую пенсию имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (статья 3).

В частности, согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с данным Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ так же предусмотрено, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с данным Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Правовые основы установления федеральной социальной доплаты к пенсии установлены в статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Из части 4 данной статьи следует, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Перечень оснований для приостановления выплаты страховой пенсии установлен в части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и включает в себя следующие случаи:

1) неполучение установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

2) неявка инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) достижение лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации (сведениями, имеющимися в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения;

4) истечение срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа;

5) поступление документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствие документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;

6) поступление документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;

7) несоблюдение лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, условия, предусмотренного частью 19.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Перечень оснований для приостановления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрен пунктом 28 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минтруда России от 7 апреля 2017 г. № 339н, и включает в себя следующие случаи:

1) приостановление выплаты соответствующей пенсии;

2) на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;

3) если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания.

13 марта 1992 г. Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств подписали Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Из статьи 1 данного Соглашения следует, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно статье 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.А., <дата> рождения, является гражданином Российской Федерации.

Из ее объяснений следует, что она переехала в Российскую Федерацию из Республики Казахстан.

С 7 декабря 1998 г. по 4 июля 2017 г. она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

2 декабря 2002 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области ей назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

21 декабря 2009 г. ей была назначена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

С 13 июля 2017 г. по настоящее время [СКРЫТО] В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Факт проживания [СКРЫТО] В.А. по указанному адресу ответчиками в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривался.

В ходе проведенной ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) проверки было установлено, что [СКРЫТО] В.А. также прописана по адресу: <адрес>, и является пенсионером на территории Республики Казахстан. С 3 февраля 1992 г. ей начисляются пенсионные выплаты по выслуге лет, а с 1 июня 2005 г. - базовые пенсионные выплаты, которые перечисляются на карточный счет Народного Банка Республики Казахстан.

Основываясь на указанных сведениях, 10 апреля 2020 г. начальником отдела ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) составлен протокол о выявлении излишне выплаченных [СКРЫТО] В.А. сумм пенсии в связи с фактом двойного получения пенсии в Российской Федерации и в Республике Казахстан. Из приложенного к протоколу расчета следует, что за период с 1 августа 2017 г. по 30 апреля 2020 г. излишне полученная [СКРЫТО] В.А. пенсия составила 224 164 рубля 40 копеек, а излишне полученная федеральная социальная доплата – 59 513 рублей 80 копеек.

15 апреля 2020 г. начальник ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) издал распоряжения о приостановлении с 1 мая 2020 г. выплаты ей страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты по причине «Технологическая причина для контроля выплаты».

В последующем такие же распоряжения о приостановлении выплаты [СКРЫТО] В.А. с 1 ноября 2020 г. страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты были приняты начальником ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области со ссылкой на неполучение установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (пункт 1 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», пункт 28 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные ответчиками обстоятельства в силу действующего законодательства не могли служить основанием для приостановления выплаты [СКРЫТО] В.А. страховой пенсии и федеральной социальной доплаты.

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается.

Из приведенных выше положений статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и пункта 28 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты следует, что перечни оснований для приостановления выплаты страховой пенсии и федеральной социальной доплаты являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

При этом указанные в оспариваемых распоряжениях ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области обстоятельства, положенные в основу оспариваемых распоряжений, в данных перечнях не поименованы.

Ссылка ГУ Центр ПФР по выплате пенсий в Орловской области на то, что в качестве основания для приостановления выплаты страховой пенсии и федеральной социальной доплаты является пункт 1 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (неполучение установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок), правомерно отклонена судом, поскольку из материалов дела следует, что [СКРЫТО] В.А. не отказывалась от получения назначенной ей страховой пенсии.

С учетом этого, факт начисления [СКРЫТО] В.А. одновременно двух пенсий в разных государствах при условии ее проживания в Российской Федерации сам по себе не может служить основанием для приостановления выплаты ей пенсии и федеральной социальной доплаты в Российской Федерации.

Из приведенных выше положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения следует, что фактическое проживание [СКРЫТО] В.А. на территории Российской Федерации является основанием для прекращения выплаты ей пенсии не в Российской Федерации, а в Республике Казахстан, с территории которого она выехала.

К тому же, из письма руководителя отдела филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Туркестанской области от 23 февраля 2021 г. следует, что пенсионные выплаты [СКРЫТО] В.А. в Республике Казахстан с 1 февраля 2021 г. были приостановлены в связи с отсутствием на ее счете расходных операций в течение трех и более месяцев.

Исходя из этого, доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного по делу решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда Орловской области от 26 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) и Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 19.03.2021:
Дело № 33-875/2021, апелляция
  • Дата решения: 31.03.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курлаева Лада Игоревна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-881/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2021
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-852/2021, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-866/2021, апелляция
  • Дата решения: 21.07.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-868/2021, апелляция
  • Решение: производство по делу прекращено (с отменой решения) - утверждено мировое соглашение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-873/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-848/2021, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забелина Оксана Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-864/2021, апелляция
  • Дата решения: 07.04.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-882/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-883/2021, апелляция
  • Дата решения: 05.05.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-74/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.05.2021
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Циркунова Ольга Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-398/2021, апелляция
  • Дата решения: 22.03.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Артамонов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/2-2/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2021
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марков Валерий Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ