Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Домбаровский районный суд (Оренбургская область) |
Дата поступления | 23.06.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 5de92ca4-f3d8-4f05-8bdb-adb74eb98bd9 |
КОПИЯ
Дело №а-221/2023
УИД: 56RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года п. Домбаровский
Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Горященко В.Н.,
при секретаре судебного заседания Сагнаевой А.М.,
с участием помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Драницкого К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних,
установил:
прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Домбаровский сельсовет исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних. Прокуратурой Домбаровского района установлено, что детская площадка в <адрес> не оборудована табличками, содержащими правила пользования оборудованием, сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу) и другую информацию. Регулярные визуальные, функциональные и ежегодные основные осмотры не проводятся, обслуживание и ремонт не проводятся. Кроме того, на указанной детской площадке установлены следующие нарушения: оборудования имеют шероховатую деревянную поверхность в связи с отсутствием ремонтных работ. Большая часть поверхности детской площадки в зонах приземления имеются углубления с грунтовой поверхностью, также отсутствует ударопоглощающее покрытие. На качелях отсутствует покрытие для сиденья и спинки. На горках имеется отсутствие деревянного покрытия, по которому можно забраться на горку. В адрес главы администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района внесено представление об устранении нарушений закона, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Указанные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией МО Домбаровский сельсовет при реализации своих полномочий по обеспечению условий для развития на территории <адрес> физической культуры и массового спорта, организации обустройства мест массового отдыха населения, не обеспечивается безопасность мест массового отдыха детей и занятия ими спортом, что может привести к повреждению здоровья несовершеннолетних.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению условий для развития на территории <адрес> физической культуры и массового спорта, организации обустройства мест массового отдыха населения; обязать администрацию муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области в срок до 30 сентября 2023 года произвести необходимые работы по приведению детской площадки, расположенной в <адрес>, в соответствие с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21; «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»; «ГОСТ Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования»; проводить контроль технического состояния оборудования детских игровых площадок в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Представитель административного истца помощник прокурора Домбаровского района Драницкий К.В. в судебном заседании административный иск поддержал, требования обосновал доводами, изложенными в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации МО Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что согласен с административными исковыми требованиями.
Суд на основании статьи 150 - 152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие представителя административного ответчика.
Суд, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав помощника прокурора Домбаровского района, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.
В силу части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
На основании статьи 41 Конституции РФ, Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеет право на охрану здоровья. Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие.
В соответствии с п. 14 и п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация про ведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе развитие школьного спорта и массового спорта; популяризация физической культуры спорта среди различных групп населения.
Статьей 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В целях обеспечения безопасности детей должно обеспечиваться техническое обслуживание детской площадки. Техническое обслуживание проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности, а также исправность конструкций.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Согласно указанным правилам, к необходимым работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период относятся в том числе ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
В силу ГОСТа Р 52169-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года № 1148-ст, оборудование и элементы оборудования должны: соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены; быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть; обеспечивать доступ взрослых для помощи детям внутри оборудования. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается.
Из п. 5.1. Общих требований к конструкции «ГОСТ Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования», утвержденных приказом Росстандарта от 18 сентября 2012 года № 334-ст, следует, что горки должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50, ГОСТ Р 52169 и требованиям настоящего стандарта.
В соответствии с «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 182-ст, оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.
В пункте 5.6. «ГОСТ Р 52300-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 179-ст установлено, что конструкцией карусели и посадочных мест должно быть исключено застревание частей тела и одежды ребенка. Допустимый угол наклона от вертикальной оси вращения карусели не должен превышать 5 градусов.
Согласно п. 4.2.5 «ГОСТ 34614.1-2019 (EN 1176-1:2017). Межгосударственный стандарт. Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний» деревянное оборудование должно быть изготовлено из древесины, не склонной к раскалыванию. Поверхности оборудования, выполненные из других материалов (например, стекловолокно), не должны иметь трещин.
Не допускается наличие выступающих гвоздей, свободно торчащих концов стальных канатов или острых частей. Шероховатые поверхности не должны создавать риск травмирования.
Согласно Правил благоустройства территории муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, утвержденных решением № 15 – 1 от 29 июня 2022 года в ст. 9 п. 2 указано на то, что оборудование детских игровых площадок должно соответствовать требованиям ГОСТов, санитарно-гигиенических и иных норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Возможно применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов. В п. 4 и 5 указано на то, что игровое и спортивное оборудование должно быть сертифицировано, ответственность за содержание игрового и спортивного оборудования несет собственник (владелец) и (или) обслуживающая организация.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Домбаровского района Оренбургской области в период с 12 апреля по 12 мая 2023 года на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения законодательства о соблюдении безопасности несовершеннолетних, соблюдения общих требований оборудования и покрытия детских игровых площадок, безопасность при эксплуатации.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ детская площадка, находящаяся на балансе администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области и расположенная по адресу: <адрес> <адрес> указанным требованиям не отвечает.
Так, детская площадка во дворе дома по адресу: <адрес> <адрес> не оборудована табличками, содержащими правила пользования оборудованием, сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу) и другую информацию. Регулярные визуальные, функциональные и ежегодные основные осмотры не проводятся, обслуживание и ремонт не проводится.
Выявленные в ходе проверки дефекты детских игровых конструкций свидетельствуют о полном отсутствии текущего контроля за техническим состоянием детской площадки со стороны органа местного самоуправления, на балансе которого находится вышеуказанная игровая детская площадка.
Данные обстоятельства указывают на то, что детская площадка является травмоопасным объектом, в связи с чем ее эксплуатация не создает условий для здорового и безопасного образа жизни населения, а также отдыха, оздоровления и занятости детей.
На основании чего исполняющим обязанности прокурора Домбаровского района Оренбургской области Черницким А.Е. внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет б устранений нарушений действующего законодательства.
В ответ на представление глава муниципального образования Домбаровский сельсовет указал, что нет организации, которая будет обеспечивать осмотр, обслуживание и ремонт детской площадки; на детской площадке в п. голубой Факел вблизи <адрес>, обнаруженное битое стекло, разбросанный мусор, бутылки алкогольной продукции – убраны.
На основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой <адрес> повторно проведена проверка соблюдения требований безопасности несовершеннолетних и молодежи в отношении администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки выявлены нарушения исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних на территории муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области.
Согласно повторной проверке установлено, что детская площадка в <адрес> не оборудована табличками, содержащими правила пользования оборудованием, сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу) и другую информацию. Регулярные визуальные, функциональные и ежегодные основные осмотры не проводятся, обслуживание и ремонт не проводится.
Кроме того, на указанной детской площадке установлены следующие нарушения: оборудования имеют шероховатую деревянную поверхность в связи с отсутствием ремонтных работ. Большая часть поверхности детской площадки в зонах приземления имеются углубления с грунтовой поверхностью, также отсутствует ударопоглощающее покрытие. На качелях отсутствует покрытие для сиденья и спинки. На горках имеются отсутствие деревянного покрытия, по которому можно забраться на горку.
Указанные факты подтверждены и представителем административного ответчика в письменном заявлении на имя суда.
Принимая во внимание, что административным ответчиком при реализации своих полномочий по обеспечению условий для развития на территории, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> физической культуры и массового спорта, организации обустройства мест массового отдыха населения не обеспечивается безопасность мест массового отдыха детей, что может привести к причинению вреда здоровья несовершеннолетних, суд полагает, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом требований разумных сроков административного судопроизводства и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок суд приходит к выводу, что требуемый прокурором срок для исполнения решения суда будет являться достаточным и разумным для исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Домбаровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области, суд находит законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению условий для развития на территории <адрес> физической культуры и массового спорта, организации обустройства мест массового отдыха населения.
Обязать администрацию муниципального образования Домбаровский сельсовет Домбаровского района Оренбургской области в срок до 30 сентября 2023 года произвести необходимые работы по приведению детской площадки, расположенной <адрес>, в соответствие с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21; «ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»; «ГОСТ Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования». Проводить Контроль технического состояния оборудования детских игровых площадок в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Домбаровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 года.
Судья подпись В.Н. Горященко
№ № <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>