Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Омский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 26.03.2019 |
Дата решения | 16.04.2019 |
Статьи кодексов | ст. 9.22 ч.3 КоАП РФ |
Судья | Степанова Елена Викторовна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | e373e4ac-19b9-3e54-a23b-02311e0217ca |
Дело № 12-107/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Омского районного суда Омской области Степанова Е.В., при секретаре судебного заседания Чуевой А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске (ул. Омская, 194-А, зал судебных заседаний № 25) 16 апреля 2019 года дело по жалобе АО «Омскоблводопровод» на постановление мирового судьи судебного участка №21 в Омском судебном районе Омской области Реморенко Я.А., вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении акционерного общества «Омскоблводопровод» о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области Реморенко Я.А. ДД.ММ.ГГГГ АО «Омскоблводопровод» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представителем АО «Омскоблводопровод» подана жалоба, в которой указал, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило заявление Омской энергосбытовой компании в Сибирское управление Ростехнадзора о привлечении АО «Омскоблводопровод» к административной ответственности. В данном заявлении Омская энергосбытовая компания указала на то, что АО «Омскоблводопровод» не предоставило гарантирующему поставщику план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, что и было отсажено в протоколе об административном правонарушении. До составления протокола об административном правонарушении АО «Омскоблводопровод» был предоставлен в материалы дела утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также сопроводительное письмо о направлении данного плана в ООО «ОЭК». Административная ответственность за непредставление в установленный срок плана мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления КоАП РФ не предусмотрена. В материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений об исследовании факта выполнения или невыполнения АО «Омскоблводопровод» мероприятий обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления. В заявлении Омской энергосбытовой компании о привлечении АО «Омскоблводопровод» к административной ответственности, на основании которого был составлен протокол, также не содержится указания на невыполнение АО «Омскоблводопровод» таких мероприятий.
Пропуск трехдневного срока направления плана мероприятий инициатору ограничения в пределах срока установленного на выполнение данных мероприятий, отвечает признакам малозначительности, поскольку не несет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
АО «Омскоблводопровод» принимаются меры, обеспечивающие ограничение потребления электроэнергии: подготовлены и доведены до всех подразделений АО "Омскоблводопровод" распоряжения об ограничении потребления электрической энергии на всех производственных линиях находящихся в резерве, отключении всего вспомогательного оборудования (станки, кран-балки, электротермия); доведены до подразделений графики использования энергоемкого оборудования на насосных станциях 1.2 подъемов; продолжается глубокая модернизация энергоемкого оборудования на насосных станциях.
На основании изложенного, просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области Реморенко Я.А. о назначении административного наказания АО «Омскоблводопровод» по делу № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель АО «Омскоблводопровод» ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по аналогичным основаниям.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 3 статьи 9.22 Кодекса установлена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления (далее - невыполнение потребителем мероприятий по введению ограничения).
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Согласно абзацу 9 статьи 38 указанного закона данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители особой категории).
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения).
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В приложении к Правилам ограничения определены категории данных потребителей, к которым относятся и организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Петербургская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Омской области.
Между акционерным обществом «Омскоблводопровод» и ОАО «МРСК-Сибири» заключен договор энергоснабжения №от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-29). ДД.ММ.ГГГГ произведена замена гарантирующего поставщика в рамках договора № от ДД.ММ.ГГГГ на АО «Петербургская сбытовая компания».
По данному договору осуществляется электроснабжение потребителям, указанных в приложении 2 к договору. Объектами энергоснабжения являются насосные станции в <адрес> и <адрес> районах Омской области.
ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов общества с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» от ДД.ММ.ГГГГ №, о невыполнении АО «Омскоблводопровод» расположенного по адресу: <адрес>, мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, выявлены нарушения «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ограничения).
На основании абзаца 2 подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения, и договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Петербургская сбытовая компания» (далее - инициатор) инициировало процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении АО «Омскоблводопровод» в связи с наличием задолженности в размере 1 914 498,05 рублей, о чем потребитель был надлежащим образом уведомлен (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ).
АО «Омскоблводопровод» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (п. 2. Приложения к Правилам ограничения), как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Омскоблводопровод» является забор, очистка и распределение воды, одним из дополнительных видов деятельности - распределение воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 40-58).
АО «Омскоблводопровод» по истечении 3-х дней со дня получения уведомления ДД.ММ.ГГГГ не представило утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления гарантирующему поставщику.
Письмо от сетевой организации ПАО «МРСК Сибири»-«Омскэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее отсутствие плана мероприятий и невозможности введения режима ограничения электрической энергии.Невыполнение потребителем электрической энергии (АО «Омскоблводопровод»), ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Факт совершения АО «Омскоблводопровод» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, подтверждается собранными по данному делу доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-6); копией заявления АО «ПСК» о привлечении потребителя к административной ответственности (л.д. 7-9); уведомлением о введении ограничения режима потребления электрической энергии (л.д. 10-11); договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями (л.д. 12-29, 30-33); актом сверки расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34,35), копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении АО «Омскоблводопровод» (л.д. 40-58) и другими материалами дела.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Довод жалобы о том, что АО «Омскоблводопровод», ответственность наступает за невыполнение указанным выше потребителем особой категории определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, в то время как фактически такие мероприятия установлены не были, составление плана не является мероприятием, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Пунктом 7.1 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Порядок мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических и социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 N 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ», который дополнил Правила ограничения пунктом 16 (1). Указанное постановление вступило в законную силу 29.09.2017.
В соответствии с пунктом 16.1 указанного постановления потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, поскольку порядок мероприятий Правительством Российской Федерации на дату составления административного протокола был установлен, имелись основания для привлечения АО «Омскоблводопровод» к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем привлекаемого лица не оспаривалось, что в установленный срок план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления предоставлен не был.
Вместе с тем, представление исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления является частью указанных мероприятий, а потому его не предоставление образует состав административного правонарушения части 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении АО «Омскоблводопровод» к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств, стороной заявителя не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Иных оснований влекущих отмену постановления мирового судьи не усматривается.
При таких обстоятельствах, рассматривая дело по существу, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что АО «Омскоблводопровод» совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Постановление о назначении АО «Омскоблводопровод» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, безусловно влекущих отмену вынесенного мировым судьей постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не усматриваю, в связи с чем жалоба АО «Омскоблводопровод» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, мирового судьи судебного участка №21 в Омском судебном районе Омской области Реморенко Я.А., о привлечении АО «Омскоблводопровод» к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - оставить без изменения, жалобу АО «Омскоблводопровод» – без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения.
Судья Степанова Е.В.