Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 25.12.2020 |
Дата решения | 20.01.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Полоцкая Екатерина Семеновна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b4e6d332-c136-3fa7-b09b-c04cf210dd90 |
Дело № 2а-368/2021
55RS0026-01-2020-004107-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полоцкой Е.С., при секретаре судебного заседания Ковтюх А.Н., при помощнике судьи Первых А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 20 января 2021 года дело по административному исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – сельское поселение), в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Проверкой установлено, что проекты организации дорожного движения разработаны только на автомобильные дороги по <адрес> и пер. Детсадовский в <адрес> (включая места их пересечения с автомобильными дорогами по <адрес>, пер. Центральный
<адрес>). На автомобильные дороги иных населенных пунктов Покровского сельского поселения проекты организации дорожного движения не разрабатывались.
По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес главы Покровского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №. Представление рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги не разработаны.
Обращение прокурора обусловлено тем, что отсутствие, проектов организации дорожного движения влечет ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Просит обязать администрацию Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем организации и обеспечения разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на период эксплуатации в отношении автомобильных дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, за исключением автомобильных дорог по <адрес> и <адрес> в <адрес>, а также автомобильных дорог по <адрес>, пер. Центральный в <адрес> в части мест их пересечения с автомобильными дорогами по <адрес> и пер. Детсадовский в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора <адрес> старший помощник прокурора ФИО4 заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также Администрацией представлен отзыв на административный иск, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ администрацией Покровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> с ООО «КРИАН», имеющим соответствующий допуск, заключен договор на выполнение проекта организации дорожного движения на период эксплуатации объекта №. Администрацией предоставлено техническое задание, в котором был перечень всех дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Специалистами ООО «КРИАН» подготовлен проект №-ОДД (на автомобильные дороги, находящиеся в собственности Покровского сельского поселения на территории <адрес>, на которых находятся детские учреждения). Согласно ответному письму в отношении остальных дорог с очень низкой интенсивностью движения транспортных средств отсутствует целесообразность и необходимость проектировать дорожные знаки приоритета там где возможно руководствоваться п. 8.9., п. 13.9., п. 13.11. правил дорожного движения РФ. ДД.ММ.ГГГГ Проект согласован с УГИБДД УМВД России по Омской области. В собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области находится 17 автомобильных дорог местного значения. В случае удовлетворения заявленных требований вопрос о финансировании работ по обеспечению разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на период эксплуатации дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области будет рассмотрен на очередной сессии Совета Покровского сельского поселения. С внесением изменений в местный бюджет на 2021-2022 гг. будут заложены денежные средства на проведение работ обеспечения разработки и утверждения проектов организации дорожного движения, что позволит исполнить решение суда. Просит установить срок подготовки работ по обеспечению разработки и утверждению проектов организации дорожного движения на период эксплуатации дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения исковой стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст.ст. 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться: автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строитель-ству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Частью 1 ст. 17, частью 1 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ) классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 443-ФЗ документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.
Согласно ч. 1-3 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков.
Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов:
- в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков;
- в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в п.п. 17 п. 9 раздела IV установлено, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят работы по организации дорожного движения согласно классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Разработка проектов организации дорожного движения предусмотрена разделом II Классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной Приказом Минтранса России от 13.11.2018 № 406.
Также приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила подготовки документации по организации дорожного движения, действующие до ДД.ММ.ГГГГ, а приказом Минтранса России от 30.07.2020
№ утверждены аналогичные правила на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По существу проект организации дорожного движения является единственным документом, определяющим порядок движения по ней транспортных средств и пешеходов, места размещения дорожных знаков, ограждений, опор уличного освещения, дорожной разметки и иных технических средств организации дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка установлено, что проекты организации дорожного движения разработаны только на автомобильные дороги по <адрес> и <адрес> в <адрес> (включая места их пересечения с автомобильными дорогами по <адрес>, пер. Центральный
<адрес>). На автомобильные дороги иных населенных пунктов Покровского сельского поселения проекты организации дорожного движения не разрабатывались.
По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес главы Покровского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №. Представление рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги не разработаны.
По результатам рассмотрения представления Администрацией дан ответ, что с целью устранения выявленных нарушений, администрацией Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области приняты меры к устранению указанных нарушений законодательства, выявлены причины и условия им способствовавшие. На основании распоряжения Главы администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ специалист, ненадлежащее исполнивший свои обязанности, привлечен к дисциплинарной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Покровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> с ООО «КРИАН», имеющим соответствующий допуск, заключен договор на выполнение проекта организации дорожного движения на период эксплуатации объекта №. Администрацией предоставлено техническое задание, в котором был перечень всех дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Специалистами ООО «КРИАН» подготовлен проект №-ОДД (на автомобильные дороги, находящиеся в собственности Покровского сельского поселения на территории <адрес>, на которых находятся детские учреждения). Согласно ответному письму в отношении остальных дорог с очень низкой интенсивностью движения транспортных средств отсутствует целесообразность и необходимость проектировать дорожные знаки приоритета там где возможно руководствоваться п. 8.9., п. 13.9., п. 13.11. правил дорожного движения РФ. ДД.ММ.ГГГГ
Проект согласован с УГИБДД УМВД России по Омской области.
Заключение договора на подготовку проектов ПОДД в отношении автомобильных дорог, расположенных в <адрес> администрация Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области планирует после внесения изменения в местный бюджет на ДД.ММ.ГГГГ гг., так как требуемая для этого сумма ориентировочно составляет 160 000 рублей. Размер денежного фонда на ДД.ММ.ГГГГ год 574 170 рублей, в указанную сумму входит содержание дорог местного значения, очистка автодорог, затраты на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла.
Сумма на подготовку ПОДД в отношении автомобильных дорог, расположенных в д. <адрес>, <адрес> является существенной, поэтому в 2020 году подготовлен проект ОДД на дороги в <адрес>.
Таким образом, установлено, что администрацией поселения не обеспечено соблюдение требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении предельного срока для исполнения требований прокурора <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по обеспечению соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения до ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем организации и обеспечения разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на период эксплуатации в отношении автомобильных дорог, относящихся к собственности Покровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, за исключением автомобильных дорог по <адрес> и пер. Детсадовский в <адрес>, а также автомобильных дорог по <адрес>, <адрес> в <адрес> в части мест их пересечения с автомобильными дорогами по <адрес> и пер. Детсадовский в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п\п Е.С. Полоцкая
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 года.
Копия верна Решение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г. УИД 55RS0026-01-2020-004107-27 Подлинный документ подшит в материалах дела № 2а-368/2021 ~ М-3003/2020 хранящегося в Омском районном суде Омской области Судья __________________________Полоцкая Екатерина Семеновна подпись Секретарь_______________________ подпись |