Дело № 33-354/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 21.01.2022
Дата решения 02.03.2022
Категория дела коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие)
Судья Коротченкова Ирина Ивановна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID ad373e0b-2743-3f40-94b7-70299957cb86
Стороны по делу
Истец
******** **************** ****** *. **** * ***
******* ******* ********** ***** ******
Ответчик
*********** *************** ********* *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Короткова О.И. УИД57RS0023-01-2021-002677-15

№ 2-1823/2021

№ 33-354/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 марта 2022 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суд в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Псареве И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах несовершеннолетней ФИО9 Саид-Эминовны, в лице ее законного представителя Эскиевой ФИО10, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании убытков, морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих по делу, судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Орла, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО11 в лице ее законного представителя Эскиевой Т.В., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании убытков, морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО12 является ребенком-инвалидом с детства, состоит на диспансерном учете в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Детская поликлиника № 3» (далее - БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 3») с диагнозом «<...>» и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врача.

Для проведения <...> ей необходимы расходные материалы – тест-полоски и иглы <...>: на 2020 год положено 18 упаковок игл <...>, 36 упаковок тест-полосок, при этом, ей выдана 1 упаковка игл <...> 15 упаковок тест-полосок; на 2021 год положено 18 упаковок игл <...>, 36 упаковок тест-полосок, выданы 2 упаковки игл <...>, 4 упаковки тест-полосок.

В связи с несвоевременным и неполным обеспечением тест-полосками, Эскиевой Т.В. произведена самостоятельная их закупка в 2021 году, всего на сумму <...> руб.

Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать Эскиеву М. С-Э. тест-полосками и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению; взыскать в пользу Эскиевой Т.В. в счет понесенных ею убытков на приобретение тест-полосок денежные средства в размере <...> руб. и компенсацию морального вреда в пользу несовершеннолетней ФИО13 и Эскиевой Т.В. в размере <...> руб. каждой.

Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования удовлетворены частично, суд обязал Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО14 тест – полосками, иглами <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению; взыскал с ответчика за счет казны Орловской области в пользу ФИО15 компенсацию морального вреда в размере <...> руб., в пользу Эскиевой Т.В. компенсацию морального вреда в размере <...> руб., а также в счет понесенных убытков на приобретение тест-полосок денежные средства в размере <...> руб.

В остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда.

Указывает, что вправе осуществлять закупку медицинских изделий в пределах средств субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного гражданина, при этом установленный Правительством Российской Федерации норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет организовать обеспечение нуждающихся в соответствии с медицинскими показаниями.

Приводит довод о полном обеспечении ребенка необходимыми медицинскими изделиями, что свидетельствует об отсутствии вины ответчика.

Считает, что истцами не подтвержден факт нравственных и физических страданий, при этом, посещение врача эндокринолога и стационара ребенком является плановым, ввиду чего оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии лиц надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрения, но не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии со статьей 6.2 Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе социальная услуга в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно пункту 2 статьи 6.2 указанного федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание диабет.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3035-р, включены: инсулиновые иглы, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручки, инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.

Согласно пункту 2.1 приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Согласно пункта 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Согласно статье 1 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении (далее - льготное лекарственное обеспечение) имеют граждане, проживающие на территории Орловской области и не имеющие права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, включенные в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 25 марта 2015 г. № 129 в соответствии с Законом Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» утвержден «Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета», согласно пункту 2 которого на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить реализацию мероприятий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО16 <дата> с 2018 года является ребенком - инвалидом, ей установлен диагноз «<...>», в связи с чем, она имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врача.

Врачом БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 3» ребенку назначены медицинские изделия: тест – полоски, иглы <...> согласно федеральному регистру на 2020 год ей положено 18 упаковок игл <...>, 36 упаковок тест-полосок, при этом, выдана 1 упаковка игл <...>, 15 упаковок тест-полосок»; на 2021 год положено 18 упаковок игл <...>, 36 упаковок тест-полосок, выданы 2 упаковки игл <...>, 4 упаковки тест-полосок.

В связи с несвоевременным предоставлением тест-полосок, Эскиевой Т.В. произведена самостоятельная их закупка в 2021 году, всего на сумму <...> руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьями 37, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьями 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственно власти субъектов Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг категориям граждан», статьями 15, 151, 1069, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), установив отсутствие надлежащей организации обеспечения ребенка-инвалида в рекомендованном врачом количестве медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, и привел решение в данной части на основании ст. 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.

В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о существенном нарушении прав ребенка на бесплатную медицинскую помощь, взыскав с ответчика за счет средств казны Орловской области расходы на приобретение медицинских изделий на сумму <...> руб., а также удовлетворил требование истцов о компенсации морального вреда ребенку в сумме <...> руб. и ее матери в сумме <...> руб.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел и принял во внимание особенности течения имеющего у несовершеннолетней <...> заболевания, при наличии которого в результате неправомерных действий Департамента здравоохранения Орловской области она несвоевременно обеспечивается необходимыми ей для ежедневного измерения уровня глюкозы в крови тест полосками и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за нарушений рекомендованной врачом периодичности измерений, и как следствие, переживание как самой <...> так и ее матери Эскиевой Т.В. за жизнь и здоровье ребенка, находящегося в силу возраста в беспомощном состоянии.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Анализируя положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», можно прийти к выводу о том, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета определенными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению несовершеннолетнего ребенка-инвалида, имеющего право на обеспечение жизненно важными изделиями медицинского назначения и фактическое возложение ответчиком на мать несовершеннолетнего как его законного представителя обязанности самим обеспечивать ребенка таковыми, нарушает право несовершеннолетнего ребенка ФИО25 на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, между другими родственниками.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 СК РФ).

Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 ГК РФ следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда), в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям.

Учитывая наличие у несовершеннолетней ФИО17 права на бесплатное обеспечение вышеуказанными изделиями медицинского назначения, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном приеме препарата инсулина и контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, их возможное в силу возраста осознание, очевидные переживания за жизнь и здоровье, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении морального вреда действиями ответчика как несовершеннолетней ФИО18. так и ее матери Эскиевой Т.В. в результате необеспечения ребенка необходимыми ему по медицинским показаниям изделиями медицинского назначения при наличии права на их бесплатное получение.

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101ГК РФ ) и статьей 151ГК РФ.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в иске в связи с неправомерными действиями ответчика по необеспечению необходимыми несовершеннолетней ФИО19 медицинскими изделиями, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы ГК РФ, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, районный суд обоснованно учитывал характер и степень причиненных физических и нравственных страданий как несовершеннолетней ФИО20., лишенной возможности своевременно использовать медицинские изделия с целью контроля уровня сахара в крови для определения дозировки вводимого препарата с целью нормализации уровня сахара, обеспечивающего ребенку полноценное умственное и физическое развитие, так и нравственных страданий матери несовершеннолетней – Эскиевой Т.В., причиненных последней в связи с переживаниями о жизни и здоровье дочери, находящейся в беспомощном состоянии в силу возраста. Также судом учитывался период времени, в течение которого имело место нарушение со стороны ответчика, особенности течения заболевания несовершеннолетнего ребенка и возможные отрицательные последствия в связи с необеспечением медицинскими изделиями, а также требования разумности и справедливости, степень вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению ребенка мерами социальной поддержки.

С учетом изложенного, а также требований статьи 1101 ГК РФ, суд счел необходимым взыскать в качестве компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетней ФИО21 <...> руб., ее матери Эскиевой Т.В. <...> руб.

Судебная коллегия считает, что определенный размер компенсации морального вреда является достаточной компенсацией тех переживаний, которые понесли несовершеннолетняя и ее мать при установленных по делу обстоятельствах.

Принимая во внимание вышеприведенные доказательства и обстоятельства, отклоняются доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловкой области о необоснованном взыскании в пользу несовершеннолетней ФИО22 и ее матери Эскиевой Т.В. компенсации морального вреда. Судебная коллегия не усматривает оснований как для снижения размера взысканной районным судом компенсации в счет возмещения морального вреда истцам, так и для отказа в удовлетворении таких требований.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 на выводы суда о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области компенсации морального вреда не влияют, поскольку в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимаемые ответчиком меры по обеспечению несовершеннолетней ФИО23 медицинскими изделиями являются недостаточными, ограничивающими ее право на получение социальных гарантий, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, в том числе права гражданина на медицинскую помощь в установленном объеме.

При этом, по мнению судебной коллегии, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право несовершеннолетней ФИО24 на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, назначенными ей решением врачебной комиссии по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, судом при рассмотрении дела правильно определены и оценены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального и материального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 21.01.2022:
Дело № 33-346/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.03.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-364/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-365/2022, апелляция
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-361/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забелина Оксана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-345/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-318/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-324/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-321/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-334/2022, апелляция
  • Дата решения: 28.04.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-313/2022, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-133/2022, апелляция
  • Дата решения: 24.01.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Наталья Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13а-13/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ