Дело № 2-369/2015 ~ М-59/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Омский районный суд (Омская область)
Дата поступления 12.01.2015
Дата решения 12.03.2015
Категория дела Другие споры, связанные с землепользованием
Судья Бессчетнова Елена Леонидовна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID bf9ccb40-ec20-3439-8b42-ffe42eef45ac
Стороны по делу
Истец
** ************ * ****** *******
Ответчик
****** *.*.
************* *** ****** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-369/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Пивкиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 марта 2015 года исковое заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к П.М.Ю., администрации Омского муниципального района Омской области о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обратилось в Омский районный суд <адрес> с исковым заявлением к П.М.Ю., администрации Омского муниципального района <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Территориальное управление Росимущества в <адрес> из Главного управления лесного хозяйства <адрес> поступило письмо № 4644-ГУЛХ, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, целевое использование – под предпринимательскую деятельность, правообладателем которого на праве постоянного (бессрочного) пользования является П.М.Ю., является лесным участком в составе земель лесного фонда. Согласно информации, содержащейся в данном письме, земельный участок с кадастровым номером предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование П.М.Ю. на основании постановления <адрес> самоуправления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 913-п (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 1323-п). Согласно выписке из государственного лесного реестра, указанный земельный участок расположен в кварталах и Красноярского участкового лесничества Омского лесничества. Данный факт также подтверждается актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным отделом Омского лесничества Главного управления лесного хозяйства <адрес>. На сегодняшний день данный земельный участок входит в границы лесного участка с номером государственного учета в лесном реестре , в отношении которого с П.М.Ю. заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га от ДД.ММ.ГГГГ . Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., в который входят кварталы и Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, согласно свидетельству о праве собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда. Земельный участок в силу прямого указания положений Лесного кодекса Российской Федерации не может находиться на каком-либо праве гражданина, кроме как на праве аренды. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. В связи с чем, администрация Омского муниципального района <адрес> не имела правовых оснований для предоставления спорного земельного участка П.М.Ю. Уточнив исковые требования, просит признать недействительным постановление <адрес> самоуправления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) в части предоставления П.М.Ю. земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, в границах занятых административным корпусом и хозяйственными постройками, на праве постоянного бессрочного пользования. Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования П.М.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, в границах, занятых административным корпусом и хозяйственными постройками.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области В.А.Н., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их уточнений. Указав, что о нарушении законодательства в части предоставления земельного участка П.М.Ю., который относится к землям лесного фонда, узнали из обращения Главного управления лесного хозяйства Омской области, в связи с чем, считают срок исковой давности не нарушенным.

Ответчик П.М.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, при этом указал, что правовое положение названного земельного участка ему не интересно, он входит в состав земельного участка, предоставленного ему в аренду из состава земель лесного фонда Главным управлением лесного хозяйства Омской области.

Представитель ответчика П.М.Ю. ФИО6, действующий на основании доверенности (<данные изъяты>), в судебном заседании позицию П.М.Ю. поддержал, заявив о пропуске срока исковой давности для обжалования оспариваемого постановления администрации Омского муниципального района Омской области.

Представитель ответчика администрации Омского муниципального района <адрес> Т.А.П., действующий на основании доверенности (<данные изъяты>), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с названным исковыми требованиями. Лесной земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, границы должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения землеустроительных работ. Истцом не доказано, что спорный земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. находится в собственности Российской Федерации и был отчужден лицом, который не имел права на его отчуждение.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Главного управления лесного хозяйства Омской области Ф.Е.А., действующий на основании доверенности (л.д. 98 том 1), в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Права П.М.Ю. по существу затронуты быть не могут, он не лишен права пользования спорным земельным участком, поскольку спорный земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного П.М.Ю. в аренду.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.

Выслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Указанная позиция отражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-п и от 7 июня 2000 года № 10-п, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положению пункта первого статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в силу Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось с письмом к исполняющему обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером отнесен к категории земель населенных пунктов. Правообладателем указан П.М.Ю.. Названный земельный участок является лесным участком и согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации входит в состав земель лесного фонда. Просили обратиться в суд с соответствующим заявлением (<данные изъяты>).

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в пользование земельного участка П.М.Ю.» пунктом 2 названного постановления предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование П.М.Ю. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в <адрес> в границах, занятых административным корпусом и хозяйственными постройками (<данные изъяты>).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы районного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № 913-п» по тексту вместо «П.М.Ю.» изложить «П.М.Ю.» (<данные изъяты>).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку местоположение: <адрес>, дп. Чернолучинский, в границах, занятых административным корпусом и хозяйственными постройками, площадью 2 003 кв.м., присвоен кадастровый номер 55:20:240801:31. Дата внесения номера в государственный кадастра недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81 том 2).

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за П.М.Ю. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:31, площадью 2 003 кв.м. (л.д. 8 том 1).

Судом установлено, что согласно акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ ос, подготовленного Главным управлением лесного хозяйства <адрес>, спорный земельный участок расположен в районе <адрес> в границах Красноярского участкового лесничества Омского лесничества в лесотаксационных выделах <адрес>, лесотаксационных выделах <данные изъяты> квартала <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> га. На участке произрастают деревья породы сосна возраст 80-90 лет. На основании договора аренды, осматриваемый участок передан П.М.Ю. с целью осуществления рекреационной деятельности. В границах осматриваемого земельного участка лесного фонда на территории лесотаксационных выделов <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Красноярского участкового лесничества Омского лесничества расположен земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки, также в разных частях участка имеются 9 железобетонных фундаментов (<данные изъяты>).

Выписка из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о земельном участке номер государственного учета в лесном реестре , правообладателем которого является П.М.Ю., основание пользования земельного участка – договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ В границы земельного участка с номером государственного учета в лесном реестре входит земельный участок с кадастровым номером (<данные изъяты>).

Земельный участок с кадастровым номером местоположение которого определено: <адрес>, на территории Омского муниципального района Омской области в лесотаксационном выделе квартала Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, находится в собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации <данные изъяты>).

В материалы настоящего дела представлено заключение Федерального агентства лесного хозяйства ФГУП «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому, земельный (лесной) участок с кадастровым номером в соответствии со сведениями государственного лесного реестра и действующими материалами лесоустройства относится к землям лесного фонда и расположен в лесотаксационных выделах № 26, 36 лесного квартала Красноярского участкового лесничества Омского лесничества <адрес>. В государственном кадастре недвижимости границы Красноярского участкового лесничества, учтены под кадастровым номером . В соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Омского лесничества лесной участок, местоположение которого определяется выделы квартала Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, относится к защитным лесам, категория – леса, расположенные в водоохранных зонах. По результатам разработки Омским филиалом ФГУП «Рослесинфорг» проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду П.М.Ю. (2008 год) следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет пересечения (наложения) границ на лесной участок, предоставляемый по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (номер участковой записи в государственном лесном реестре ) (<данные изъяты>).

По информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером согласно публичной кадастровой карте расположен в водоохранной зоне р. Иртыш (<данные изъяты>).

По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Ненормативный правовой акт - это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме.

Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Как уже было отмечено выше, согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Статьями 48, 40 Основ лесного законодательства Союза ССР предусматривалось ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра по единым для Союза ССР системам, а также лесоустройство, которое включало лесоустроительные действия: определение границ территорий лесохозяйственных предприятий, внутрихозяйственную организацию территорий лесохозяйственных предприятий государственных органов лесного хозяйства, а также территорий, занятых лесами, ведение лесного хозяйства в которых возложено на иные предприятия, организации и учреждения; определение лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов для установления расчетной лесосеки по рубкам главного пользования и размеров других видов лесных пользований, а также способов рубок; выявление участков, на которых необходимо проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осушения и других лесохозяйственных мероприятий; уточнение площадей, предназначенных для восстановления лесов и лесоразведения, и определение способов воспроизводства лесов; определение категорий защитности лесов и обоснование перевода лесов в случае необходимости из одной группы в другую; осуществление топографо-геодезических, лесобиологических и других обследований и изысканий, а также иных лесоустроительных действий.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) границы участков лесного фонда указаны в планово-картографических материалах.

В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса РФ (2006 года) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения, признается юридически действительным, такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом и именуются ранее учтенными объектами недвижимости.

При этом - объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу правового регулирования, установленного частями 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

С учетом изложенного, определение границ лесных участков по материалам лесоустройства основано на нормах законодательства. Поэтому отсутствие межевания лесных участков до 2013 года не может повлиять на выводы суда о доказанности отнесения земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда.

Требования искового заявления Территориального управления Росимущества в Омской области мотивированы отсутствием у Главы Омского муниципального района Омской области на предоставление его на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам, поскольку данный земельный участок относится к землям лесного фонда и в этой связи в силу закона может находиться только в федеральной собственности, распоряжение которым могут принимать только уполномоченные лица.

На дату, указанную в оспариваемом постановлении Главы районного самоуправления администрации Омского района Омской области от 21.08.2001, действовал Лесной кодекс от 29.01.1997 года № 22-ФЗ.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Как следует из статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участников лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года закреплено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Названным Лесным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по распоряжению землями лесного фонда, предоставлению их на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам.

Статьей 23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, действовавшего в период издания оспариваемого постановления, предусматривалось право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать, предоставлять в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передачу в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.

Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок относился к землям лесного фонда, доказательств его передачи в ведение Омского муниципального района Омской области в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФС (1991 года) землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

В статье 25 Земельного кодекса РСФСР (1991 года) определено, что изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных статьей 24 настоящего Кодекса.

Статья 24 Земельного кодекса РСФСР к таким случаям относит случаи, связанные с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.

Согласно статье 28 Земельного кодекса РСФСР изъятию и предоставлению земельных участков должна предшествовать обязательная оценка возможных негативных экологических последствий от занятия земель.

На основании статьи 36 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» решения по отводу земель должны приниматься только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующим проектным и обосновывающим материалам.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Глава районного самоуправления администрации Омского района Омской области, издавая постановление от <данные изъяты>, действовал незаконно, с превышением предоставленных ему полномочий.

Таким образом, постановление Главы районного самоуправления Омского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию судом незаконным (недействительным).

Кроме того, материалы настоящего дела подтверждают факт наличия права П.М.Ю. на земельный участок который предоставлен последнему главным управлением лесного хозяйства Омской области на праве аренды на основании договора аренды № 521р от ДД.ММ.ГГГГ, который расположен на территории <адрес>, общая площадь <данные изъяты> га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Доводы представителя администрации Омского муниципального района Омской области о том, что названный земельный участок, предоставленный в аренду не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, не возможно определить соотношение его с земельным участком с кадастровым номером , не нашли у суда подтверждения в силу следующего.

Согласно статье 4.4. Закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до указанной в законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который, зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.

Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 Постановления № 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем статья 4.4 Закона № 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.

Как ранее указано, выписка из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения, где в границы земельного участка с номером государственного учета в лесном реестре входит земельный участок с кадастровым номером .

Материалы гражданского дела содержат сведения о том, что П.М.Ю. располагал информацией о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и то, что администрация Омского муниципального района <адрес> не полномочна предоставлять названный земельный участок. К числу таких доказательств относятся его обращение к директору Омского лесхоза ФИО8 (<данные изъяты>), справка-претензия участника лесного конкурса (<данные изъяты>), конкурсное предложение участника лесного конкурса (<данные изъяты>), проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду физическому лицу гражданину Российской Федерации П.М.Ю. ФИО6 в целях осуществления рекреационной деятельности в Омском лесничестве Омской области (<данные изъяты>).

Заявленное истцом требование о признании права постоянного (бессрочного) права пользования земельным участком основано на пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Указанный пункт предусматривает, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Учитывая вышеизложенное, требования о признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования П.М.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:31, площадью 2 003 кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Ответчиками заявлено о пропуске срока истцом исковой давности, что подлежит отклонению судом в силу следующего.

Их материалов дела следует, что истец узнал о своем нарушенном праве из письма Главного управления лесного хозяйства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ).

Заявляя требования о признании незаконным оспариваемого постановления, на основании которого было прекращено право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, и возникло право постоянного (бессрочного) пользования ответчика на него, истец по существу заявляет о своих правопритязаниях на спорный земельный участок.

Споры о праве на объекты гражданских прав, в том числе на земельные участки по правилам процессуального законодательства рассматриваются в исковом порядке путем предъявления исковых заявлений.

В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

По общему правилу, установленному статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права и составляет три года.

Исковое заявление истца поступило в суд 29 декабря 2014 года.

Доказательств, подтверждающих, обстоятельства осведомленности истца о выбытии спорного земельного участка из федеральной собственности до даты получения ТУ Росимущества в Омской области указанного письма истцом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах, срок исковой давности для защиты нарушенного права истца на момент обращения в суд не истек.

Не принимается во внимание довод ответчика, что определением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прокурора Омского района к администрации Омского муниципального района омской области, П.М.Ю. прекращено, в связи с отказом истцом от иска, в связи с чем, дело не подлежит рассмотрению в суде.

Как видно из содержания названного определения, истцом по делу являлся прокурор Омского района Омской области, тогда как в настоящем деле истцом является полномочное лицо – собственником спорного земельного участка, не являющееся стороной в деле .

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статье 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным постановление главы районного самоуправлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) в части предоставления П.М.Ю. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся в <адрес> в границах, занятых административным корпусом и хозяйственными постройками.

Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования П.М.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, в границах, занятых административным корпусом и хозяйственными постройками.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Омский районный суд (Омская область) на 12.01.2015:
Дело № 2-408/2015 ~ М-22/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 13.05.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-399/2015 ~ М-4/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 11.03.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-413/2015 ~ М-6/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 10.02.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Быков Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-18/2015 ~ М-36/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 30.01.2015
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Беспятова Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-378/2015 ~ М-26/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 10.02.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессчетнова Елена Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-440/2015 ~ М-23/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 09.02.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Беспятова Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-5/2015 ~ М-55/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 16.01.2015
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Огородникова Марина Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-391/2015 ~ М-34/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 12.02.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессчетнова Елена Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-393/2015 ~ М-37/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 12.02.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бессчетнова Елена Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ