Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 21.01.2022 |
Дата решения | 02.03.2022 |
Категория дела | о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Судья | Старцева Светлана Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 72977cb4-3a57-3aca-ae9c-bd09666b8ccc |
Судья Горбачева Т.А. 57RS0023-01-2021-003458-62
Дело № 33-340/2022
№ 2-1418/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 марта 2022 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.
при секретаре Псареве И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дубровской Р. В. к администрации г. Орла о признании права на дополнительное материальное обеспечение, обязании назначить выплату дополнительного материального обеспечения,
по апелляционной жалобе Дубровской Р. В. на решение Советского районного суда г.Орла от 25 октября 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Р.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на дополнительное материальное обеспечение. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что с <дата> является пенсионером, с <дата> работала в должности председателя комитета по образованию, культуре и делам молодежи Орловского городского Совета народных депутатов, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> осуществляла полномочия заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов. <дата> принята на должность ведущего инспектора по контролю за исполнением поручений секретариата Губернатора и Председателя Правительства Орловской области. Полагая, что имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии на основании Положения «О статусе депутатов Орловского городского Совета народных депутатов», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от <дата> №-ГС (далее по тексту также Положение о статусе депутатов Орловского городского Совета народных депутатов), Положения «О порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения» (далее по тесту также Положение о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения), принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от <дата> №-ГС, она ([СКРЫТО] Р.В.) обратилась к ответчику с заявлением об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости, в удовлетворении которого отказано письмом от <дата>. Поскольку, по мнению Дубровской Р.В., она соответствовала критериям действующего депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе более трех лет, в связи с чем приобрела право на соответствующую доплату к пенсии до введения нового правового регулирования, уточнив исковые требования, просила суд признать ее приобретшей право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии, а также обязать ответчика назначить ей дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии с осуществлением выплат с <дата>.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, [СКРЫТО] Р.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении ее исковых требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении. Указывает о том, что имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии в связи с прекращением полномочий депутата Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе, поскольку приобрела такое право до введения нового правового регулирования и которым не могла воспользоваться ввиду избрания депутатом на новый срок полномочий с осуществлением деятельности на постоянной основе. Ссылается также на то, что кроме нее иных депутатов, осуществляющих деятельность на постоянной основе, которые приобрели бы право на спорную доплату до введения нового правового регулирования, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
В соответствии с пп. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ) ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
При этом учитывая общее правило распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения абзаца второго части 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившие в силу с 30 декабря 2015 года, подлежат применению к правоотношениям об установлении доплаты к пенсии, возникшим после этой даты.
Из изложенного следует, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
В связи с этим законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления такой дополнительной гарантии, в том числе вводить и изменять критерии, при наличии которых у данной категории граждан возникает право на ее получение наряду с назначенной им в установленном порядке по любому из оснований пенсией.
Введение подобных порядка, условий и критериев, а также их последующее уточнение само по себе федеральному законодательству не противоречит и прав данной категории граждан на социальное обеспечение, в том числе их конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.
Из системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с нормами абзаца первого ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, следует, что ежемесячная доплата к пенсии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий.
Согласно статье 3 Закона Орловской области от 4 июля 2013 года № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области» гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (часть 1). Порядок предоставления гарантий, установленных уставом муниципального образования, а также порядок их финансирования и размеры денежных выплат, связанных с обеспечением гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (часть 3).
Статьей 12 вышеприведенного Закона № 1499-ОЗ также предусмотрено, депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования может устанавливаться ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) указанным в настоящей части лицам устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (чать1).
Пунктом 5 статьи 13 Устава города Орла, принятого постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 года № 72/753-ГС, установлены социальные гарантии депутата Орловского городского Совета народных депутатов, в соответствии с которым депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, предоставляются пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячная доплата к страховой пенсии, компенсация расходов на санаторно- курортное лечение.
В силу части 6 статьи 13 Устава города Орла при увольнении депутатов, работающих на постоянной основе, в связи с окончанием срока полномочий, на который они были избраны, им выплачивается единовременно среднемесячное денежное содержание за три месяца из средств местного бюджета.
Согласно части 6.1 Устава города Орла, гарантии, связанные с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата Орловского городского Совета народных депутатов, предусматривающие расходование средств местного бюджета, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются при прекращении ими полномочий в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 августа 2007 года № 21/317-ГС принято Положение «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов», статьей 17 которого установлены гарантии трудовых и социальных прав депутата городского Совета.
В соответствии со статьей 17 указанного Положения при увольнении депутатов, работавших на постоянной основе, в связи с окончанием срока полномочий, на который они были избраны, им выплачивается единовременно среднемесячное денежное содержание за три месяца (часть 5); депутату, исполнявшему свои обязанности на постоянной основе не менее трех лет, после прекращения его полномочий и назначения ему пенсии по одному из оснований, предусмотренных законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из средств городского бюджета устанавливается доплата к пенсии в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами, принимаемыми городским Советом (часть 7).
Вместе с тем, решением Орловского городского Совета народных депутатов от 25 февраля 2016 года №7/0106-ГС статья 17 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов дополнена частью 14, в силу которой гарантии, связанные с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата Орловского городского Совета народных депутатов, предусматривающие расходование средств местного бюджета, устанавливаются только в отношении депутата, осуществлявшего полномочия на постоянной основе и в этот период достигшего пенсионного возраста или потерявшего трудоспособность, и не применяются в случае прекращения им полномочий по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», депутатам Орловского городского Совета народных депутатов, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, установлен Положением «О порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения», утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 3 февраля 2009 года № 41/691-ГС.
Согласно пункту 4.1 вышеприведенного Положения о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения, ежемесячная доплата к трудовой пенсии назначается и выплачивается депутату со дня, в который он обратился за ее назначением, но не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий депутата на постоянной основе и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Из указанных положений федерального законодательства, положений нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, которые подлежат применению к правоотношениям об установлении доплаты к пенсии, возникшим после даты введения их в действия, следует, что правом на получение дополнительной социальной гарантии в виде ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств местного бюджета обладает депутат выборного органа местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе и в этот период времени достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность, выплата которой осуществляется не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий депутата на постоянной основе и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец [СКРЫТО] Р.В., <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с <дата>.
<дата> [СКРЫТО] Р.В. уволена с должности <...> <...> в связи с переходом на выборную должность в Орловский городской Совет народных депутатов, <дата> - принята на должность заместителя председателя комитета по образованию, культуре и делам молодежи Орловского городского Совета народных депутатов, которую замещала до <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - замещала должность заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе. Распоряжением мэра г. Орла от <дата> №/к истец [СКРЫТО] Р.В. освобождена от замещаемой должности заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов в связи с окончанием полномочий Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва. С <дата> истец принята на должность ведущего инспектора по контролю за исполнением поручений секретариата Губернатора и Председателя Правительства Орловской области (л.д. №).
<дата> [СКРЫТО] Р.В. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о назначении ей как лицу, исполнявшему полномочия депутата Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе, дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, в удовлетворении которого администрацией г. Орла отказано ответом от <дата>, поскольку пенсия по старости назначена истцу до избрания депутатом, осуществляющим полномочия на постоянной основе.
При таких обстоятельствах, установив, что [СКРЫТО] Р.В. в силу приведенных норм права критериям, установленным для назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств местного бюджета, не соответствует, поскольку на момент осуществления полномочий депутата Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе (с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>) уже являлась (с <дата>) получателем пенсии, назначенной в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что [СКРЫТО] Р.В. не имеет права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии в связи с прекращением полномочий депутата Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе, которая до ведения нового правового регулирования ей не назначалась и не выплачивалась. Поэтому правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Дубровской Р.В.
Ввиду изложенного не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы апелляционной жалобы Дубровской Р.В., в которых она указывает о том, что имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной доплаты к пенсии в связи с прекращением полномочий депутата Орловского городского Совета народных депутатов на постоянной основе, которое приобрела до введения нового правового регулирования, поскольку по материалам дела установлено и не оспаривается стороной истца, что до введения в действие указанных выше изменений спорная доплата истцу не назначалась и не выплачивалась.
При этом судебная коллегия также учитывает, что с заявлением о назначении такой доплаты [СКРЫТО] Р.В. обратилась в администрацию г. Орла и в последующем в суд только в 2021 году, в то время как решение Орловского городского Совета народных депутатов от <дата> №-ГС, которым статья 17 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон № 131-ФЗ, а также в соответствии с Законом Орловской области № 1499-ОЗ была дополнена частью 14, вступили в силу с <дата>
Несостоятелен, как не подтвержденный материалами дела, и довод апелляционной жалобы, в которой истец ссылается на то, что кроме нее иных депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе, которые приобрели бы право на спорную доплату до введения нового правового регулирования, не имеется. Как следует из ответа от <дата> №, Орловский городской Совет народных депутатов не располагает сведениями об иных депутатах, кроме Дубровской Р.В., осуществляющих депутатские полномочия в Орловском городском Совете народных депутатов на постоянной основе не менее трех лет, которым пенсия по старости была назначена до их избрания депутатами на постоянной основе, и которым не было назначено дополнительное материальное обеспечение за счет средств бюджета г. Орла в соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов от <дата> №-ГС.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 25 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубровской Р. В. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>
Председательствующий
Судьи