Дело № 33-348/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 21.01.2022
Дата решения 10.02.2022
Категория дела коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие)
Судья Курлаева Лада Игоревна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 0cc22fa3-ec18-395c-a68d-e7da0f6a0a18
Стороны по делу
Истец
********* ********* ********
********* *********** *********** ********* *******
* ***
Ответчик
*********** *************** ********* *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья: Короткова О.И. Дело № 33-348/2022

(№ 2-2413/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Шамарине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующего в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении затрат на приобретение льготного лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 20 июля 2021 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении затрат на приобретение льготного лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] компенсацию морального вреда в размере <...> руб., денежные средства в счет возмещения затрат на приобретение льготного лекарственного препарата в размере <...> руб.

В остальной части - исковых требований отказать»

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., возражения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Амелиной [СКРЫТО] Михайловны, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области, действуя в интересах [СКРЫТО] Е.И., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении затрат на приобретение льготного лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указывал, что [СКРЫТО] Е.И. является <...>

Несмотря на наличие медицинских показаний, [СКРЫТО] Е.И. не была обеспечена лекарственными препаратами «Эксеместан», «Эверорлимус».

По указанным основаниям, уточнив исковые требования, просил взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу [СКРЫТО] Е.И. компенсацию морального вреда в размере <...> руб., денежные средства в счет возмещения затрат на приобретение льготного лекарственного препарата в размере <...> руб.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области в связи с неправильным применением судом норм материального права ставит вопрос об отмене решения в оспариваемой части и принятии нового об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2020 г.» (далее по тексту – постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145) норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение федеральной льготной категории граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий [СКРЫТО] Е.И.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.

В силу п. 5 ст. 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии с положениями ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

В силу Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Частью 1 ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Из п. 21 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

Вместе с этим, в соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1416 утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей", "Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее по тексту - Правила).

Указанные правила устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - больные), лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном им порядке (далее - лекарственные препараты), а также порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации (п. 1 Правил).

Согласно п. 5 Правил, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации, в целях поставки организациям - получателям лекарственных препаратов.

Потребность (объем) поставки в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата, исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.

Согласно п. 7 Правил объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов.

В силу п. 8 Правил в соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии, Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупку лекарственных препаратов.

В соответствии с п. 10 Правил Министерство здравоохранения Российское Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления акта приема-передачи принимает на учет лекарственные препараты и издает распорядительные акты о передаче лекарственных препаратов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных препаратов в отношении каждого уполномоченного органа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции, как по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, так и правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение)).

Согласно пп. 2 п. 5.7 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399, Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Как установлено судом и следует из материалов дела [СКРЫТО] Е.И., <дата> г.р., является <...> наблюдается в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»).

22 марта 2021 г. [СКРЫТО] Е.И. обратилась в медицинский радиологический научный центр имени А.Ф. Цыба - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в консультативно-поликлиническое отделение за консультацией врача-онколога. Постановлено диагностическое заключение: рак <...>

Врачом-онкологом рекомендовано проведение гормонотерапии по схеме: «Эксеместан» 25 мг/сут ежедневно + «Эверолимус» 10 мг/ сут ежедневно длительно. Лечение до прогрессирования или развития неприемлемой токсичности.

7 апреля 2021 г. БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» проведено заседание врачебной подкомиссии о необходимости дополнительного льготного обеспечения лекарственным препаратом [СКРЫТО] Е.И. В соответствии с протоколом № 106 заседания врачебной подкомиссии БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ввиду отсутствия в «Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее по тексту – распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р), предложено внести дополнительно за счет областного бюджета на 2021 г. заявку на лекарственный препарат «Эксеместан» - 9 упаковок для обеспечения лечения [СКРЫТО] Е.И.

1 апреля 2021 г. БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» направила в Департамент здравоохранения Орловской области дополнительную заявку об обеспечении [СКРЫТО] Е.И. лекарственным препаратом «Эксеместан», потребность в упаковках 9 шт., лекарственным препаратом «Эверолимус», потребность в упаковках 9 шт., указав, что указанные лекарственные препараты в аптечном учреждении на дату оформления письма отсутствуют.

14 апреля 2021 г. врачом-онкологом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» выписаны рецепты [СКРЫТО] Е.И. на получение льготных лекарственных препаратов «Эверолимус», «Эксеместан» в количестве 1 упаковка каждой.

В соответствии с информацией, предоставленной Государственным унитарным предприятием Орловской области «Орелфармация», по данным Единой региональной системы, за период с 1 января 2021 г. по настоящее время [СКРЫТО] Е.И. были отпущены лекарственные препараты на общую сумму 112827,48 руб.

В соответствии с реестром обеспечения [СКРЫТО] Е.И. лекарственными препаратами, 14 апреля 2021 г. ей был выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Эксеместан» 25 мг № 30.

Однако, 28 апреля 2021 г. ей выдан лекарственный препарат «Аромазин» 25 мг. № 30.

Лекарственный препарат «Эверолимус» до настоящего времени [СКРЫТО] Е.И. не получен, рецепт от 14 апреля 2021 г. находится на отсроченном обеспечении.

Решением Советского районного суда г. Орла от 1 июля 2021 г. исковые требования заместителя прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах <...> [СКРЫТО].И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами удовлетворены. Суд обязал Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление [СКРЫТО] Е.И., <дата> г.р., лекарственного препарата «Эверолимус» в дозировке назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.

Указанное решение суда в части обеспечения [СКРЫТО] Е.И. лекарственными средствами было обращено к немедленному исполнению.

Установлено, что связи с необходимостью приема лекарственного препарата «Эверолимус», назначенного врачами, и его необеспечением, [СКРЫТО] Е.И. вынуждена была данный лекарственный препарат приобретать самостоятельно на общую сумму <...> руб., в том числе: 16 июля 2021 г. на сумму <...> руб., 23 мая 2021 г. на сумму <...> руб., 7 июня 2021 г. на сумму <...> руб., 18 июня 2021 г. на сумму <...> руб., что подтверждается кассовыми чеками.

Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части и взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средства казны Орловской области в счет возмещения понесенных истцом расходов по приобретению лекарственного препарата «Эверолимус» <...> руб.

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из ненадлежащего исполнения Департаментом здравоохранения Орловской области своих полномочий по обеспечению истца указанным препаратом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права и основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет соответствующих бюджетных ассигнований инвалидов и онкологических больных всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Из указанных выше нормативных актов также следует, что обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, возложена на Департамент здравоохранения Орловской области.

Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных лиц, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р. (Приложение № 1).

Препарат «Эверолимус» входит в Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных лиц, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р.

Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, оценив представленные в материалах дела письменные доказательства, показания свидетелей и руководствуясь ст. 38 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по компенсации морального вреда за счет средств казны субъекта.

Определяя размер компенсации морального вреда (<...> руб.), подлежащей возмещению, суд учел и принял во внимание неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по необеспечению [СКРЫТО] Е.И. лекарственным препаратом, степень вины ответчика и характер перенесенных истцом нравственных и физических страданий обусловленных отсутствием лекарственного препарата, а также требования разумности и справедливости.

Судебная коллегия соглашается с приведенными судом первой инстанции выводами, поскольку они мотивированы, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и ответчиком не опровергнуты.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на недостаточность федеральных субвенций для реализации им полномочий по обеспечению лекарственными средствами льготной категории граждан на выводы суда о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области, как ущерба, так и компенсации морального вреда не влияют, поскольку в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимаемые ответчиком меры по обеспечению [СКРЫТО] Е.И. лекарственным препаратом являются недостаточными, ограничивающими право истца на получение социальных гарантий, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, в том числе права гражданина на медицинскую помощь в установленном объеме.

При этом, по мнению судебной коллегии, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право лица на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы факт причинения истцу морального вреда по вине ответчика подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и 1 законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 16 февраля 2022 г.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 21.01.2022:
Дело № 33-346/2022, апелляция
  • Дата решения: 09.03.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-364/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-365/2022, апелляция
  • Решение: в связи с необходимостью в принятии дополнительного решения судом нижестоящей инстанции
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-361/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Забелина Оксана Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-345/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-318/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-324/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-321/2022, апелляция
  • Дата решения: 10.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Букалова Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-334/2022, апелляция
  • Дата решения: 28.04.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-313/2022, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Хомякова Марианна Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-133/2022, апелляция
  • Дата решения: 24.01.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Титова Наталья Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13а-13/2022, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ