Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 07.12.2020 |
Дата решения | 22.01.2021 |
Категория дела | О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь |
Судья | Ларина Елена Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 852e9b8b-8262-3971-a026-14491ee040a1 |
Дело № 2-237/2021 (2-2705/2020)
55RS0026-01-2020-003803-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., помощнике судьи Зайцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 января 2021 года гражданское дело по заявлению Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – заявитель) обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права муниципальной собственности за администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества - нежилое помещение, кадастровый номер объекта №, площадью 64,4 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование заявленного требования указано, что 30 сентября 2019 года Администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет недвижимого имущества как бесхозяйного, номер записи №. С момента постановки на учёт указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года, никто своих прав на данный объект не заявил. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности за Администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 64,4 кв., адрес: <адрес>
Заявитель администрация Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Администрации Омского муниципального района Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 ГК РФ в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 931 от 10.12.2015, вступившим в законную силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 9 Правил принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости: нежилое помещение, с кадастровым номером № площадью 64,4 кв.м. расположен по адресу: <адрес>
По информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 29 декабря 2020 года, в Единый государственный реестр недвижимости 30 сентября 2019 года внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером №, назначение: нежилое, адрес объекта: <адрес>
ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» сведениями в отношении указанного объекта недвижимости не располагает.
Из информации Министерства имущественных отношений Омской области в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация о нежилом помещении с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>
Согласно информации ТУ Росимущества в Омской области нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес> отсутствует в реестре федерального имущества.
Из информации, представленной администрацией Омского муниципального района Омской области от 21 декабря 2020 года, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не значится.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, и он принят на учёт в установленном порядке.
Поскольку в судебном заседании установлено, что бесхозяйный объект недвижимого имущества принят на учет 30.09.2019, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлением Росреестра по Омской области, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимости, и состоит на учете более года, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области требований о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
признать право муниципальной собственности за Администрацией Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 64,4 кв.м, адрес: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Ларина
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2021 года.