Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Орловский областной суд (Орловская область) |
Дата поступления | 14.01.2022 |
Дата решения | 02.02.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Старцева Светлана Алексеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 50f7b0dc-625e-3979-b7f9-a23cb073fce7 |
Судья Семилеткина О.В. УИД 57RS006-01-2021-000315-13
Дело 33-232/2022 (№2-234/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 февраля 2022 г. г.Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Жидковой Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц к администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав возражения на апелляционную жалобу помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией [СКРЫТО] [СКРЫТО] в 2020 году сформировано для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, 9 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Залегощенском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]. До настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, не организовано газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения. По указанным основаниям просил обязать администрацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] организовать водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, а также систему транспортной инфраструктуры к предоставляемым земельным участкам в течении года со дня вступления решения в законную силу.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит решение суда в части удовлетворения требования прокурора к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО] отменить как незаконное и принять по делу новое решение в указанной части об отказе прокурору в иске. Указывает, что судом не принят во внимание довод Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] о том, что последним разработаны механизмы софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления, в том числе, и на реализацию мероприятий капитального строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с Положением о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденного Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29 декабря 2009 г. № 302 (далее Положение № 302), Государственной программой [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в [СКРЫТО] [СКРЫТО]», утвержденной Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 13 ноября 2012 г. № 415 (далее Государственная программа № 415), Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27 января 2015 г. № 42 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (далее Порядок). Таким образом, права семей, имеющих трех и более детей, на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе со стороны органов исполнительной власти специальной компетенции [СКРЫТО] [СКРЫТО], ответственных за реализацию вышеуказанных программ и Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] не нарушены.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Статьей 4 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 3 октября 2013 г. №1534-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (Закон [СКРЫТО] [СКРЫТО] №1534-ОЗ) предусматривалось, что многодетным семьям в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, бесплатно предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]; из земель, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре [СКРЫТО] [СКРЫТО] - городе Орле, - органом исполнительной государственной власти специальной компетенции [СКРЫТО] [СКРЫТО], уполномоченным на осуществление функций по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее - уполномоченный орган исполнительной государственной власти специальной компетенции); и из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре [СКРЫТО] [СКРЫТО] - городе Орле), - органами местного самоуправления [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее - органы местного самоуправления).
Статьей 6 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]» предусмотрено, что многодетным семьям бесплатно предоставляются земельные участки: [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - из земель, находящихся в собственности [СКРЫТО]; органами местного самоуправления городских округов [СКРЫТО] [СКРЫТО] - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских округов [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также земель, находящихся в муниципальной собственности городских округов [СКРЫТО] [СКРЫТО]; органами местного самоуправления городских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО] - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях городских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также земель, находящихся в муниципальной собственности городских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО]; органами местного самоуправления муниципальных [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] - из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территориях сельских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО], входящих в состав соответствующего муниципального [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципальных [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО]; органами местного самоуправления сельских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО] - из земель, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Вместе с тем, вышеприведенными Законами [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан, несмотря на такую необходимость, изложенную в подпунктах 10, 11 пункта 20 Приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в [СКРЫТО] использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Устава [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], к ведению [СКРЫТО] относятся вопросы местного значения, связанные с организацией в границах муниципального [СКРЫТО] электро- и газоснабжения поселений, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального [СКРЫТО], осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального [СКРЫТО], организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в [СКРЫТО] использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением [СКРЫТО] поселкового Совета народных депутатов № 7 от 28 сентября 2016 года администрация поселка Залегощь ликвидирована, её правоприемником является администрация [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В соответствии с Уставом п.Залегощь [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], зарегистрированного Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 22 декабря 2000 года №29/551-8-ОС ( с учетом решения [СКРЫТО] поселкового Совета народных депутатов от 19 января 2015 года № 108), к ведению поселка относятся вопросы местного значения, связанные с организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в [СКРЫТО] использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В соответствии с Уставом (Основной Закон) [СКРЫТО] [СКРЫТО] от
26 февраля 1996 года №7-ОЗ и статьей 4 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10 ноября 2014 года №1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО]» (далее – Закон [СКРЫТО] [СКРЫТО] №1683-ОЗ) [СКРЫТО] [СКРЫТО] является высшим исполнительным органом государственной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] и правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его компетенции Уставом (Основным Законом) [СКРЫТО] [СКРЫТО], законодательством Российской Федерации и законодательством [СКРЫТО] [СКРЫТО], и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов исполнительной государственной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО], которые не входят в компетенцию органов исполнительной государственной власти специальной компетенции [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Согласно статье 36 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] №1683-ОЗ взаимодействие Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] с органами местного самоуправления [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществляется на основе положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) [СКРЫТО] [СКРЫТО], законодательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]; законами [СКРЫТО] в соответствии с федеральным законом может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления [СКРЫТО] [СКРЫТО] и органами государственной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО]; взаимодействие Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] с органами местного самоуправления [СКРЫТО] [СКРЫТО] осуществляется посредством заключения между ними соглашений и договоров; создания координационных, консультативных, совещательных и иных органов (как временных, так и постоянно действующих).
Исходя из системного анализа приведенных норм обязанность по организации по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от <дата> № сформирован перечень реестр земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность семьям, имеющим трех и более детей. 9 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Залегощенском [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров №№; №; №; №; №; №; №; №; №. При этом данные земельные участки коммунальной инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также транспортной инфраструктурой не оснащены, что не оспаривается сторонами по делу. Вместе с тем, <дата> проводилась жеребьевка по предоставлению данных участков многодетным семьям.
Принимая во внимание, что в силу вышеприведенных норм права вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления, при этом органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части возложении на [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], администрацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пределах своей компетенции обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе вышеуказанных земельных участков в границах земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и системой транспортной инфраструктуры.
Учитывая, что требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] связаны с возложением обязанности по обеспечению транспортной инфраструктуры, отсутствие которой угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки является социально значимым обстоятельством, суд правомерно указал в резолютивной части решения конкретный срок исполнения возложенной судом обязанности – в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, который в данном случае является разумным.
Ввиду изложенного не могут повлечь отмену решения суда содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] разработаны механизмы софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления, в том числе, и на реализацию мероприятий капитального строительства объектов инженерной инфраструктуры со ссылкой на Положение № 302, Государственную программу № 415, Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], в связи с чем, по мнению апеллянта, права семей, имеющих трех и более детей, на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе со стороны органов исполнительной власти специальной компетенции [СКРЫТО] [СКРЫТО], ответственных за реализацию вышеуказанных программ и Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] не нарушены, поскольку в соответствии с Законами [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 3 октября 2013 года №1534-ОЗ и от 10 ноября 2015 года № 1872-ОЗ порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан, несмотря на такую необходимость, изложенную в подпунктах 10, 11 пункта 20 вышеприведенного Приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 гола № 372. Тем самым, вопреки доводам апелляционной жалобы, по материалам дела не нашел подтверждения довод Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] о том, что при изложенных обстоятельствах права семей, имеющих трех и более детей на создание необходимой инфраструктуры на предоставленных им на бесплатной основе земельных участках, со стороны Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] не нарушены.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен <дата>
Председательствующий
Судьи