Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 07.12.2020 |
Дата решения | 15.01.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Набока Анна Михайловна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 87e86b3c-7bc2-30b0-93a1-8e4c47615e1b |
Дело № 2а-248/2021 (2а-2716/2020;)
55RS0026-01-2020-003819-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Набока А.М., при секретаре Бодырь Е.С., помощнике судьи Сахаровой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 15 января 2021 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области к [СКРЫТО] Р.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц - пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась с исковыми требованиями к [СКРЫТО] Р.Н. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц, пени - в размере 12 880, 76 руб., в обоснование заявленных требований указав, что руководствуясь п. 2 ст. 48 НК РФ, статьей 286 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась в адрес мирового суда Омского судебного района Омской области с заявлением о вынесении судебного приказа № 3776 от 06.03.2020 год о взыскании с [СКРЫТО] Р.Н. ИНН: № задолженности по налогу и пени, включенной в требование об уплате от 02.07.2019 г. № 74656 со сроком исполнения до 16.09.2020 г., от 30.01.2020 г. № 11658 со сроком исполнения до 03.03.2020 г (приложение 1).
На основании судебного приказа от 27.04.2020 г. мирового судьи су № 22 Омского судебного района Омской области по делу №2а-1054/22/2020 с [СКРЫТО] Р.Н. взыскана задолженность. Согласно определения мирового судьи судебного участка № 22 Омского судебного района Омской от 09 июня 2020 г. судебный приказ по делу № 2а -1054/22//2020 о взыскании с [СКРЫТО] Р.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области задолженности за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц в границах городских округов, земельного налога в границах сельских поселений, отменен должником, налоговому органу разъяснено о праве заявить требования о взыскании задолженности в порядке искового производства в соответствии с главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Согласно программного комплекса КПЭ АИС "Налог-3" [СКРЫТО] Р.Н. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.
Местом нахождения имущества в целях ст. 83 НК РФ статьи признается: - для транспортных средств, не указанных в п.п. 1 и 1.1 п. 2 ст. 83 НК РФ - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство; -для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
На основании статьей 357, 388, 400 НК РФ [СКРЫТО] Р.Н. является плательщиком; транспортного налога (ОКАТО 52644413), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413), земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТ052644413).
Согласно сведениям, поступившим из регистрирующего органа [СКРЫТО] Р.Н. является собственником транспортного, земельного и имущественного объекта налогообложения.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый орган имеет право направить уведомление об уплате налога на землю не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, на основании п. 4 ст. 397 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией заказным письмом в адрес [СКРЫТО] Р.Н. направлено налоговое уведомление:
1. № 44051891 от 23.08.2017 года по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 год на оплату:
1) Транспортного налога за 2016 год (ОКТМО 52644413 ) (код ИФНС 5505) на общую сумму 71 599,00 руб. в том числе за автомобиль: <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 19 800,00 руб.= (330,00*60,00), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 12 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 27 540,00 руб.= (306,00*90,00), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 10 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 1309,00 руб.= (104,70*15,00*10/12), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 10 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 22 950,00 руб.= (306,00* 90,00*10/12), (код ИФНС 5505).
Земельного налога в границах сельских поселений за 2014 и 2016 год (ОКТМ052644413) (код ИФНС 5505) на общую сумму 2 167,00 руб., в том числе за земельный участок с кадастровым номером 55:20:040401:199 по адресу: 644505, <адрес>, за 12 мес. 2014 г. на сумму 1169,00 руб. = (389 661*0,30); за 12 мес. 2016 г. на сумму 998,00 руб. = (332 688*0,30);
Налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год (ОКТМО 52644413) (код ИФНС 5505) на сумму 188,00 руб., в том числе за жилой дом 55:20:040401:2786 по адресу: 644505, 644505, <адрес>, за 12 мес. 2016 г. на сумму 188,00 руб. = (1879373*1/2*0,10*0,2);
О чем свидетельствует почтовый реестр отправки (номер идентификатора 66091715405262)
2. № 31045785 от 04.07.2019 года по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 год на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2018 год (ОКТМО 52644413) (код ИФНС 5505) на сумму 627,00 руб., в том числе за жилой дом № по адресу: 644505, 644505, <адрес>, за 12 мес. 2018 г. на сумму 627,00 руб. = (1879373*1/2*0,10-313,00).
О чем свидетельствует почтовый реестр отправки (номер идентификатора 66092737062577).
На основании положения статей 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование об уплате: № 74656 по состоянию на 02.07.2019 г. со сроком исполнения не позднее 16.09.2019 года об уплате: - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2014 год в размере 11 242,86 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.; - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.; Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год на сумму в размере 25,86 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.; Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 79,70 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
Через личный кабинет направлено требование № 11658 по состоянию на 30.01.2020 г. (вручено 10.02.2020 г.) со сроком исполнения не позднее 03.03.2020 года об уплате: - Налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб.;
-Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г.;
Данные требования в добровольном порядке ответчиком в срок исполнено не было
Согласно электронной карточки расчетов с бюджетом, электронного журнала требований об уплате по состоянию на дату составления настоящего заявления по данным лицевого счета, задолженность числящаяся за налогоплательщиком включенная в требование № 74656 составила:
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2014 год в размере 5260,12 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.;
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
- Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год на сумму в размере 16,05 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.; -пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 70,06 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.; Включенная в требование № 11658 составила: - Задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб.; - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Так, срок исполнения требования № 74646 был установлен до 16 сентября 2019 года год, в связи, с чем налоговый орган должен обратиться в суд в приказном порядке не позднее 16 марта 2020 года (16 сентября 2020 года + 6 месяцев). Судебный приказ по делу №2а-1054/2020 вынесен 27.04.2020 года.
В соответствии со статьей 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Налоговый орган считает, что пропущенный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, подлежит восстановлению по следующим основаниям:
Незначительный срок пропуска для подачи заявления. Налоговый орган мог обратиться в суд в приказном порядке не позднее не позднее 16 марта 2020 года;
Представлено в адрес мирового судьи 24.04.2020 г.;
Из заявления и приложенных к нему документов мировым судом Ленинского судебного района г. Омска установлено, что требование является бесспорным (Вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по делу №2а-1054/2020);
Сумма общая сумма задолженности по налогу и пени в размере 12880,76 руб. является существенной для бюджета Омской области.
В настоящее время обязанность налогоплательщика по уплате законно установленных налогов, предусмотренная в статье 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ не исполнена.
Просили признать причину пропуска срока уважительной и восстановить пропущенный срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа с [СКРЫТО] Р.Н. ИНН: № о взыскании задолженности по налогу и пени на общую сумму в размере 12 880,76 руб., включенной в требование № 74656, № 11658.
Взыскать с [СКРЫТО] Р.Н. ИНН: № задолженность на общую сумму в размере 12 880,76 руб., в том числе:
- Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2014 год в размере 5 260,12 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.;
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7 344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год на сумму в размере 16,05 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.;
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 70,06 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
Задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб.; -
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г..
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик [СКРЫТО] Р.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил ходатайство, в котором указал, что истцом пропущен срок исковой давности, просил отказать в удовлетворении административного иска.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
По правилу п. 1 ч. 1 ст. 359, ч. 1 ст. 361 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношения).
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 401 НК РФ в перечень объектов налогообложения включен объект незавершенного строительства.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500000 рублей - ставка налога свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.
С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией заказным письмом в адрес [СКРЫТО] Р.Н. направлено налоговое уведомление:
1. № 44051891 от 23.08.2017 года по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 год на оплату:
1) Транспортного налога за 2016 год (ОКТМО 52644413 ) (код ИФНС 5505) на общую сумму 71 599,00 руб. в том числе за автомобиль: <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 19 800,00 руб.= (330,00*60,00), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 12 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 27 540,00 руб.= (306,00*90,00), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 10 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 1309,00 руб.= (104,70*15,00*10/12), (код ИФНС 5505);
<данные изъяты> за 10 мес. 2016 года сумма налога к уплате - 22 950,00 руб.= (306,00* 90,00*10/12), (код ИФНС 5505).
Земельного налога в границах сельских поселений за 2014 и 2016 год (ОКТМ052644413) (код ИФНС 5505) на общую сумму 2 167,00 руб., в том числе за земельный участок с кадастровым номером № по адресу: 644505, <адрес>, за 12 мес. 2014 г. на сумму 1169,00 руб. = (389 661*0,30); за 12 мес. 2016 г. на сумму 998,00 руб. = (332 688*0,30);
Налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год (ОКТМО 52644413) (код ИФНС 5505) на сумму 188,00 руб., в том числе за жилой дом № по адресу: 644505, 644505, <адрес>, за 12 мес. 2016 г. на сумму 188,00 руб. = (1879373*1/2*0,10*0,2);
О чем свидетельствует почтовый реестр отправки (номер идентификатора 66091715405262)
2. № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ год на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2018 год (ОКТМО 52644413) (код ИФНС 5505) на сумму 627,00 руб., в том числе за жилой дом № по адресу: 644505, 644505, <адрес>, за 12 мес. 2018 г. на сумму 627,00 руб. = (1879373*1/2*0,10-313,00).
О чем свидетельствует почтовый реестр отправки (номер идентификатора 66092737062577).
Согласно части 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, расчет задолженности по налогам проверен, признан верным.
Установленные обстоятельства, в совокупности с приведенными нормами права, указывают на предусмотренную законодательством обязанность [СКРЫТО] Р.Н. по своевременной уплате транспортного, земельного налога, налога на имущество, и в случае неуплаты в установленные законом сроки, пени.
Так как в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, административный ответчик транспортный налог не уплатил, налоговый орган обратился в суд.
Налоговым органом исчислены пени по земельному, транспортному налогу, налогу за имущество за период с 2014, 2016 годы.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пунктов 6 и 7 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. Данное требование в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет, при этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Поскольку налогоплательщик в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления налог не уплатил, то налоговым органом должно было быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, под которым следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
На основании положения статей 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование об уплате: № 74656 по состоянию на 02.07.2019 г. со сроком исполнения не позднее 16.09.2019 года об уплате: - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2014 год в размере 11 242,86 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.; Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год на сумму в размере 25,86 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.; Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 79,70 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
Через личный кабинет направлено требование № 11658 по состоянию на 30.01.2020 г. (вручено 10.02.2020 г.) со сроком исполнения не позднее 03.03.2020 года об уплате: - Налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб.;
-Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г.;
Данные требования в добровольном порядке ответчиком в срок исполнено не было
Согласно электронной карточки расчетов с бюджетом, электронного журнала требований об уплате по состоянию на дату составления настоящего заявления по данным лицевого счета, задолженность числящаяся за налогоплательщиком включенная в требование № 74656 составила:
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2014 год в размере 5260,12 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.;
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.;
-Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год на сумму в размере 16,05 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.; -пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 70,06 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.; Включенная в требование № 11658 составила: - Задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб.; - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Так, срок исполнения требования № 74646 был установлен до 16 сентября 2019 года год, в связи, с чем налоговый орган должен обратиться в суд в приказном порядке не позднее 16 марта 2020 года (16 сентября 2020 года + 6 месяцев). Судебный приказ по делу №2а-1054/2020 вынесен 27.04.2020 года.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Ответчик [СКРЫТО] Р.Н. административные исковые требования не признал, ссылался на пропуск срока исковой давности.
Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С исковым административным заявлением Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратился в Омский районный суд Омской области 07.12.2020 г., однако с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию от 02.07.2019 г. со сроком исполнения не позднее 16.09.2019 ИФНС № 4 обратилось позже оговоренного в НК РФ срока – вместо 16.03.2020 – 24.04.2020 г.
Таким образом, в данном случае налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с [СКРЫТО] Р.Н. задолженности по налогам и пени по истечении срока для обращения, установленного действующим законом.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Проверка факта пропуска срока на принудительное взыскание налога осуществляется судом вне зависимости от наличия или отсутствия заявления должника. Срок может быть восстановлен только по мотивированному ходатайству уполномоченного органа (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в определении Конституционного суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О, заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В настоящем случае административным истцом доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока по обстоятельствам, объективно исключающим возможность своевременного обращения Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области в суд с требованием не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области к [СКРЫТО] Р.Н. о взыскании задолженности по пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд отмечает следующее. НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, е законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств принятия таких мер в соответствии с действующим законодательством налоговым органом при рассмотрении данного административного дела не представлено, указанное, исключает возможность взыскания пени на недоимку по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество за 2014 год и 2016 год за спорный период времени, поскольку они производны от основного долга.
При этом относительно требования № 11658 по состоянию на 30.01.2020 г. (вручено 10.02.2020 г.) со сроком исполнения не позднее 03.03.2020 года об уплате: - налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб. пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г., то срок не пропущен, и указанный налог и пени подлежат взысканию.
Согласно части 2 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к [СКРЫТО] Р.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с [СКРЫТО] Р.Н. ИНН № задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 188,00 руб. пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2018 год на сумму в размере 2,29 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 г.
Во взыскании пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2014 год в размере 5 260,12 руб. за период с 07.04.2017 по 26.02.2018 г.; пени за несвоевременное и исполнение обязанности по уплате транспортного налога (ОКАТ052644413) за 2016 год в размере 7 344,24 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2016 год в размере 16,05 руб. за период с 13.12.2017 по 11.11.2018 г.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО 52644413) за 2014 и 2016 год на сумму в размере 70,06 руб. за период с 13.12.2017 по 01.07.2019 г. отказать.
Взыскать с [СКРЫТО] Р.Н. в бюджет Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Набока
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2021 г.