Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 25.12.2020 |
Дата решения | 18.02.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Набока Анна Михайловна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d17dbaff-ac7a-38eb-af3d-8c39a3d00557 |
Дело № 2а-355/2021
55RS0026-01-2020-004105-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Набока А.М., при секретаре судебного заседания Болдырь Е.С., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Сахаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 февраля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах муниципального образования Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц к администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в результате которой установлены следующие нарушения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использовании автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого передвижения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402-ФЗ, в работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. В соответствии с пунктом 4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 8 сентября 2016 года приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года № 1004-ст паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог. На основании пункта 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В силу пункта 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учета раз в один год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги. В соответствии с пунктом 4.2.6 ГОСТ 33388-2015 работы по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными передвижными лабораториями, приборами и оборудованием. Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований. Пунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015 установлено, что из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3 – 9.9 ГОСТа определены конкретные требования к каждому разделу паспорта. По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы. Проверкой установлено, что администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не обеспечено наличие технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на все автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности поселения. По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес Главы Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 17 апреля 2020 года вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 7-12-2020/4045. Представление рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены, паспортизация автомобильных дорог не проведена. По договору с администрацией Розовского сельского поселения ООО «АльфаДорПроект» изготовлены технические паспорта только на 10 из 48 автомобильных дорог, указанных в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Розовского сельского поселения, утвержденном постановлением Администрации Розовского сельского поселения № 214 от 26.12.2017, а именно по ул. Восточная, Дачная, Зеленая, Лазо, М. Жукова, Набережная, Новостроевская, Парковая, Тельмана, 50 лет Победы в с. Розовка. Обращение прокурора обусловлено тем, что отсутствие, а также несвоевременная актуализация технических паспортов влечет ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Просит обязать администрацию Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог, относящихся к собственности Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, за исключением автомобильных дорог по ул. Восточная, Дачная, Зеленая, Лазо, М. Жукова, Набережная, Новостроевская, Парковая, Тельмана, 50 лет Победы в с. Розовка.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Омского района Омской области Соловьева К.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд об их удовлетворении, не возражала против установления разумного срока для исполнения решения суда.
Представитель административного ответчика администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Погребная И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала, не смогли выполнить требования законодательства по причине ненадлежащего финансирования. Просили предоставить отсрочку исполнения решения суда до марта 2022 года, поскольку требуется много времени для подготовки документации, проведении аукциона.
Представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами бщего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 4 п. 9 раздела IV классификации, указанного выше приказа, в прочие работы по содержанию входят: паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (далее - ГОСТ 33388-2015).
Паспортизация автомобильных дорог - учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги. Технический учет автомобильной дороги - систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги (3.8-3.10 ГОСТ 33388-2015).
Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог (4.2.1 ГОСТ 33388-2015).
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги (4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
В соответствии с п. 4.2.3 различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Вновь построенные, реконструированные и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги подлежат техническому учету и паспортизации после утверждения Государственной комиссией актов приемки дороги в эксплуатацию. Технический учет в этом случае должен проводиться не позднее, чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги.
В силу п. 6.1 ГОСТ 33388-2015 работы по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог выполняются поэтапно: подготовительные работы и сбор исходной информации; полевые работы; камеральная обработка полученных результатов; оформление паспорта дороги на основе результатов технического учета.
Результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований (п. 9.1 ГОСТ 33388-2015).
Пунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015 установлено, из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3-9.9, определены конкретные требования к каждому разделу паспорта.
В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение действующих норм законодательства установлено, что администрацией поселения не обеспечено наличие технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на все автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности поселения.
Отсутствие, а так же несвоевременная актуализация технических паспортов влечет ненадлежащие выполнение администрацией поселения обязанностей по содержанию автомобильных дорог, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
17.04.2020 в адрес Главы Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было внесено представление № 7-12-2020/4045 об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа Главы Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 02-12/545 от 25.05.2020 следует, что установленные в ходе проверки нарушения в отношении наличия технических паспортов на все автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности Розовского сельского поселения, будут учтены в дальнейшей работе. Лица, виновные в допущении выявленных нарушений привлечены к дисциплинарной ответственности.
В дополнение к ответу на представление администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области направлено письмо № 02-12/1306 от 21.12.2020 из которого следует, что работы по договору № 109/2020 от 13.08.2020 по изготовлению технических паспортов на часть автомобильных дорог выполнены. Изготовление паспортов на все автомобильные дороги Розовского сельского поселения в 2020 году не представляется возможным, в виду отсутствия денежных средств в бюджете Розовского сельского поселения. В бюджете Розовского сельского поселения на 2021 год запланированы средства для проведения работ по изготовлению технических паспортов на автомобильные дороги Розовского сельского поселения, но запланированных средств не достаточно для актуализации технических паспортов в полном объеме. Администрацией будут проводиться дополнительные мероприятия по изысканию денежных средств для изготовления технических паспортов в полном объеме.
В подтверждение обстоятельств, указанных в дополнительном ответе на представление, администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области представлен договор № 109/2020 от 13.08.2020, заключенный между администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и ООО «АльфаДорПроект» (подрядчик), согласно которого подрядчик обязуется осуществить разработку технических паспортов автомобильных дорог местного значения в населенных пунктах, расположенных на территории Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Согласно техническому заданию, являющемуся приложением № 1 к договору № 109/2020 от 13.08.2020 объемом выполняемых работ являются автомобильные дороги в с. Розовка: ул. Восточная, Дачная, Зеленая, Лазо, М. Жукова, Набережная, Новостроевская, Парковая, Тельмана, 50 лет Победы.
Из акта сдачи-приемки выполненных работ от 13.11.2020 по договору № 109/2020 от 13.08.2020 следует, что работы, перечисленные в техническом задании (приложение № 1 к договору № 109/2020 от 13.08.2020) выполнены.
Таким образом, установлено, что администрацией поселения не обеспечено наличие технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на все автомобильные дороги местного значения, находящиеся в собственности поселения.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильных дорог.
Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.
С учетом признака разумности и обоснованности, суд считает возможным установить администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области срок для устранения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог до 01 ноября 2021 года.
По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог, относящихся к собственности Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за исключением автомобильных дорог по улицам Восточная, дачная, Зеленая, Лазо, м. Жукова, Набережная Новостроевская, Парковая, Тельмана 50 лет Победы в с. Розовка до 01 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Набока
Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2021 года.