Дело № 33-271/2022, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Орловский областной суд (Орловская область)
Дата поступления 14.01.2022
Дата решения 02.02.2022
Категория дела по искам застрахованных
Судья Дятлов Максим Васильевич
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID a3f522ac-cc50-39c2-a26f-81de3a58e4f7
Стороны по делу
Истец
********* ****** ********
Ответчик
** *** ** * *. **** * ********* ****** ********* ******* (***********)
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-271/2022

2-2385/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Дятлова М.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Псареве И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 сентября 2021 г., с учетом определения об исправлении описки от 22 ноября 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии – удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 (пять) лет.

Признать за ФИО2 право на назначение пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 года применительно к статье 28.1 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 1 (один) год.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ФИО2 выплату пенсии с 25 сентября 2021года.

В остальной части исковых требований ФИО2 – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей)».

Заслушав доклад судьи Дятлова М.В., выслушав представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО2 относительно доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (в настоящее время - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, далее по тексту – ГУ ОПФР по Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что с <дата> по настоящее время он работает на работах с тяжелыми условиями труда – монтером пути на железной дороге в путевой машинной станции (далее по тексту – ПМС). Общий трудовой стаж составляет около 38 лет.

В период с <дата> по <дата> он работал в путевой колонне, с <дата> по <дата> – на базе ПМС , с <дата> по настоящее время на путеукладочном поезде путевой колонный.

ПМС является структурным подразделением Московской дирекции по ремонту пути, которая, в свою очередь, является структурным подразделением филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции по ремонту пути. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей.

<дата> он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, в связи с работой в тяжелых условиях труда и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ГУ ОПФР по Орловской области от <дата> ему отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием у него требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку невозможно определить участок, на котором протекала работа, и интенсивность движения поездов на этих участках дороги, а также не подтвержден факт проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Считая решение об отказе в досрочном назначении пенсии неправомерным, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 лет и с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года; обязать пенсионный орган назначить и производить ему выплату пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 25 сентября 2019 г.; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ ОПФР по Орловской области просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Приводит доводы о том, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку период работы истца в должности монтера пути ПМС с <дата> по настоящее время не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, в связи с отсутствием документов, позволяющих определить участок, на котором работал истец и интенсивность движения поездов на данном участке.

Ссылается на то, что период работы ФИО2 на территории с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден.

Полагает, что отсутствуют основания для признания за ФИО2 права на назначение пенсии с <дата>

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, действовавшей на момент возникновения правоотношений).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16июля2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 (далее – Список).

Согласно указанному Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, право на льготное пенсионное обеспечение имеют монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» основанием для отнесения участков железных дорог к участкам с интенсивным движением поездов служат размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сутки) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в сутки.

Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно МПС России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила от 02 октября 2014 г. №1015).

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> ФИО7 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением статьи 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением пенсионного органа от <дата> ФИО2 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку периоды работы истца в должности монтера пути Путевой машинной станции не зачтены в стаж на соответствующих видах работ, так как по представленным документам определить участок, на котором протекала работа, а соответственно, и интенсивность движения поездов не представляется возможным. Период работы на территории с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден. Также не подтвержден документально период проживания ФИО2 в д. Казначеево Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС в период с 1990 года по настоящее время.

Между тем судом первой инстанции установлено, что согласно трудовой книжке ФИО7 <дата> принят в Путевую машинную станцию Московской железной дороги монтером пути 2 разряда; <дата> ему присвоен 3 разряд монтера пути; <дата> присвоен 4 разряд монтера пути; <дата> переведен монтером пути 3 разряда на участок производства путевых работ; <дата> установлен 4 разряд монтера пути; <дата> переведен монтером пути 4 разряда на производственную базу ; <дата> переведен монтером пути 4 разряда производственной базы; <дата> переведен монтером пути 4 разряда на путеукладочный поезд путевой колонны; <дата> переведен монтером пути 4 разряда на участок путевой колонны, где продолжает работать по настоящее время.

По сведениям Московской дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции управления движением, интенсивность движения поездов на участках, на которых осуществлялись работы ПМС , а именно ФИО1 - Орёл, Орёл - Мценск, Орёл - Малоархангельск, Орел - Становой Колодезь, в соответствии с графиками движения поездов за период с 1995 года по 2010 год суммарно (в парах поездов) составляла постоянно более 50 пар в сутки.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии, от <дата> , выданной Путевой машинной станцией Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО «РЖД» Московской дирекции по ремонту пути ФИО2, последний работает в Путевой машинной станции структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути филиала ОАО «РЖД» в качестве монтера пути, непосредственно осуществляющего организацию перевозок и обеспечивающего безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках железной дороги с интенсивным движением поездов с полным рабочим днем постоянно с <дата> монтером пути 2 разряда (приказ от <дата>). Работает с полным рабочим днем и полную рабочую неделю без простоев. В отпуске по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы и учебных отпусках не находился. С <дата> переведен монтером пути 3 разряда. <дата> переведен монтером пути 4 разряда. <дата> переведен монтером пути 3 разряда. С <дата> и по настоящее время работает монтером пути 4 разряда, имеет право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах в связи с особыми условиями труда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда». В справке указано, что основанием для её выдачи являются приказы, штатное расписание, трудовая книжка.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, в том числе лицевые счета, содержащие сведения о начислении ФИО2 заработной платы в спорные периоды, личные карточки формы Т-2 с учетом показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, из которых следует, что ФИО2 работал в должности монтера пути в путевой колонне с 1995 года на перегонах, на участках железной дороги с интенсивным движением поездов, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к верному выводу, что с учетом периода работы истца в должности монтера пути путевой колонны Путевой машинной станции , подтвержденной представленными документами полной занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня, а также занятости на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, который составляет более 12 лет 6месяцев, при наличии необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» ФИО2 имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ по состоянию на <дата>) на 5 лет на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к статье 28.1 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на <дата>, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 01 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074.

Разрешая требования истца о признании за ним права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года, в связи с проживанием и работой на территории с льготным социально-экономическим статусом, судом первой инстанции установлено следующее.

ФИО2 с <дата> по <дата> был зарегистрированным по адресу: <адрес>. С <дата> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. Казначеево, <адрес>.

В похозяйственных книгах за период с 1997 по 2001 год, с 2002 по 2008 год, с 2009 по 2013 год по д. Казначеево Становской сельской администрации Орловского района Орловской области сведений о регистрации и проживании ФИО2 в указанные периоды не содержится.

Из представленной администрацией Становского сельского поселения Орловского района Орловской области справки от <дата> следует, что ФИО2, <дата> года рождения, постоянно зарегистрирован и проживает в д. Казначеево, д. 66а, Орловского района Орловской области с <дата> по настоящее время.

Деревня Казначеево Орловского района Орловской области, согласно названным выше Перечням, отнесена к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> по настоящее время.

Оценив с учетом приведенных сведений, представленные истцом доказательства, а именно: постановление главы Становской сельской администрации от <дата> о выделении ФИО2 земельного участка для строительства жилого дома; постановление главы Становской сельской администрации от <дата> о закреплении за ФИО2 земельного участка в д.Казначеево для строительства жилого дома, а также накладные на приобретение строительных материалов и другие документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все они не могут быть признаны достаточными доказательствами для подтверждения факта постоянного проживания истца в д. Казначеево Орловского района Орловской области в период с 1999 года по <дата> (дата регистрации ФИО2 по месту жительства в д.Казначеево).

Поскольку представленными истцом доказательствами не подтверждается факт его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения пенсионного возраста истцу по данному основанию на 3 года.

Также судом первой инстанции установлено, что согласно справке от <дата> , выданной Центральной дирекцией по ремонту пути структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Путевая машинная станция , производственная база на ст. ФИО1 ПМС-104 располагается на территории, прилегающей к деревне Коневка Орловского района Орловской области с <дата> по настоящее время. С <дата> указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусов вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Как следует из справки от <дата> , выданной администрацией Платоновского сельского поселения, Путевая машинная станция действительно находится на территории земель Платоновского сельского поселения по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Орловский муниципальный район, Платоновское сельское поселение, в районе д. Коневка.

Населенные пункты – <адрес> сельского поселения Орловского района Орловской области и поселок ФИО1 сельского поселения Орловского района Орловской области согласно названным выше Перечням, отнесены к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> по настоящее время.

Из справки, выданной Центральной дирекцией по ремонту пути структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Путевая машинная станция , от <дата> следует, что запись в трудовой книжке ФИО2 АТ-III под номером 24 от <дата> сделана ошибочно, что подтверждается записями в личной карточке работника формы Т-2, приказом о переводе работника на другую работу от <дата>, штатным расписанием от <дата>, где указано, что ФИО2 числится на «Участке по монтажу и ремонту рельсошпальной решетки». Приказ от <дата> /лс отсутствует в личном деле работника ФИО2

Согласно данным Центральной дирекцией по ремонту пути структурного подразделения Московской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Путевая машинная станция от <дата> участок производства путевых работ и участок по монтажу и ремонту рельсошпальной решетки являются различными участками Путевой машинной станции Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД». Участок по монтажу и ремонту рельсошпальной решетки находится на производственной базе Путевой машинной станции (адрес производственной базы Путевой машинной станции - Платоновская сельская администрация <адрес>). В настоящее время указанный участок именуется «Участок демонтажа и сборки старогодной рельсошпальной решетки», который также находится на производственной базе Путевой машинной станции .

С учетом приведенных доказательств, суд первой инстанции правильно нашел доказанным факт работы ФИО2 с <дата> по <дата> на базе ПМС , которая располагалась на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом суд первой инстанции также принял во внимание, что вступившими в законную силу решениями Заводского районного суда <адрес> от <дата> по иску ХромоваА.И. к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, от <дата> по иску ПлешаковаА.Е. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии, от <дата> по иску ФИО10 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии за ХромовымА.И., ПлешаковымА.Е., ФИО10 признано право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, согласно статье 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Вступившими в законную силу указанными решениями суда по аналогичным спорам было установлено, что Путевая машинная станция расположена на территории земель Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области в районе д. Конёвка Орловского района Орловской области, относящейся к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за ХромовымА.И., ПлешаковымА.Е., ФИО10, являющимися так же, как и ФИО2, работниками Путевой машинной станции , признано право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с частью 2 статьи 13, частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства судом первой инстанции правомерно приняты в качестве преюдициальных в рамках рассмотрения настоящего спора.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что подтвержден факт работы истца в период с <дата> по <дата> на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания за ФИО2 права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.

Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение пенсионного возраста в соответствии с пунктом 2 части1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со статьями 30-37 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Соответственно, с учетом суммирования льгот по снижению пенсионного возраста право на получение страховой пенсии по старости у ФИО2 возникло по достижении им возраста 54 лет, то есть <дата>

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право ФИО2 на досрочную пенсию возникло с <дата> - с момента достижения им возраста 54 лет, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии <дата>, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения на нее права - с <дата>

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании закона, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку материалами дела подтвержден факт работы истца на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня в должности монтера пути в путевой колонне на перегонах, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов более 12 лет 6месяцев, а также факт работы истца в период с 23 августа 2011 г. по 14 мая 2018 г. на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, они были предметом исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 29 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Орловский областной суд (Орловская область) на 14.01.2022:
Дело № 33-296/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-283/2022, апелляция
  • Решение: оставлено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курлаева Лада Игоревна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-258/2022, апелляция
  • Дата решения: 02.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-287/2022, апелляция
  • Дата решения: 16.02.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Второва Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-288/2022, апелляция
  • Дата решения: 02.03.2022
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сандуляк Светлана Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-289/2022, апелляция
  • Дата решения: 02.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Коротченкова Ирина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-298/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дятлов Максим Васильевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-299/2022, апелляция
  • Дата решения: 30.03.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жидкова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-275/2022, апелляция
  • Дата решения: 02.02.2022
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Должиков Сергей Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-278/2022, апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнева Марина Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-94/2022, апелляция
  • Дата решения: 17.01.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Погорелый Александр Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-95/2022, апелляция
  • Дата решения: 17.01.2022
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рогачев Андрей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 15-2/2022, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чуряев Александр Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-9/2022, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Старцева Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ