Дело № 2-2152/2021 ~ М-1759/2021, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Омский районный суд (Омская область)
Дата поступления 05.07.2021
Дата решения 13.08.2021
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Дьяченко Тамара Александровна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID fbd1be2c-bece-3504-b3fd-878dbc6bc170
Стороны по делу
Истец
****** *********** *************** ********
Ответчик
********* ******* ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-2152/2021

УИД: 55RS0026-01-2021-002771-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.

при секретаре Конопелько Р.И.

помощнике судьи Болдырь Е.С.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 13 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора к индивидуальному предпринимателю [СКРЫТО] Т.А. об обязании принять меры к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор А.М. Клевакин обратился в суд с требованиями к индивидуальному предпринимателю [СКРЫТО] Т.А. об обязании в течение трех месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу разработать и направить в уполномоченный орган паспорта отходов II-IV класса опасности, поставить на государственный учет объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления деятельности индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А.. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП [СКРЫТО] Т.А. является лесозаготовка. Фактически деятельность осуществляется по адресу: <адрес>. В рамках проведенной проверки документация относительно учета образуемых отходов ИП [СКРЫТО] Т.А. за период 2020-2021 гг., а также паспорта на образующиеся к ходе деятельности отходы не представлены. По информации Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.02.2021 № ОГ-12-05/2146, в нарушение требований законодательства вышеуказанным хозяйствующим субъектом, в деятельности которого образуются отходы, в том числе твердые коммунальные, ввиду отсутствия учета образуемых отходов, отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных утих лиц, в установленные законом сроки не сдается. Документация относительно образуемых отходов у предпринимателя на момент проверки отсутствовала. Факт отсутствия паспортов отходов подтверждается также объяснением [СКРЫТО] Т.А. В частности, исходя из объяснения данного лица, материалов проверки, дельности индивидуального предпринимателя образуются отработанные аккумуляторы, фильтры, масла, отработанные светодиодные лампы. Вместе с паспорта на данные отходы отсутствуют. Также установлено, что согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Омской от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-21/МПР-1858, объект негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес>, эксплуатируемый ИП [СКРЫТО] Т.А., на соответствующий государственный учет не поставлен. Таким образом, несоблюдение индивидуальным предпринимателем [СКРЫТО] Т.А. законодательства об отходах производства и потребления и законодательства об охране окружающей среды нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Омского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Орел М.А. исковые требовании поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в соответствии с договорами на проведение лесохозяйственных работ [СКРЫТО] Т.А. осуществляется самовывоз древесины. В ходе проверки ответчик пояснила, что в процессе производства образуются отработанные аккумуляторы, светодиодные лампы и масла, являющиеся опасными отходами, на которые у [СКРЫТО] Т.А. должны быть паспорта отходов. Данные документы у ответчика отсутствуют.

Ответчик ИП [СКРЫТО] Т.А. возражала против заявленных требований, в судебном заседании пояснила, что возникающие отходы используются для собственных нужд - отопления помещений, техника находится в хорошем состоянии, трактора новые, не требуют ремонта. Негативное воздействие на окружающую среду незначительно, поэтому на государственный учет объект, расположенный по адресу: <адрес>, она не поставила. Аккумуляторы сдаются в обмен на новые. Не отрицала тот факт, что паспорта отходов 2-4 класса опасности у нее отсутствуют, этой документацией у нее некому заниматься.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Частью 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП [СКРЫТО] Т.А. является индивидуальным предпринимателем, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 25.05.2007. Основным видом деятельности являются лесозаготовки (л.д. 7-8).

Из договоров подряда на проведение лесохозяйственных работ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между специализированным автономным учреждением Омской области «Подгорный лесхоз» и ИП [СКРЫТО] Т.А., следует, что ИП [СКРЫТО] принимает на себя обязательства по выполнению лесохозяйственных работ на лесном участке в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений на территории Омского лесничества Омской области от ДД.ММ.ГГГГ д, обеспечивает сдачу заказчику результата лесохозяйственных работ, а заказчик обязуется принять выполнение лесохозяйственные работы в порядке и на условиях, установленных договором (л.д. 44, 48,51).

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия, за которые должна быть внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в веяные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, определяющим критерием отнесения объекта к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является осуществление на объекте выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

На основании ст. 4.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) к отходам II класса опасности относятся отходы аккумуляторов свинцово-кислотных (код 9 20 110 00 00); III класса опасности - отходы минеральных масел моторных (код 4 06 110 01 31 3); обтирочный материал, загрязненный нефтью или инефти или нефтепродуктов (содержание нефти или нефтепродуктов 015 % и более) (код 9 29 204 01 60 3); IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 7 33 100 01 72 4); смет с территории предприятия малоопасный (код 7 33 390 01 71 4).

В соответствии с частями 1-3 ст. 14 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлены Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности».

Статьей 1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Пунктами 3-7 Порядка паспортизации отходов установлено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется е соблюдением, установленных законодательством Российской Федераций об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный; классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют н утверждают паспорт по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I -IV классов опасности».

Согласно п. 7. Порядка паспортизации отходов паспорт отходов, не включенных в ФККО составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I- IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению № 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.

Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 12.02.2021 № 7-11/241-21 проведена проверка соблюдения федерального законодательства, в том числе об охране окружающей среды, в ходе которой в деятельности индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А., выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, в связи с чем, в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области поступило постановление Омской межрайонной природоохранной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] Т.А.

01.04.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области было вынесено постановление о назначении административного наказания № 1/3-ПР, которым ИП [СКРЫТО] Т.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.10.ст. 8.2. КоаП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления), ИП [СКРЫТО] Т.А. было назначено наказание в виду предупреждения (л.д. 24-28).

В рамках проведенной проверки документация относительно учета образуемых ИП [СКРЫТО] Т.А. отходов за период 2020-2021 не представлена, что свидетельствует о том, что фактически учет в области обращения с отходами не ведется (л.д. 28).

Исходя из объяснения ИП [СКРЫТО] Т.А., следует, что фактически учет в области обращения с отходами не ведется, документы первичного учета образуемых, передаваемых третьим лицам отходов производства и потребления, отсутствуют. В результате деятельности образуются отработанные аккумуляторы, фильтра, масла, светодиодные лампы. Паспорта на отходы производства и потребления отсутствуют, учет отходов не ведется, поскольку отходы от деятельности от лесозаготовки сжигаются в печах, используются для собственных нужд для отопления. С выявленным нарушением согласна, вину признает (л.д. 20-22).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного ила нескольких земельных участков. В свою очередь, негативное воздействие на окружающую среду определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 основанием для включения объектов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду является заявка, оформленная по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12,2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью». Заявка должна содержать сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «л» пункта 5 Правил, в том числе сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, об источниках; сброса загрязняющих веществ в поверхностные к подземные водные объекты, об объемах или массе размещённых отходов производства и потребления.

В соответствий с ч. 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов.

Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 01.03.2021 № ИСХ-21/МПР-1858 ИП [СКРЫТО] Т.А., ИНН , не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д.18-19).

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований об обязании индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А. разработать и направить в уполномоченный орган паспорта отходов 2-4 класса опасности, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, поставить на государственный учет объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный по адресу: <адрес> уполномоченном органе, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А. ( ИНН , ОГРНИП ) разработать и направить в уполномоченный орган паспорта отходов 2-4 класса опасности, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А. ( ИНН , ОГРНИП ) поставить на государственный учет объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный по адресу: <адрес> уполномоченном органе, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя [СКРЫТО] Т.А. в местный бюджет 300 рублей в счет оплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Дьяченко

Решение в окончательной форме изготовлено: 20.08.2021.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Омский районный суд (Омская область) на 05.07.2021:
Дело № 2-2001/2021 ~ М-1749/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 27.08.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Реморенко Яна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2009/2021 ~ М-1756/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Реморенко Яна Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2005/2021 ~ М-1750/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Реморенко Яна Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2017/2021 ~ М-1740/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2021
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2052/2021 ~ М-1758/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Набока Анна Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2037/2021 ~ М-1763/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Яковлев Константин Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2033/2021 ~ М-1768/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 23.08.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Яковлев Константин Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2002/2021 ~ М-1746/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Реморенко Яна Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2020/2021 ~ М-1752/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Елена Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-761/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дьяченко Тамара Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-760/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ларина Елена Александровна
  • Судебное решение: НЕТ