Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 21.01.2022 |
Дата решения | 10.02.2022 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Букалова Елена Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 90ba0793-8942-3d98-9bfe-f2daa33de3ab |
Судья Каверин В.В. Дело № 33-364/2022
№ 2-2692/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2022 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Букаловой Е.А., Сандуляк С.В.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Е.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 24 ноября 2021 г., которым постановлено:
«исковые требования [СКРЫТО] Е.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Е.А. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Орловской области назначить и производить [СКРЫТО] Е.А. выплату пенсии с <дата>
Отменить решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> №».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца [СКРЫТО] Е.А. и ее представителя ФИО7, изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
[СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области, пенсионный орган) признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в период с <дата> по <дата> она постоянно проживала с родителями в <адрес>, относившемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с постоянным проживанием в названном населенном пункте она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ей было отказано.
Не согласившись с данным отказом, [СКРЫТО] Е.А. просила суд установить факт ее проживания в зоне с правом на отселение – <адрес> в период с <дата> по <дата>., признать за ней право на назначении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, отменить решение ответчика от <дата> №, обязать ГУ ОПФ назначить и производить выплату пенсии с <дата>
В ходе рассмотрения настоящего дела судом в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) надлежащим - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылается на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
В возражениях на апелляционную жалобу [СКРЫТО] Е.А. полагала решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом, <дата> [СКРЫТО] Е.А., <дата> рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, в чем ей было отказано, так как заявленный период проживания на загрязненной территории не подтвержден документально.
Проверяя доводы истца о ее проживании в период с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, суд установил, что в указанный период [СКРЫТО] (до регистрации брака Минакова) Е.А. с рождения проживала в доме своих родителей ФИО8 – отец и ФИО9 – мать, в указанном населенном пункте.
В паспортах родителей истца имеются отметки о регистрации по адресу: <адрес> с <дата> и <дата> соответственно.
В период <дата> ФИО10 обучалась в детской музыкальной школе <адрес>.
В <дата> ФИО10 окончила среднюю школу № <адрес>.
<дата> истец вступила в брак, местом регистрации которого является <адрес> ЗАГС <адрес>.
Кроме того, до <дата> ФИО10 являлась членом Болховского райкома ВЛКСМ <адрес>, а после принята на учет соответствующим комитетом по <адрес>.
<дата> у истца родилась дочь ФИО11
<дата> и <дата> [СКРЫТО] Е.А. оформляла вклады в Сберегательной кассе <адрес>.
Факт проживания истца у своих родителей по адресу: <адрес> спорный период подтвержден администрацией <адрес>.
Спорный адрес в качестве места жительства отражен также в медицинских документах дочери [СКРЫТО] Е.А.
Данные обстоятельства подтверждены копиями паспорта и свидетельства о рождении истца, аттестата о среднем образовании истца об окончании средней школы № <адрес>, учетной карточки члена ВЛКСМ №, свидетельства о заключении брака, свидетельства об окончании полного курса по специальности «аккордеон» детской музыкальной школы <адрес>, сберегательных книжек Сберегательной кассы <адрес>, копиями записей истории развития ребенка ФИО12 БУЗ ОО «Болховская центральная районная больница», а также копиями поздравительных открыток за <дата>. и <дата>., адресованных семье Минаковых, включая истца.
Помимо письменных доказательств, указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2, подтвердивших постоянное проживание истца у своих родителей в спорный период в <адрес>, достоверность которых ответчиком не опровергнута.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об уменьшении ей общеустановленного пенсионного возраста на три года, возложив на ответчика обязанность назначить и выплачивать истцу пенсию с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть, с <дата>
Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения ввиду следующего.
В силу статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).
Статья 33 названного Закона предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Перечень), утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, действовавшим до 1 февраля 1998 г., и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, действовавшим с <дата> по <дата>, территория населенного пункта <адрес> была отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о признании за [СКРЫТО] Е.А. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года и о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать последней пенсию с <дата>
Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянного проживания истца в спорный период в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии [СКРЫТО] Е.А. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду его основанности на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе; оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 24 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 17 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи