Дело № 2а-216/2023 ~ М-197/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Нововаршавский районный суд (Омская область)
Дата поступления 25.05.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 651c20d7-e0a8-486f-ba70-aa7c021fed56
Стороны по делу
Истец
******** *************** ****** ****** *******
Ответчик
************* *************** ********** ********* *************** ************** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Нововаршавка 21 июня 2023 года.

Дело №2а-216/2023

УИД №55RS0024-01-2023-000269-55

Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2023 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 05.07.2023 года.

Нововаршавский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Кошара Н.Г.,

с участием помощника прокурора Нововаршавского района Яценко А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области с настоящим административным исковым заявлением, которым просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области маневренного жилого фонда; обязать административного ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, создать на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, маневренный жилой фонд в количестве не менее 1 жилого помещения; обязать административного ответчика предоставить в прокуратуру района сведения об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его исполнения.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с положением п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ч.1 ст.3 Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, создание маневренного жилищного фонда на территории поселения отнесено к компетенции Администрации Нововаршавского городского поселения. Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (ст.95 ЖК РФ).

Отсутствие резерва специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Нововаршавского городского поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, а также может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения.

12.04.2023 прокуратурой района в адрес Администрации внесено представление об устранении нарушений закона, так как, в нарушение требований федерального законодательства маневренный жилищный фонд на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района, отсутствует. 12.05.2023на представление прокуратуры района по ступил ответ, из которого следует, что Администрацией запланирована работа по созданию маневренного жилищного фонда на территории Нововаршавского городского поселения. Вместе с тем, по состоянию на 23.05.2023 нарушения не устранены, требования прокурора не исполнены.

Административный истец, руководствуясь ст.ст. 39 КАС РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит суд удовлетворить заявленные им требования.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Яценко А.В. поддержал в полном объеме заявленные прокурором района административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, и просит суд данные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области Лапоногов В.А. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Направил в суд отзыв на административное исковое заявление, указав, что заявленные к Администрации административным истцом, административные исковые требования, признает в полном объеме. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

В силу п.п. 3, 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.1 ст.215 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Устава Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, принятого Советом депутатов Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области (Решение от 28.11.2005 №20) к вопросам местного значения городского поселения относятся помимо прочих, обеспечение проживающих в городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в том числе, относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в том числе, относятся жилые помещения маневренного фонда.

В силу ст.95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно ч.1 ст.106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 №42.

В силу пункта 12 названных выше Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, в силу вышеприведенным норм законодательства РФ, вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся применительно к рассматриваемому административному спору, к компетенции администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности Администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в ходе которой, было установлено, что на территории Нововаршавского городского поселения, во исполнение требований жилищного законодательства РФ, специализированный жилищный фонд в виде маневренного фонда, для указанной выше категории граждан, не создан.

Прокурором Нововаршавского района Омской области в адрес главы Нововаршавского городского поселения Лапоногова В.А. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (исх№...ж-2023/Прдп-7-23 от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из представленных доказательств, указанное выше представление законным представителем административного ответчика было рассмотрено и направлена в прокуратуру района информация об исполнении (исх №... от ДД.ММ.ГГГГ), из которой следует, что вышеуказанное представление признано обоснованным. В собственности Администрации муниципального жилья не имеется, маневренный жилищный фонд не создан. В дальнейшем при формировании бюджета на 2024 год, Администрацией запланирована работа по созданию маневренного жилищного фонда.

Отсутствие на территории Нововаршавского городского поселения маневренного жилого фонда, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории городского поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ. При этом, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное в ст.40 Конституции РФ право граждан на жилище.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания указанной выше категории граждан, пригодное жилое помещение.

При установленных обстоятельствах, суд находит факт незаконного бездействия административного ответчика доказанным совокупностью исследованных по делу материалов.

Непринятие мер по созданию маневренного жилого фонда на территории Нововаршавского городского поселения свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.187 КАС РФ при принятии решения суд вправе указать предельные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, суд полагает необходимым определить срок исполнения судебного акта, как заявлено в административном иске в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с уведомлением также административного истца об исполнении судебного акта в течение 1 месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 п.1 ч.2 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, маневренного жилого фонда.

Обязать администрацию Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, в течение 12 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, создать на территории Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области, маневренный жилой фонд в количестве не менее 1 жилого помещения, с уведомлением прокуратуры Нововаршавского района в течение 1 месяца об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Е.В. Губер

№... ДД.ММ.ГГГГ №... ДД.ММ.ГГГГ
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Нововаршавский районный суд (Омская область) на 25.05.2023 в базе нет.