Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 14.01.2022 |
Дата решения | 02.02.2022 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Коротченкова Ирина Ивановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 175fb9bb-56bd-3b30-9add-534b5d8cd1e1 |
Судья Каверин В.В. УИД57RS0022-01-2021-004501-90
№ 2-2775/2021
№ 33-269/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 февраля 2022 г. город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Второвой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цивилевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ОПФР по Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
В обоснование заявленных требований указала, что 25 августа 2021 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которое получила отказ, ввиду того, что отсутствует документальное подтверждение ее проживания на загрязненной территории в период с 26 апреля по 12 августа 1986 г., при этом, она с рождения и до 27 августа 1987 года проживала с родителями в <адрес>, на основании чего приобрела право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
Ссылаясь на изложенное, просила суд признать за ней право на назначение пенсии в соответствии с указанным законом со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, обязать пенсионный орган назначить и производить выплату указанной пенсии с 25 августа 2021 года и взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которым заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОПФР по Орловской области просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что спорный период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение документально не подтвержден.
Полагает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии лиц надлежаще уведомленных о дате и времени рассмотрения, но не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) (далее – Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечания к статье 35 Закона).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона).
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р; с 1 февраля 1998 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; с 21 октября 2015 г. – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.
В соответствии с указанными перечнями деревня Жизло-Павлово Троснянского района Орловской области включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по настоящее время.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что [СКРЫТО] Е.Л. 25 августа 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение, на которое решением от 7 сентября 2021 г. ей было отказано в связи с отсутствием права.
Пенсионный орган письмом от 13 сентября 2021 г. № 27-6742 сообщил ей, что у нее отсутствует документальное подтверждение периода проживания на загрязненной территории.
С данным ответом [СКРЫТО] Е.Л. не согласилась, обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование фактического проживания на загрязненной территории представила следующие документы.
Согласно данным паспорта [СКРЫТО] (до брака Захарова) Е.Л., <дата> года рождения, с <дата> зарегистрирована в <адрес>, при этом с 13 августа 1986 г. и до 27 августа 1987 г. постоянно проживала с родителями в <адрес>-<адрес>, что подтверждается домовой книгой № 11 д. Жизло-Павлово, начатой в мае 1986 года, а также архивной копией отдела культуры и архивного дела администрации Троснянского района Орловской области от 5 августа 2021 г. № 369.
В 1987 году Захарова ([СКРЫТО]) Е.Л. окончила Жизлово-Павловскую восьмилетнюю школу.
Помимо письменных доказательств, указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии, поскольку [СКРЫТО] Е.Л. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт ее проживания с 13 августа 1986 г. и до 27 августа 1987 г. в <адрес>, относящейся к загрязненной зоне вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, у нее возникло право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста на 1 год, и учитывая, что [СКРЫТО] Е.Л. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии <дата>, в то время как право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста на 1 год возникло у нее с <дата>, суд определил, что пенсия должна быть назначена со дня достижения ею <...> лет.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Учитывая приведенные выше нормы права и изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит правильным выводы суда первой инстанции о признании за [СКРЫТО] Е.Л. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на загрязненной территории, а также о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать последней пенсию с 25 августа 2021 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованном признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение, факт постоянного проживания истца в спорный период в населенных пунктах, отнесенных законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обуславливающий досрочное назначение пенсии, подтвержден истцом и не опровергнут ответчиком.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии [СКРЫТО] Е.Л. ранее момента вступления решения суда в законную силу не может быть принят во внимание ввиду того, что он основан на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе; оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 18 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи