Дело № 33-2811/2021, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 24.09.2021
Дата решения 20.10.2021
Категория дела коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие)
Судья Коротченкова Ирина Ивановна
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 284032d5-a150-37a5-b969-ac9caed600f7
Стороны по делу
Истец
******** ********** ****** *. ****
Ответчик
*********** *************** ********* *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Щербина И.С. УИД № 57RS0023-01-2021-002744-70

№ 2-1807/2021

№ 33-2811/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2021 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Чуряева А.В.,

при секретаре Синичкиной Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 29 июля 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 с июня 2019 г. состоит <...> и включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на льготное получение лекарственных средств.

В целях лечения указанного заболевания, ребенку <дата> назначен <...> без возможности замены на аналоги в количестве 0,5 упаковки на месяц, 5 упаковок на 10 месяцев.

Поскольку с момента назначения указанного препарата выписан только один рецепт в количестве одной упаковки, который принят 20 мая 2021 г. на отсроченное обеспечение и до настоящего времени не обслужен, прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО1 лекарственным <...>», в соответствии с медицинскими показаниями на период вплоть до отмены лечащим врачом;

взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Калашниковой А.Н. и ее сына компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. и 20 000 руб., соответственно. Просил также, решение в части возложения обязанности обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Судом постановлено указанное решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда.

Не согласен с взысканием сумм компенсации морального вреда, поскольку факт причинения ребенку и его матери нравственных и физических страданий судом не установлен.

Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие лиц надлежаще уведомленных о рассмотрении дела и неявившихся в судебное заседание.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося решения.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений подпункта «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ), который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», оказание государственной социальной помощи, в том числе организация обеспечения населения лекарственными препаратами, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, отнесено законом к полномочиям Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации организацию обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области», далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2019 г. № 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-03 «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).

Законодатель, закрепив в статье 151 ГК РФ общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

При этом, к основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Из материалов дела следует, что ФИО1, <дата> года рождения, состоит <...>

Для постоянного приема ему назначен <...>», которым он в течение 2021 г. не обеспечивался в необходимом количестве в соответствии с месячной потребностью, сроки обеспечения лекарственным препаратом нарушались, что подтверждается реестром отпущенных рецептов ФИО1, сведениями БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 1» и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по организации обеспечения ребенка-инвалида по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств отнесения несовершеннолетнего к определенной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по медицинским показаниям, пришел к выводу о ненадлежащем обеспечении ответчиком истца указанным медицинским препаратом.

В отношении требований прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении в заявленном размере.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области о том, что суд не установил факт причинения ребенку и его матери нравственных и физических страданий, не могут служить основанием для отмены решения суда по выше изложенным обстоятельствам.

Выводы суда об обоснованности взыскания компенсации морального вреда ребенку и его матери мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Как указала в суде первой инстанции мать ребенка, в отсутствие постоянного приема лекарств состояние ребенка ухудшается, в связи с чем ей приходилось приобретать лекарство за собственный счет, либо неоднократно настаивать и упрашивать медицинский персонал выписать рецепт, при этом она испытывала унижение и тревогу за здоровье ребенка (л.д. 33-34, 35-36).

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 29 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 24.09.2021:
Дело № 33-2814/2021, апелляция
  • Дата решения: 13.10.2021
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2820/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2825/2021, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2839/2021, апелляция
  • Дата решения: 13.10.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2809/2021, апелляция
  • Дата решения: 24.11.2021
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2841/2021, апелляция
  • Решение: ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жидкова Елена Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2831/2021, апелляция
  • Дата решения: 13.10.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2794/2021, апелляция
  • Дата решения: 13.10.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жидкова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2795/2021, апелляция
  • Дата решения: 17.11.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-2828/2021, апелляция
  • Дата решения: 03.11.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курлаева Лада Игоревна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-228/2021, апелляция
  • Дата решения: 11.10.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сафронова Любовь Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-1314/2021, апелляция
  • Дата решения: 27.09.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Артамонов Сергей Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-1315/2021, апелляция
  • Дата решения: 27.09.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Орловская Юлия Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-1316/2021, апелляция
  • Дата решения: 27.09.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Габлина Елена Витиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ