Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 25.12.2020 |
Дата решения | 18.02.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Набока Анна Михайловна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3401c4e4-ec47-3f25-9ea9-6316e0c78fa0 |
Дело № 2а-362/2021
55RS0026-01-2020-004132-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Набока А.М., при секретаре судебного заседания Болдырь Е.С., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Сахаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 февраля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах муниципального образования Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц к администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем утверждения проектов организации дорожного движения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем организации и обеспечения разработки и утверждения проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог, относящихся к собственности Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за исключением следующих участков автомобильных дорог по ул. Луговая, ул. Березовая, ул. Мельничная, Петровка, безымянной дороги на западной окраине д. Петровка Лузинского сельского поселения, пересечение автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и ул. Лесная с. Лузино; пересечение автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и подъездов к СНТ «Черемушки»; пересечение ул. Гагарина и ул. Спортивная с. Лузино; пересечение ул. Спортивная и ул. Транспортная с. Лузино; пересечение ул. Чапаева с. Лузино и безымянной дороги к северу от МБОУ «Лузинская СОШ № 1»; пересечение ул. 30 лет Победы и ул. Транспортная с. Лузино; пересечение ул. Транспортная с. Лузино и подъезда к кирпичному заводу; пересечение ул. Советская и ул. Дорожная д. Петровка; участок безымянной автомобильной дороги между ул. Майорова и ул. Карбышева в с. Лузино к востоку от МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3». В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в результате которой установлены следующие нарушения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использовании автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого передвижения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов. В силу ч. 1-3 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: 1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; 2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства; 3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек. Приказом Минстранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в п.п. 17 п. 9 раздела IV установлено, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят работы по организации дорожного движения согласно классификации работ по организации дорожного движения, установленной в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации». Разработка проектов организации дорожного движения предусмотрена разделом II Классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной Приказом Минтранса России от 13.11.2018 № 406. Также приказом Минтранса России от 26.12.2018 № 480 утверждены правила подготовки документации по организации дорожного движения, действующие до 31.12.2020, а приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 утверждены аналогичные правила на период с 01.01.2021 по 31.12.2026. По существу проект организации дорожного движения является единственным документом, определяющим порядок движения по ней транспортных средств и пешеходов, места размещения дорожных знаков, ограждений, опор уличного освещения, дорожной разметки и иных технических средств организации дорожного движения. Вместе с тем проверкой установлено, что проекты организации дорожного движения разработаны в полном объеме только на автомобильные дороги ул. Луговая, ул. Березовая, ул. Мельничная, д. Петровка и на безымянную дорогу на западной окраине д. Петровка Лузинского сельского поселения, а также на следующие места пересечения автомобильных дорог: автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и ул. Лесная в с. Лузино; автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и подъездов к СНТ «Черемушки» в с. Лузино; ул. Гагарина и ул. Спортивная в с. Лузино; ул. Спортивная и ул. Транспортная в с. Лузино; ул. Чапаева и безымянной дороги к северу от МБОУ «Лузинская СОШ № 1» в с. Лузино; ул. 30 лет Победы и ул. Транспортная в с. Лузино; ул. Транспортная и подъезда к кирпичному заводу в с. Лузино; ул. Советская и ул. Дорожная а д. Петровка. На другие автомобильные дороги с. Лузино, д. Петровка, автомобильные дороги иных населенных пунктов Лузинского сельского поселения, относящиеся к собственности поселения, проекты организации дорожного движения не разрабатывались. По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес Главы Лузинского сельского поселения 22.07.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 267ж-2020/7882. Представление рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги не разработаны. В период с 22.07.2020 по 21.12.2020 разработан только проект организации дорожного движения на участок безымянной автомобильной дороги между ул. Майорова и ул. Карбышева в с. Лузино к востоку от МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3».
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Омского района Омской области Шилкин Л.В. административные исковые требования поддерживал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем, просил их удовлетворить, не возражал против установления разумного срока для исполнения решения суда.
Представитель административного ответчика администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Менькова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования признала, пояснила, что частично выполнили требования, полагал, что необходим срок для исполнения решения суда,
Представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использовании автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого передвижения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.
В силу ч. 1-3 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков.
Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов:
1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков;
2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства;
3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек.
Приказом Минстранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в п.п. 17 п. 9 раздела IV установлено, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят работы по организации дорожного движения согласно классификации работ по организации дорожного движения, установленной в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Разработка проектов организации дорожного движения предусмотрена разделом II Классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной Приказом Минтранса России от 13.11.2018 № 406.
Также приказом Минтранса России от 26.12.2018 № 480 утверждены правила подготовки документации по организации дорожного движения, действующие до 31.12.2020, а приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 утверждены аналогичные правила на период с 01.01.2021 по 31.12.2026.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Проверкой установлено, что на следующие автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности Лузинского сельского поселения, проекты организации дорожного движения до настоящего времени не разработаны: в п. Пятилетка: ул. Кирпичная, ул. Бригадная, ул. Березовая, ул. Строительная, ул. 40 лет Победы; в с. Лузино: ул. Комсомольская, ул. Советская, ул. Зеленая, ул. Совхозная, ул. Восточная, ул. 60 лет Октября, ул. Мира, ул. Майорова, ул. Карбышева, ул. Южная, ул. Юбилейная, ул. Цветочная, ул. Солнечная; в д. Петровка: ул. Олимепийская, ул. Степная, ул. Садовая, ул. Советская, ул. Новая; в д. Приветная: ул. Новая.
По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес главы Лузинского сельского поселения 22.07.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 262ж-2020/7882.
Из ответа главы администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2020 № 02-11/746 следует, что представление прокурора рассмотрены. Нарушения действующего законодательства, выраженные в отсутствии проектов организации дорожного движения в отношении дорог местного значения, находящихся в собственности поселения стали возможны ввиду отсутствия в местном бюджете средств, запланированных на проведение соответствующих работ. Внеси изменения в бюджет 2020 года на сегодняшний день не представляется возможным ввиду отсутствия представительного органа местного самоуправления на территории Лузинского сельского поселения. В целях устранения нарушений действующего законодательства, при подготовке бюджета на 2021 и расчетный 2022-2023 годы будут запланированы необходимые средства на проведение работ по подготовке проектов организации дорожного движения в отношении дорог местного значения, находящихся в собственности поселения.
Согласно представленных в судебное заседание документов, для проведения услуги по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования получено коммерческое предложение. Планируется организация указанных мероприятий в 2021 году.
Таким образом, установлено, что фактически нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения на все автомобильные дороги не разработаны.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием административного ответчика нарушаются права и законные интересы граждан.
Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.
Проанализировав обстоятельства дела, а также с учетом признака разумности и обоснованности, суд считает возможным установить администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области срок для устранения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог до 01 сентября 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем организации и обеспечения разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на период эксплуатации в отношении автомобильных дорог, относящихся к собственности Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, за исключением следующих участков автомобильных дорог по ул. Луговая, ул. Березовая, ул. Мельничная, Петровка, безымянной дороги на западной окраине д. Петровка Лузинского сельского поселения, пересечение автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и ул. Лесная с. Лузино; пересечение автомобильной дороги «Лузино - Пятилетка» и подъездов к СНТ «Черемушки»; пересечение ул. Гагарина и ул. Спортивная с. Лузино; пересечение ул. Спортивная и ул. Транспортная с. Лузино; пересечение ул. Чапаева с. Лузино и безымянной дороги к северу от У «Лузинская СОШ № 1»; пересечение ул. 30 лет Победы и ул. Транспортная с. Лузино; пересечение ул. Транспортная с. Лузино и подъезда к кирпичному заводу; пересечение ул. Советская и ул. Дорожная д. Петровка; участок безымянной автомобильной дороги между ул. Майорова и ул. Карбышева в с. Лузино к востоку от МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3» в срок до 01 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Набока
Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2021 года