Дело № 33-350/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 21.01.2022
Дата решения 10.02.2022
Категория дела коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие)
Судья Курлаева Лада Игоревна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 6db31a58-c082-3f9c-aedd-ad6d52688744
Стороны по делу
Истец
*********** ********** ****** *. ****
Ответчик
*********** *************** ********* *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья: Бардина Е.Е. Дело № 33-350/2022

(№ 2-3440/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Золотухиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО3, Фроловой Натальи Геннадьевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2021 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах несовершеннолетнего ФИО3, Фроловой Натальи Геннадьевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО3 медицинскими изделиями: инсулиновыми тест-полосками и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены медицинских изделий лечащим врачом.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО3, в интересах которого действует законный представитель Фролова Наталья Геннадьевна, компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Фроловой Натальи Геннадьевны, компенсацию морального вреда в размере <...> руб.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение суда в части обеспечения медицинскими изделиями: инсулиновыми тест-полосками и инсулиновыми иглами подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., возражения старшего помощника прокурора Советского района г. Орла Беликовой Анны Александровны, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

прокурор Советского района г. Орла, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО9 и его законного представителя Фроловой Н.Г., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения <адрес> об обеспечении лекарственными препаратами, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывал, что несовершеннолетний ФИО3, <дата> г.р., является <...>, федеральным льготником, в связи с чем наблюдается в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Детская поликлиника №2» (далее по тексту – БУЗ ОО «Детская поликлиника № 2») с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа» и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Врачами ему рекомендована инсулинотерапия инсулином – аспарт, инсулин-гларгин, тест-полоски в количестве 150 шт. в месяц (3 упаковки), инсулиновые иглы к шприц-ручке 150 шт. (1,5 упаковки).

Ссылаясь на то, что указанными медицинскими изделиями несовершеннолетний ФИО3 не обеспечен длительное время, просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО3 тест-полосками и инсулиновыми иглами в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу несовершеннолетнего ФИО3 и ФИО1 компенсацию морального вреда по <...> руб. каждому.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу несовершеннолетнего ФИО3 и Фроловой Н.Г. компенсации морального вреда, как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2020 г.» (далее по тексту – постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145) норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылается на обеспечение ФИО11 на момент рассмотрения дела медицинскими изделиями в соответствии с потребностью.

Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий несовершеннолетнему ФИО3 и Фроловой Н.Г.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу положений ст. 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевши (ч. 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне, а также утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно данному перечню при заболевании «диабет» предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами и средствами диагностики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г. г., которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2019 г. № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г. г., предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в ст. 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с п. 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетний ФИО3, <дата> г.р., является ребенком-инвалидом и относится к категории населения, которой лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Несовершеннолетнему ФИО3 установлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа», в связи с чем он с 2016 г. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Детская поликлиника № 2».

Судом также установлено, что несовершеннолетнему ФИО3 в рамках льготного лекарственного обеспечения назначен инсулин гларгин, инсулин аспарт, тест – полоски, иглы инсулиновые. При потребности: инсулин гларгин – 14-16 Ед в сутки, 480 Ед в месяц, инсулин аспарт - 24 Ед в сутки, 720 Ед в месяц, тест-полоски 5 шт. в день, 150 шт. в месяц, иглы инсулиновые 4 шт. в сутки, 120 шт. в месяц.

Нуждаемость несовершеннолетнего ФИО3 в применении вышеуказанного изделия медицинского назначения в ходе рассмотрения исковых требований сторонами не оспаривалась.

Вместе с тем, несовершеннолетний ФИО3, являющийся ребенком – инвалидом в 2021 г. не обеспечивался медицинскими изделиями: инсулиновыми тест-полосками и инсулиновыми иглами, в необходимом количестве в соответствии с месячной потребностью и с нарушением установленного срока, что подтверждается реестром отпущенных рецептов несовершеннолетнему ФИО3, письменными доказательствами, и не оспаривалось стороной ответчика.

Установив указанные обстоятельства, и принимая во внимание то, что не обеспечение ребенка-инвалида медицинскими изделиями за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии правовых оснований для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области по обеспечению несовершеннолетнего ФИО3 медицинскими изделиями: инсулиновыми тест-полосками и инсулиновыми иглами, назначенных по жизненным и медицинским показаниям, вплоть до их отмены лечащим врачом, обратив свое решение к немедленному исполнению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права и основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет соответствующих бюджетных ассигнований инвалидов изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно.

Из указанных выше нормативных актов также следует, что обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством, возложена на Департамент здравоохранения Орловской области.

Решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО3 медицинскими изделиями: инсулиновыми тест-полосками и инсулиновыми иглами, сторонами по настоящему делу не оспаривается.

Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, оценив представленные в материалах дела доказательства, и руководствуясь ст. 38 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 150, 151, 1101 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по компенсации за счет средств казны субъекта несовершеннолетнему ФИО3 и Фроловой Н.Г. (мать несовершеннолетнего ФИО10) морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда и взыскивая с ответчика в пользу ФИО3<...> руб. и в пользу Фроловой Н.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3, – <...> руб., суд учел и принял во внимание неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по несвоевременному обеспечению несовершеннолетнего ФИО3 изделием медицинского назначения, невозможность корректирования течения заболевания без угрозы жизни и здоровью, невозможность рассчитать точную дозу инсулина, изменение привычного образа жизни ребенка-инвалида и его матери, нравственные страдания Фроловой Н.Г. обусловленные переживаниями по поводу состояния здоровья своего сына.

Судебная коллегия соглашается с приведенными судом первой инстанции выводами, поскольку они мотивированы, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и ответчиком не опровергнуты.

Вопреки доводам жалобы, факт причинения несовершеннолетнему и его матери морального вреда в результате ненадлежащего и несвоевременного обеспечения ответчиком ФИО3 изделиями медицинского назначения за счет бюджета, учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего ребенка-инвалида, особенность протекания его заболевания, подтвержден материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее правовое регулирование не предусматривает возможности возложения обязанности по возмещению морального вреда законному представителю несовершеннолетнего ФИО3, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.

Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абз. 3 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Анализируя положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, можно прийти к выводу о том, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета определенными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению несовершеннолетнего ребенка-инвалида, имеющего право на обеспечение жизненно важным изделием медицинского назначения и фактическое возложение ответчиком на отца несовершеннолетнего, как его законного представителя обязанности самого обеспечивать ребенка таковыми, нарушает право несовершеннолетнего ФИО3 на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей, как между супругами, так и между родителями и детьми, между другими родственниками.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и их толкования в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, СК РФ, положениями ст. ст. 150, 151 ГК РФ следует, что в случае нарушения прав несовершеннолетнего лица в сфере причинения вреда жизни и (или) здоровью гражданина, в том числе при несвоевременном обеспечении ребенка-инвалида лекарственными препаратами и лечебным питанием, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены его родителями, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) вследствие причинения вреда здоровью их ребенка, выразившиеся, в том числе, в результате ненадлежащего исполнения обязанности по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям несовершеннолетнему лицу.

При этом позиция ответчика, изложенная в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для взыскания с него в пользу несовершеннолетнего ФИО3 и Фроловой Н.Г. не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции, бесспорно установлено, что несовершеннолетний ФИО3 несвоевременно и не в полном объеме обеспечивался изделиями медицинского назначения.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая наличие у несовершеннолетнего ФИО3 права на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям изделий медицинского назначения, выписанного врачом на бесплатной основе, особенности течения имеющегося у него заболевания, и отрицательные последствия для здоровья из-за нарушения рекомендованной врачом периодичности использования изделий медицинского назначения, как следствие, переживания как самого несовершеннолетнего ФИО3 и его законного представителя – Фроловой Н.Г. за жизнь и здоровье ребенка, находящегося в силу возраста в беспомощном состоянии, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, находит правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу материальных истцов компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований как для снижения размера взысканной судом компенсации, в счет возмещения морального вреда, причиненного как Фроловой Н.Г. (<...> руб.) и несовершеннолетнему ФИО3 (<...> руб.), так и для отказа в удовлетворении таких требований.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 на выводы суда о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения <адрес> компенсации морального вреда не влияют, поскольку в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимаемые ответчиком меры по обеспечению несовершеннолетнего ФИО3 медицинскими изделиями являются недостаточными, ограничивающими право истца на получение социальных гарантий, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, в том числе права гражданина на медицинскую помощь в установленном объеме.

При этом, по мнению судебной коллегии, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право несовершеннолетнего ФИО3 на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения, назначенным ему врачом по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 30 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 16 февраля 2022 г.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 21.01.2022:
Дело № 33-346/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.03.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-364/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-365/2022, апелляция
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-361/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забелина Оксана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-345/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-318/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-324/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-321/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-334/2022, апелляция
  • Дата решения: 28.04.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-313/2022, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-133/2022, апелляция
  • Дата решения: 24.01.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Наталья Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13а-13/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ