Дело № 2а-1142/2021 ~ М-774/2021, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Омский районный суд (Омская область)
Дата поступления 25.03.2021
Дата решения 14.05.2021
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Ларина Елена Александровна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID c87e742d-f890-3c3e-bdb8-34f651ec79d6
Стороны по делу
Истец
************ ********* ******** * ******** ** ****** *******
Ответчик
************* ******* ************** ****** ****** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2а-1142/2021

55RS0026-01-2021-001343-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при помощнике судьи Бондаренко И.А. - до перерыва, после перерыва - Зайцевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 мая 2021 года административное дело по административному заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности по устранению загрязнения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - административный истец) обратилось в Омский районный суд Омской области с уточненным административным иском к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, административный ответчик) о возложении обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке в пределах кадастрового квартала в 480 метрах западнее от земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 150 кв.м, объемом 450 куб.м. с координатами .

Представитель административного истца Джаманкулова О.К., действующая по доверенности, до перерыва административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Омского муниципального района Дмитриева Ю.В. до перерыва, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве на иск. Полагает, что Закон №131-ФЗ не содержит в себе такого вопроса местного назначения муниципального района, как проведение мероприятий по защите и охране земель. Считает, что организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на Минприроды. Обращает внимание на то, что с 17.08.2018 в Омской области определен региональный оператор ООО «Магнит», на который возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку.

Представитель заинтересованного лица ООО «Магнит» в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

На основании обращения Колбасова П.Ю. проведена проверка Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, по результатам которой составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному акту зафиксировано, что в ходе выездного рейдового осмотра по маршруту: <адрес> выявлено место размещения отходов: ориентиры территории: в пределах кадастрового квартала 55:20:160403 в 480 метрах западнее от земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, координаты (данные согласно публичной кадастровой карте) установлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов – сухие ветки, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые и стеклянные бутылки, фрукты и овощи переработанные, утратившие потребительские свойства, ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, общей площадью 150 кв.м, объемом 450 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. На момент осмотра, лица, осуществившие сброс отходов, не установлены.

Координаты размещения несанкционированной свалки определены с использованием служебного навигатора и дальномера.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, земельный участок с кадастровым номером расположен в кадастровом квартале , площадью 357500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для индивидуальных жилых домов, сведения о правообладателе отсутствуют.

Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области не отрицает факт размещения несанкционированной свалки в кадастровом квартале в координатах, определенных главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности, а также в пределах земельного участка, собственность на который не разграничена.

При этом никем из сторон не оспаривается, что место несанкционированного размещения отходов не входит в территорию земель лесного фонда, что также следует из публичной кадастровой карты.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами также отнесена организация деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов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

Судом установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в силу Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года № 8, является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах отношений обращения с отходами производства и потребления, утверждает порядок накопления твердых коммунальных отходов; организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 2, 2.1. статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно пункту 18 части 1, частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки со стороны администрации Омского муниципального района Омской области нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.

Как установлено судом, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, где обнаружено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, соответственно, владение и распоряжение данным участком осуществляет администрация Омского муниципального района Омской области.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления, а не на субъект Российской Федерации.

В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.

На основании изложенного, поскольку представленными сторонами доказательствами подтвержден факт образования свалки на земельном участке в пределах кадастрового квартала в 480 метрах западнее от земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 150 кв.м, объемом 450 куб.м. с координатами , государственная собственность на который не разграничена и распоряжение которым осуществляется Администрацией Омского муниципального района Омской области, имеются достаточные основания для возложения на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение земельного участка в указанных выше координатах.

С учетом изложенного, уточненный административный иск Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности по устранению загрязнения земельного участка подлежит удовлетворению.

Несостоятельным является довод администрации о том, что региональный оператор ООО «Магнит» несет ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок таких отходов.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Омский районный суд (Омская область) на 25.03.2021:
Дело № 2-1146/2021 ~ М-773/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1150/2021 ~ М-770/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 11.05.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1093/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Набока Анна Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1151/2021 ~ М-771/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1145/2021 ~ М-776/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1149/2021 ~ М-769/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1147/2021 ~ М-775/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1082/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 23.04.2021
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1153/2021 ~ М-768/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 14.07.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-499/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 06.04.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Колосова Оксана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-501/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 16.04.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Колосова Оксана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-500/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 16.04.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Колосова Оксана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-142/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 21.04.2021
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Колосова Оксана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-141/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 15.04.2021
  • Решение: Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Колосова Оксана Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-429/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-428/2021, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессчетнова Елена Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-21/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Константинов Владимир Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-426/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Набока Анна Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ