Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 14.01.2022 |
Дата решения | 16.02.2022 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Второва Наталья Николаевна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | b1fe4f58-458f-39ff-bf25-4bba50382247 |
Судья Некрасова Н.С. Дело №33-287/2022
2-1-945/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2022 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.
судей Второвой Н.Н., Должикова С.С.
при секретаре Щекотихиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 21 октября 2021 года, которым постановлено:
«исковые требования М.С.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области обязанность включить М.С.И. периоды его работы в должности мастера в Мценском ДРСУ (Мценском дорожном ремонтно-строительном участке ОГУП «Орелавтодор») с 01.02.1998 года по 31.03.2005 года, в должности мастера в Мценском дорожном отделе филиала ОГУ «Орелгосзаказчик» с 01.04.2005 года по 31.03.2012 года и в должности мастера в Мценском дорожном отделе ГУП ОО «Дорожная служба» с 01.04.2012 года по 31.12.2020 года, в периоды работы, дающие право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за М.С.И. право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 3 года.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать».
Заслушав доклад судьи Второвой Н.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
установила:
М.С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ- УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)) об установлении факта проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, включении периодов работы в страховой стаж на соответствующих видах работ и признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 6 июля 2021 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с тяжелыми условиями труда на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. и проживании на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Однако в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих проживание за периоды с 26 апреля 1986 г. по 9 августа 1992 г. в зоне территории с льготным социально-экономическим статусом, признано право на снижение пенсионного возраста на 1 год, а также ввиду отсутствия страхового стажа по Списку № 2, в назначении пенсии ему отказано.
Указывает, что с 10 августа 1992 г. по настоящее время он работает мастером строительных и монтажных работ на объектах по строительству дорог на территории Орловской области в Мценском дорожном отделе, однако в трудовой книжке его должность поименована как мастер. Однако выполняемая им работа, соответствует профессии «мастер строительных и монтажных работ» (22900006-23419), предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Также указал, что осуществлял свою трудовую деятельность в спорный период на территории зоны с льготным социально-экономическом статусом, поскольку Мценский дорожный отдел ведет работы на территории г. Мценска Орловской области, а также на территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, Высокинского сельскогопоселения Мценского района Орловской области, Алябьевского сельского поселения Мценского района Орловской области, Черемошенского сельского поселения Мценского района Орловской области, Подберезовского сельского поселения Мценского района Орловской области, Чахинского сельского поселения Мценского района Орловской области, Протасовского сельского поселения Мценского района Орловской области, которые относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическом статусом.
По указанным основаниям с учетом уточнения исковых требований просил суд включить период работы в должности мастера в Мценском ДРСУ (Мценском дорожном ремонтно-строительном участке ОГУП «Орелавтодор») с 1 февраля 1998 г. по 31 марта 2005 г., в должности мастера в Мценском дорожном отделе филиала ОГУ «Орелгосзаказчик» с 1 апреля 2005 года по 31 марта 2012 г. и в должности мастера в Мценском дорожном отделе ГУП ОО «Дорожная служба» с 1 апреля 2012 года по 31 декабря 2020 г. в специальный страховой стаж в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.
Также просил суд возложить на ответчика обязанность включить периоды его работы в должности мастера в Мценском ДРСУ (Мценском дорожном ремонтно-строительном участке ОГУП «Орелавтодор») с 1 февраля 1998 г. по 31 марта 2005 г., в должности мастера в Мценском дорожном отделе филиала ОГУ «Орелгосзаказчик» с 1 апреля 2005 г. по 31 марта 2012 г. и в должности мастера в Мценском дорожном отделе ГУП ОО «Дорожная служба» с 1 апреля 2012 г. по 31 декабря 2020 г., в периоды работы, дающие право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за ним право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1, с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 3 года, а также возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области обязанность назначить и производить ему выплату пенсию, но не ранее момента возникновения права.
На основании определений Мценского районного суда Орловской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее по тексту КУ Орловской области «Орловский областной государственный заказчик») и государственное унитарное предприятие Орловской области «Дорожная служба» (далее по тексту ГУП Орловской области «Дорожная служба»).
В связи с реорганизацией ответчик ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) определением суда заменен на Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту ГУ - ОПФ РФ по Орловской области).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований ввиду его незаконности и необоснованности.
Полагало, что права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года, у истца не имеется, ввиду отсутствия документального подтверждения работы на территории с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Являясь зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования со 2 февраля 1998 г., работодатели М.С.И. в спорные периоды при подаче сведений на истца не указывали о выполнении им работы в территориальных условиях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред., действовавшей на 31 декабря 2018 г.) «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 30 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2013 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей о тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (код 22900006-23419) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев мастером строительных и монтажных работ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплати к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации в качестве застрахованного лица, при досрочном назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка.
В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с п. 3 раздела 1, п. 13 раздела IV Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258 н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации граждан в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствии (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показателей двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от И декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичное правило предусмотрено в п. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых, работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 6 июля 2021 г. истец обратился в ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с тяжелыми условиями труда и проживанием и работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Рассмотрев заявление истца, ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) отказало М.С.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа по Списку 2, периоды работы с 10 августа 1992 г. по 31 марта 2005 г., с 1 апреля 2005 г. по 31 марта 2012 г. и с 1 апреля 2012 г. по 31 декабря 2020 г. в должности мастера Мценского дорожного отдела, так как данная профессия не предусмотрена Списком 2, по сведениям из индивидуального лицевого счета М.С.И. указанные периоды работ работодателем указаны без кода льготных условий труда.
Разрешая данные требования, судом установлено, что по данным трудовой книжки, М.С.И. 10 августа 1992 г. принят мастером на работу в Мценское ДРСУ Орелавтодор, которое на основании приказа № 1 от 11 января 1996 г. переименовано в Мценское дорожное управление, а на основании приказа № от 20 марта 2003 г. данная организация реорганизована в Мценский дорожный ремонтно-строительный участок ОГУП «Орелавтодор».
31 марта 2005 г. истец уволен в порядке перевода из филиала ОГУП «Орелавтодор» Мценского дорожного ремонтно-строительного участка и принят 1 апреля 2005 г. на должность мастера Мценского дорожного отдела филиала ОГУ «Орелгосзаказчик», откуда уволен 31 марта 2012 г. и 1 апреля 2012 г. принят на должность мастера в Мценский дорожный отдел ГУП ОО «Дорожная служба», где работает до настоящего времени.
Истец М.С.И. со 2 февраля 1998 г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете».
По сведениям индивидуального лицевого счета М.С.И. следует, что в нем отсутствуют сведения о его работе в спорные периоды как о работе с особыми условиями труда, данные периоды отражены без указания кода льготных условий труда.
Согласно уставу Орловского государственного областного управления автомобильных дорог, утвержденного постановление главы администрации Заводского района г. Орла № 1087 от 5 октября 1995 г., основной функциональной задачей данной организации является управление развитием сети дорог общего пользования, сооружений на них, обеспечения их надлежащего содержания, ремонта, надежности и безопасности движения.
Из устава КУ Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» следует, что предметом деятельности учреждения является организация за счет средств областного бюджета строительства новых объектов, реконструкция, расширения, технического перевооружения и капитального ремонта действующих объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения области, водных объектов и гидротехнических сооружений, проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Также из устава ГУП Орловской области «Дорожная служба» следует, что предметом деятельности предприятия является строительство, реконструкция, ремонт и содержание зданий и сооружений, в том числе автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, осуществление деятельности по добычи полезных ископаемых, ремонту автотранспортных средств, транспортной деятельности и деятельности в сфере оптовой и розничной торговли.
С целью установления обстоятельств, подтверждающих выполнение М.С.И. в спорные периоды работ с тяжелыми условиями труда, дающие право выхода на пенсию по Списку № 2, районным судом были направлены запросы в архивы и по месту нахождения его работодателей.
Так, из ответа бюджетного учреждения Орловской области «Государственный архив Орловской области» следует, в фонде областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» в имеющихся документах по личному составу за 1992-2005 года М.С.И. не значится, справок, подтверждающих характер работы рабочих и служащих, не имеется. Табели (графики), журналы учета рабочего времени, должностные инструкции работников, документы об аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе карты специальной оценки, хранились в организациях и в архив не передавались.
Архивным отделом администрации г. Мценска Орловской области сообщено, что Положение о Мценском дорожном управлении, Положение о Мценском дорожном ремонтно-строительном участке Мценского ДРСУ филиала ОГУП «Орелавтодор» в отдел на хранение не поступали. Трудовые договора, должностные инструкции, штатное расписание, табели учета рабочего времени, а также аттестации рабочего времени, справки, подтверждающие характер работы, карты специальной оценки условий труда работника Мценского ДРСУ филиала ОГУП «Орелавтодор» в отдел на хранение не поступали.
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда мастера ОКУ «Орелгосзаказчик» от 1 марта 2013 г. как и из карты аттестации условий труда рабочего места дорожного мастера ГУП Орловской области «Дорожная служба» от 1 марта 2013 г. следует, что мастером (дорожным матером) не предусмотрено выполнение работы в особых условиях труда, и он не имеется права на досрочное назначение пенсии.
В должностной инструкции мастера, утвержденной директором ГУП Орловской области «Дорожная служба», не указано, что в обязанности мастера входят строительные и монтажные работы, при этом предусмотрено выполнение дорожных работ, что включает также выполнение ремонтных работ, о выполнении которых истцом не оспаривалось и подтверждается представленными им документами.
Суд, исследовав представленные документы по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что представленные карточки формы Т-2, приказы о назначении на должности, переводе с одной должности на другую свидетельствуют только о работе истца в определенных должностях, при этом справок, уточняющих льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня в материалах дела им не имеется, также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истец был занят на новом строительстве, а также информация, что организации, в которых он осуществлял свою деятельность, занимались возведением новых сооружений и иными ремонтными работами, предусмотренными Списком № 2, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 10 августа 1992 г. по 31 декабря 2020 г. в специальный стаж.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем, оно в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверяя законность и обоснованность решения Мценского районного суда Орловской области от 21 октября 2021 г. в части исковых требований М.С.И. о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом и назначении пенсии, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное), рассмотрев заявление М.С.И. о назначении досрочной пенсии в связи с работой в зоне ЧАЭС, с учетом представленных им документов, пришел к выводу о включении периодов работы М.С.И. с 10 августа 1992 г. по 31 января 1998 г. (5 лет 5 месяцев 22 дня) как работы на загрязненной территории, что дает ему право на снижение пенсионного возраста в силу Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 на 1 год и выхода на пенсию в возрасте 59 лет, о чем принято решение № от 13 июля 2021 г. В признании за ним права на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне ЧАЭС, отказал.
Согласно ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до, момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 28 декабря 1991 г. № 237-Р.
С 01 февраля 1998 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582.
С 21 октября 2015 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 № 1074.
Согласно названным Перечням населенные пункты: д. Лехановка, д. Соймоново, д. Высокое, д. Подъяковлево, п. Полянки, д. Тросное, д. Бугры, д. Алешня, д. Гладкое, д. Зеленый Дубок, с. Кислино, д. Хабаровка, с. Черемошны, д. Садовая, д. Крыцино, д. Жилино, д. Гантюрево, с. Подбелевец, д. Верхние Прилепы, д. Нижние Прилепы, д. Добрая Вода и д. Грачики Мценского района Орловской области относятся к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по настоящее время.
Из материалов дела следует и судом установлено, что М.С.И., 3 мая 1965 года рождения, был зарегистрирован и проживал с 9 апреля 1993 г. по 25 июля 1995 г. по адресу: <адрес>; с 19 сентября 1995 г. по 13 марта 2003 г. по адресу: <адрес>; с 22 мая 2003 г. по настоящее время по адресу: <адрес>.
Кроме этого, М.С.И. работал мастером с 10 августа 1992 г. по 31 марта 2005 г. в Мценском ДРСУ (Мценском дорожном ремонтно- строительном участке ОГУП «Орелавтодор»), с 1 апреля 2005 г. по 31 марта 2012 г. в Мценском дорожном отделе филиала ОГУ «Орелгосзаказчик» и с 1 апреля 2012 г. по 31 декабря 2020 г. в Мценском дорожном отделе ГУП ОО «Дорожная служба». Указанные организации располагались в <адрес>.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, утвержденному Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р территория г. Мценска Орловской области в период с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. относилась к зоне с льготным социально- экономическим статусом.
В связи с чем, период работы истца с 10 августа 1992 г. по 31 января 1998 г. включен ответчиком в период работы, дающей право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1, что составляет 05 лет 05 месяцев 22 дня, и дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год, то есть право выхода на пенсию в возрасте 59 лет.
Обращаясь в суд с данным исковым заявлением о признании права на снижение пенсионного возраста на 3 года, М.С.И. указал, что исполняя обязанности мастера, он выполнял комплекс мероприятий по содержанию и ремонту сети автомобильных дорог на территории г. Мценска Орловской области и Мценского района Орловской области, куда ежедневно выезжал.
Указанные дороги проходили через населенные пункты, относящиеся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, а именно в д. Лехановка, д. Соймоново, д. Высокое, д. Подъяковлево, п. Полянки, д. Тросное, д. Бугры, д. Алешня, д. Гладкое, д. Зеленый Дубок, с. Кислино, д. Хабаровка, с. Черемошны, д. Садовая, д. Крьщино, д. Жилино, д. Гантюрево, с. Подбелевец, д. Верхние Прилепы, д. Нижние Прилепы, д. Добрая Вода и д. Грачики Мценского района Орловской области.
В подтверждение своей позиции истцом представлены справки администраций сельских поселений Мценского района Орловской области Спасско-Лутовиновского, Высокинского, Алябьевского, Черемошенского, Подберезовского, Чахинского, Протасовского, акты выполненных работ, приказы и обеспечил явку свидетелей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены доказательства, подтверждающие его работу на территории населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно, что ОГУП «Орелавтодор» в период с 10 августа 1992 г. по 31 марта 2005 г., КУ Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в период с 1 апреля 2005 г. по 31 марта 2012 г. и ГУП Орловской области «Дорожная служба», в период с 1 апреля 2012 г. по 31 декабря 2020 г. осуществляли через Мценский отдел ремонт и содержание дорог на территории Мценского, Новосильского, Корсаковского, Волховского районов Орловской области, маршруты автодорог проходили по территориям сельских поселений Мценского района Орловской области (Спасско-Лутовиновского, Высокинского, Алябьевского, Черемошенского, Подберезовского, Чахинского, Протасовского) по населенным пунктам д. Лехановка, д. Соймоново, д. Высокое, д. Подъяковлево, п. Полянки, д. Тросное, д. Бугры, д. Алешня, д. Гладкое, д. Зеленый Дубок, с. Кислино, д. Хабаровка, с. Черемошны, д. Садовая, д. Крыцино, д. Жилино, д. Гантюрево, с. Подбелевец, д. Верхние Прилепы, д. Нижние Прилепы, д. Добрая Вода и д. Грачики Мценского района Орловской области, территории которых относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Между тем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Статьей 330 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части первой статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (абзацы первый и второй части 1 статьи 55 ГТЖ РФ).
Согласно частям 1-4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
По данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований М.С.И. и регулирующих спорные отношения норм материального права, являются следующие обстоятельства: осуществлял ли истец в заявленные им периоды трудовую деятельность в зоне с льготным социально-экономическим статусом и время её выполнения; отнесены ли территории, на которых осуществлял трудовую деятельность истец в спорные периоды к указанной зоне.
Из представленных в материалы дела документов следует, что М.С.И. выполнял работы по ремонту автодорог: Мценск-Мелынь- Алешня в период с 1 сентября 1998 г. по октябрь 1998 г. (т.5 л.д. 65-69), Жилино-Гладкое в Мценском районе в период с февраля 2000 г. по сентябрь 2000 г. (т. 5 л.д. 71-74), Мценск-Высокое-Мелынь (10-11км.) с 1 июля 2002 г. по 30 июля 2002 г.т. 5 л.д. 108-109), в д. Малое Теплое Корсаковского района с 2 мая 2004 г., автодороги Башкатово-Клейменово с 10 мая 2004 г. (т. 5 л.д. 115),
В журнале производства работ по содержанию автомобильной дороги Добрая Воды-Сычи с 1 января 2016 г. по 11 декабря 2016 г. мастер участка не указан, в журнале проставлены разные подписи мастеров, дорога проверялась регулярно с января по март, а в июле и августе - один раз, в сентябре - два раза.
Журнал производства работ по содержанию автомобильной дороги Мценск-Высокое-Мелынь за 2019 г. также не содержит фамилии мастера участка, дорога проверялась только в декабре 2019 г.
В журнале производства работ по содержанию автомобильной дороги Болхов-Мценск-Шашкино матером указан Г.А.Н., данная дорога проверялась регулярно с января по март 2019 г., по два раза в апреле, июне, августе и сентябре 2019 г.
Аналогичные сведения содержат представленные журналы производства работ по содержанию автомобильных дорог Болхов-Мценск-Новосиль за 2020 г., Протасово-Жилино за 2020 г., Мценск-Высокое-Мелынь за 2021 г.
В представленных документах по содержанию и ремонту дорог Корсаково-Войново-Жилино, Болхов-Мценск-Сторожевое, Мценкск-Высокое- Мелынь, Ядрино-Чахино, Карандаково-Шашкино, Ильково-Азарово, д. Вода - Сычи, Отрада-Башкатово, Бапшатово-Апальково, Тельчье - Брагино за ноябрь 2001г., август 2001 г., январь 2001 г.; в акте приемки выполненных строительно-монтажных работ за май 2002 г. отсутствуют сведения, что данные работы выполнял мастер М.С.И. ив каком именно населенном пункте данные работы проводились, (т. 5 л.д. 76-91, 96-102).
Анализируя указанные документы, следует, что они не содержат место выполнения работ, а именно конкретный населенный пункт, где выполнялась работа, поскольку вышеперечисленные автодороги проходят и по населённым пунктам, которые не включены в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, также невозможно однозначно сказать, что эти работы выполнялись М.С.И.
Путевые листы, документы, подтверждающие предоставление М.С.И. в спорный период повышенного отпуска, доплат за работу в зоне ЧАЭС, материалы дела не содержат.
Направленные как судом первой инстанции, так и судом апелляционной интонации запросы в бюджетное учреждение Орловской области «Государственный архив Орловской области», в архивный отдел администрации г. Мценска Орловской области, для подтверждения указанных сведений, положительных результатов не дали, данных документов в архивных фондах организаций не имеется.
При этом из ответов ГУП ОО «Дорожная служба», а также КУ ОО «Орелгосзаказчик» следует, что каких-либо доплат, дополнительных отпусков, в связи с работой в зоне ЧАЭС М.С.И. не производилось. ГУП ОО «Дорожная служба» приказы (путевые листы) не оформлялись о направлении к месту производства работ на закрепленной сети автомобильных дорог, а КУ ОО «Орелгосзаказчик» данные документы уничтожены, в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, вышеперечисленные документы не могут расцениваться как письменные доказательства, подтверждающие факт работы истца в период с 1 февраля 1998 г. по 31 марта 2005 г., с 1 апреля 2005 г. по 31 марта 2012 г. и с 1 апреля 2012 г. по 31 декабря 2020 г. на территории населенных пунктов д. Лехановка, д. Соймоново, д. Высокое, д. Подъяковлево, п. Полянки, д. Тросное, д. Бугры, д. Алешня, д. Гладкое, д. Зеленый Дубок, с. Кислино, д. Хабаровка, с. Черемшины, д. Садовая, д. Крыцино, д. Жилино, д. Гантюрево, с. Подбелевец, д. Верхние Прилепы, д. Нижние Прилепы, д. Добрая Вода и д. Грачики Мценского района Орловской области, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции истцу было предложено предоставить доказательства, подтверждающие его работу в зоне ЧАЭС в спорный период. Однако указанные доказательства истцом суду представлены не были.
Кроме этого, суд в решении в обоснование своих выводов сослался на показания свидетелей Б.В.А., Г.Н.И. и А.В.З.,
однако работа этих свидетелей на территории населенных пунктов, относящихся к зоне ЧАЭС, документально не подтверждена, в связи с чем, показания данных свидетелей допустимым доказательством являться не могут.
Таким образом, суд при отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств постоянной работы М.С.И. на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, удовлетворил в данной части заявленные им исковые требования.
Допущенные судом первой инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются основанием для отмены постановленного решения в указанной части.
Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе М.С.И. в удовлетворении требований о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне ЧАЭС и назначении пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Государственного Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области удовлетворить.
Решение Мценского районного суда Орловской области от 21 октября 2021 года в части удовлетворения исковых требований - отменить.
В удовлетворении исковых требований М.С.И. к Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне ЧАЭС и признании права на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 3 года - отказать.
В остальной части решение Мценского районного суда Орловской области от 21 октября 2021 г. оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи