Дело № 2-428/2023 ~ М-418/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Исилькульский городской суд (Омская область)
Дата поступления 31.05.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID d202d915-5742-49d9-af55-94096e9d2b92
Стороны по делу
Истец
************* *********** ***********
Ответчик
************* *********** ********* ********* ************** ************** ****** ****** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-428/2023

55RS0013-01-2023-000541-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Исилькуль 21 июня 2023 года

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Дортман В.А.,

помощника судьи Ивченкова И.А.,

при секретаре Моляк В.В.,

с участием помощника прокурора Гравит Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Исилькульского межрайонного [СКРЫТО] в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Исилькульского межрайонного [СКРЫТО] обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, в обоснование требований указав, что Исилькульской межрайонной [СКРЫТО] проведена проверка законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в деятельности администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. Проводимой Исилькульской межрайонной [СКРЫТО] проверкой установлено, что администрацией Каскатского сельского поселения оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, отвечающая требованиям Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 № 288, в истекшем периоде 2022 года не проводилась. Более того, в ходе обследования автомобильных дорог, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» устанавливается категория дороги, что имеет юридическое значение для определения минимальных характеристик той или иной дороги, а также необходимости наличия той или иной дорожной инфраструктуры. На допущенное нарушение [СКРЫТО] района указывалось в представлении, внесенном в адрес главы Каскатского сельского поселения 31.03.2023, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, нарушения требований законодательства не устранены.

На основании изложенного, просит суд признать бездействие администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, незаконным; обязать администрацию Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения в срок до 30.12.2023.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Гравит Э.Г. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О [СКРЫТО] РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015г. №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельских поселений Омской области.

Аналогичные положения закреплены также в п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 6, 12 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ).

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ).

В соответствии с подп. «г» п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в частности, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Согласно п. 2, 3 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с подп. 2 п. 4 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288, при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);

В соответствии с п. 5 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 в процессе обследования автомобильных дорог определяются:

1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги):

ширина проезжей части и земляного полотна;

габарит приближения;

длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;

протяженность подъемов и спусков;

продольный и поперечный уклоны;

высота насыпи и глубина выемки;

габариты искусственных дорожных сооружений;

состояние элементов водоотвода;

состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;

сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;

прочность дорожной одежды;

грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;

объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока):

средняя скорость движения транспортного потока;

безопасность движения транспортного потока;

пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением;

среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;

способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.

Из материалов дела следует, что в марте 2023 Исилькульской межрайонной [СКРЫТО] проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в деятельности администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

По результатам проверки установлено, что администрацией Каскатского сельского поселения оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, отвечающая требованиям Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 № 288, в истекшем периоде 2022 года не проводилась.

В связи с выявленными нарушениями Исилькульской межрайонной [СКРЫТО] в адрес главы Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление.

10.05.2023 главой Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предоставлен ответ на указанное представление, согласно которому, ежегодная оценка не проводилась, меры по устранению нарушения принимаются, после утверждения распоряжения «О создании комиссии по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения Каскатского сельского поселения» будет проводиться оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения, с указанным нарушением согласились.

Суд отмечает, что по состоянию на дату рассмотрения дела судом администрацией Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, отвечающая требованиям Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 № 288, в истекшем периоде 2022 года не проведена, доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлены.

Таким образом, администрацией Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области допущено незаконное бездействие по не проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения.

Указанное бездействие администрации нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку из-за не проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, создается угроза безопасности дорожного движения.

В связи с вышеизложенным, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившегося в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения.

Возложить на администрацию Каскатского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обязанность провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения в срок до 30.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Дортман

Мотивированное решение суда составлено 21 июня 2023 года

Дата публикации: 01.09.2023
Другие поступившие дела в Исилькульский городской суд (Омская область) на 31.05.2023:
Дело № 2-424/2023 ~ М-410/2023, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-427/2023 ~ М-417/2023, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ