Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Оренбургский областной суд (Оренбургская область) |
Дата поступления | 28.06.2019 |
Дата решения | 25.07.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Хакимова Ольга Владимировна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 60c7f2d7-c5d6-3425-ae24-f9505599f69f |
№ 33а-5883/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 25 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Чуриковой Е.В.,
при секретаре Кумпееве Ч.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] З.С. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта (уведомления о несоответствии построенного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом,
по апелляционной жалобе [СКРЫТО] З.С. на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области Кононова Д.Д., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] З.С. обратилась в суд с административным иском, указав, что на основании распоряжения администрации г. Соль-Илецка от 29 мая 2001 года № 243-р об отводе земельного участка, акта на землепользование от 4 февраля 2002 года № 23 и разрешения № 24 от 11 февраля 2002 года, заключив типовой договор № 19 о возведении индивидуального жилого дома, она начала строительство жилого дома по адресу: (адрес), ?.
3 июня 2012 года соглашением № 133-12 к договору аренды земель № 23 от 4 февраля 2002 года уточнена площадь отведенного земельного участка до 796 кв.м. и продлен срок аренды до 4 февраля 2051 года.
15 января 2013 года в Управлении Росреестра по Оренбургской области она зарегистрировала право на объект незавершенного строительства (жилого дома) площадью застройки 101,8 кв.м. 36,7% готовности, литер А.
В 2016 году она достроила дом и обратилась в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее по тексту администрацию) за получением заключения о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС по адресу: (адрес), ?, получила уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС установленным параметрам допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Затем она представила в администрацию уведомление об окончании строительства жилого дома.
21 ноября 2018 года получила уведомление из администрации о несоответствии параметров построенного жилого дома указанным в п.1 ч.19 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа.
Уведомлением Управления Росреестра от 28 января 2019 года прекращена государственная регистрация права на возведенный ею жилой дом.
[СКРЫТО] З.С. считает уведомление администрации от 19 ноября 2018 года незаконным, поскольку указанное в нем основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта кап. строительства проектной документации» не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
[СКРЫТО] З.С. просила признать незаконными отказ администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомление о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: (адрес), ? предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки) и отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в регистрации права собственности на построенный жилой дом. Обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ (адрес) выдать разрешение на ввод в эксплуатацию (уведомление о соответствии построенного ею жилого дома по адресу: (адрес), ? предельным параметрам разрешенного строительства, установленным параметрам землепользования и застройки), а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) обязать зарегистрировать ее право собственности на жилой дом по адресу: (адрес), ?.
Решением Соль-Илецкого районного суда (адрес) от (дата) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] З.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области Кононов Д.Д. просил решение суда оставить без изменений.
Административный истец и другие участники процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.
Судебная коллегия, заслушав судью-докладчика, представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве условий для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления выступают несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
Указанных условий в рассматриваемом споре судом не усмотрено.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по договору аренды № 23 от 4 февраля 2002 года [СКРЫТО] З.С. был предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м. на срок 2 года для индивидуального жилищного строительства.
Соглашением к договору аренды № 133-12 от 13 июня 2012 года до 4 февраля 2051 года продлен срок аренды земельного участка.
11 февраля 2002 года [СКРЫТО] З.С. заключен типовой договор № 19 о возведении индивидуального жилого дома на праве собственности, в соответствии с которым она обязана построить одноэтажный деревянный жилой дом полезной площадью 69 кв.м., жилой площадью 52,3 кв.м.
11 февраля 2002 года администрация г.Соль-Илецка выдала [СКРЫТО] З.С. разрешение № 24 на строительство жилого дома.
10 января 2013 года [СКРЫТО] З.С. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью застройки 101,8 кв.м., степенью готовности 36,7%, расположенный по адресу: (адрес), ?.
В соответствии с Техническим планом здания, составленным кадастровым инженером ФИО6 14 ноября 2018 года, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером № истцом построен (строительство окончено в 2018 году) жилой дом с кадастровым номером № из прочих материалов площадью 84,9 кв.м.
15 октября 2018 года [СКРЫТО] З.С подала в администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС, указав отступ от границ земельного участка в 3 м., также представила схему планировочной организации земельного участка, в которой было указано, что объект незавершенного строительства площадью 101,8 кв.м. подлежит сносу, а вновь построенный жилой дом будет располагаться на расстоянии 3-х метров от границ участка.
18 октября 2018 года на основании представленных административным истцом документов начальником отдела архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации МО «Соль-Илецкий городской округ (адрес) ФИО7 было выдано уведомление № 17 о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
15 ноября 2018 года [СКРЫТО] З.С. представила в администрацию уведомление об окончании строительства жилого дома, в котором указала об отступе от границ земельного участка в 3м.
В результате проверки было установлено, что построенный [СКРЫТО] З.С. жилой дом располагается на расстоянии 1,66 м. от боковой границы земельного участка, что, по утверждению административного ответчика, не соответствовало установленным Правилами землепользования и застройки параметрам в части отступа от границы участка.
В связи с этим 21 ноября 2018 года [СКРЫТО] З.С. выдано оспариваемое уведомление о несоответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с несоответствием параметров построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, действующим на территории городского округа.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое [СКРЫТО] З.С. уведомление от 21 ноября 2018 года принято должностным лицом в пределах предоставленных полномочий исходя из представленных истцом сведений и документов, соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Правилам землепользования и застройки МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Также суд исходил из того, что нет правовых оснований для признания незаконным уведомления Управления Росреестра от 28 января 2019 года, поскольку государственный кадастровый учет и государственная регистрация права истца на возведенный ею жилой дом прекращены в связи с подачей [СКРЫТО] З.С. 25 января 2019 года заявлений о прекращении регистрации.
Суду не было представлено доказательств того, что неправомерными действиями административных ответчиков были нарушены законные права и интересы [СКРЫТО] З.С.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции частично согласиться не может на основании следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) с 4 августа 2018 года утратили силу части 9 - 9.2 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
С 4 августа 2018 года Законом N 340-ФЗ введен в действие пункт 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).
Также не требует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 ГрК РФ в редакции Закона N 340-ФЗ).
Вместе с тем, согласно ч.16 ст. 55 ГрК РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В соответствии с ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Решением Совета депутатов от 30 мая 2012 г. N 159 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение г. Соль-Илецк Оренбургской области (далее Правила), которые в ст. 46.1 Градостроительные регламенты. Жилая зона, подраздел Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, устанавливают предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства застройки индивидуальными жилыми домами.
Так, минимальный отступ от боковой границы земельного участка до дома установлен в размере 3 метра, минимальный отступ строений от задней границы участка также 3 метра.
Вместе с тем, в указанной норме Правил также предусмотрено, что «в сложившейся застройке, при ширине земельного участка 15 метров и менее, для строительства жилого дома минимальный отступ от границы соседнего участка должен составлять не менее:
1,0 м - для одноэтажного жилого дома;
1,5 м - для двухэтажного жилого дома;
2,0 м - для трехэтажного жилого дома, при условии, что расстояние до расположенного на соседнем земельном участке жилого дома не менее 5 м.
Указанный норматив распространяется на земельные участки, образованные до вступления настоящих правил в силу».
Из материалов дела следует, что земельный участок предоставлен [СКРЫТО] З.С. для индивидуального жилищного строительства в 2001 году, то есть до утверждения Правила землепользования и застройки муниципального образования. Ширина земельного участка составляет менее 15 метров. Одноэтажный объект недвижимости возведен в сложившейся застройке на расстоянии 1,66 метров, что составляет более установленного минимального отступа (1 м.), установленного вышеуказанной нормой Правил землепользования и застройки МО городское поселение г. СольИлецк.
При таких обстоятельствах, выданное [СКРЫТО] З.С. уведомление о несоответствии построенного объекта недвижимости действующему законодательству нельзя признать законным.
По своей правовой природе уведомление о соответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства аналогичны разрешению на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию. Соблюдение уведомительного порядка строительства индивидуального жилого дома, установленного ст. 51.1 ГрК РФ, предопределяет упрощенную процедуру ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. Отказ в выдаче уведомления о соответствии построенного [СКРЫТО] З.С. требованиям законодательства нарушает ее право, а поскольку оспариваемое уведомление не соответствует законодательству, требований административного иска в этой части подлежат удовлетворению.
С выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований [СКРЫТО] З.С., предъявленных к Управлению Росреестра по Оренбургской области судебная коллегия соглашается. Доводов об их незаконности апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части и вынести новое решение.
Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года в части требований [СКРЫТО] З.С. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области отменить и в этой части принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконными выданное [СКРЫТО] З.С. уведомление администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 21 ноября 2018 года № 13 о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ (адрес) выдать [СКРЫТО] З.С. уведомление о соответствии построенного индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: (адрес), (адрес), (адрес) требованиям законодательства.
В остальной части решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 23 апреля 2019 года оставить без изменений.
Председательствующий:
Судьи: