Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Большеуковский районный суд (Омская область) |
Дата поступления | 15.05.2023 |
Судебное решение | Есть |
ID | 00b9da0e-09f4-49f7-9c6f-001334be5de6 |
Дело № 12-4/2023
УИД 55RS0010-01-2023-000138-26
РЕШЕНИЕ
с. Большие Уки Омской области 26 июня 2023 года
Судья Большеуковского районного суда Омской области Жаргакова Д.Е., при секретаре судебного заседания Каштановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Белогривского сельского поселения на постановление главного государственного инспектора Большеуковского района по пожарному надзору от 4.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Большеуковского района по пожарному надзору Андриянова Е.В. от 4.05.2023 № 10 администрация Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации Белогривского сельского поселения Логаева Т.Г. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которое просит отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в постановлении об административном правонарушении не установлено место совершения правонарушения, а именно не указано за какими приусадебными участками и автомобильными дорогами по ул. Школьная, ул. Центральная, ул. Молодежная, ул. П.Сидельникова имеется сухая растительность. В соответствии с Правилами благоустройства Белогривского сельского поселения, собственники жилых домов обязаны производить выкашивание травы и уборку скошенной травы по периметру строения до проезжей части. Считает, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в отношении земельных участков должны нести их владельцы. Кроме того, администрация сельского поселения не является правообладателем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок, прилегающий к лесу, находится в государственной собственности, соответственно, требования п. 70 Правил противопожарного режима в РФ распространяются на органы местного самоуправления муниципального района.
В судебном заседании глава администрации Белогривского сельского поселения Логаева Т.Г., представитель Рожкова А.А. жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней. Дополнительно указав, что в нарушение ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановая проверка проводилась без согласования с органами прокуратуры.
Главный государственный инспектор Большеуковского района по пожарному надзору Андриянов Е.В. в судебном заседании полагал, что администрация Белогривского сельского поселения обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Указав, что с 28.04.2023 на территории Большеуковского муниципального района Омской области установлен особый противопожарный режим, однако на момент вынесения постановления о назначении административного наказания 4.05.2023 нарушения не устранены.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора от 30.03.2023 в отношении администрации Белогривского сельского поселения проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения (акт проверки от 20.04.2023):
- на территории общего пользования с. Белогривка не проведена уборка сухой растительности и покос травы, фактически имеются заросли сухой травянистой растительности, как за приусадебными участками частных домовладений, так и между автомобильными дорогами по ул. Школьная, ул. Центральная, ул. Молодежная, ул. П.Сидельникова (п. 67 Правил противопожарного режима);
- на территории с. Белогривка не создана вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров (п. 70 Правил противопожарного режима).
Выявленные нарушения послужили поводом для составления 21.04.2023 в отношении администрации Белогривского сельского поселения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также последующего привлечения к административной ответственности по данной норме постановлением главного государственного инспектора Большеуковского района по пожарному надзору Андриянова Е.В. от 4.05.2023.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается: распоряжением о проведении внеплановой проверки от 30.03.2023; актом проверки и фототаблицей от 20.04.2023; протоколом об административном правонарушении от 21.04.2023; пояснениями главы администрации Белогривского сельского поселения и иными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении в отношении администрации Белогривского сельского поселения составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данный протокол является допустимым доказательством по делу.
Фактические обстоятельства дела подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым должностным лицом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно пункту 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Постановлением Правительства Омской области от 24.04.2023 № 221-п с 28 апреля по 28 июня 2023 года на территории Большеуковского муниципального района Омской области установлен особый противопожарный режим.
В судебном заседании глава сельского поселения Логаева Т.Г. признала, что опашка населенного пункта с целью обновления противопожарной минерализованной полосы была осуществлена после проверки.
Из показаний главного государственного инспектора Андриянова Е.В. следует, что для обновления минерализованной полосы достаточно снятие плодородного слоя почвы, при этом требований по глубине минерализованной полосы не имеется. Кроме того, указал, что при проведении проверки снег растаял, поскольку 19.04.2023 и 25.04.2023 вокруг населенного пункта Белогривка были пожары.
Поэтому представленная справка ФГБУ «Обь-Иртышское» УГМС Большие Уки от 20.06.2023 не исключает возможности обновления минерализованной полосы в апреле 2023 года.
Ссылка заявителя на ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку указанная норма лишь определяет орган, уполномоченный на предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, в то время как оспариваемое постановление направлено на исполнение требований пожарной безопасности, не требующее распоряжение земельным участком.
Довод относительно того, что обязанность по очистке сухой растительности лежит исключительно на собственниках домовладений также подлежит отклонению.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Пунктами 3 и 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 3, п. 9 ст. 4 Устава Белогривского сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения непосредственно относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся, в частности, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений.
Из материалов административного дела следует, что 20.04.2023 с 09.00 до 16.00 час. администрацией сельского поселения допущены нарушения требований п. 67 Правил противопожарного режима, а именно на территории общего пользования не проведена уборка сухой растительности и покос травы по ул. Школьная, ул. Центральная, ул. Молодежная, ул. П.Сидельникова в с. Белогривка, как за приусадебными участками, так и между автомобильными дорогами и домовладениями.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Илюшкин Д.Н. в судебном заседании показал, что нескошенная трава была в местах общего пользования в границах населенного пункта, участки внутри каких-либо ограждений прилегающих к домам не осматривались.
Глава сельского поселения Логаева Т.Г. в судебном заседании не оспаривала, что сухая растительность имелась в местах общего пользования. Указала, что в настоящее время проведена уборка сухой растительности за домовладениями, на пустырях.
В ходе проведения проверки глава поселения давала показания, которые возможно интерпретировать как признательные показания, не оспаривала факта наличия нескошенной травы, указывая на то, что основная часть сухой растительности находится в болотистой местности.
Исходя из указанных выше пояснений и протокола об административном правонарушении, исследовались участки местности в местах общего пользования в границах населенного пункта у дорог, за приусадебными участками, участки земли не имели ограждений, свидетельствующие о принадлежности к каким-либо жилым домам.
Совокупность ст.ст. 15, 19, 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. К муниципальной собственности относятся земли общего пользования в границах населенных пунктов.
Доводы, указанные заявителем в судебном заседании о том, что сухая растительность имеется на земельных участках принадлежащих гражданам, которые забросили свои дома и не осуществляют уход, также не могут быть признаны состоятельными. В случае наличия таковых участков, администрация поселения обязана принимать меры к признанию этого имущества бесхозяйным и установлении муниципальной собственности на бесхозяйные участки.
Следовательно, проверка проводилась в пределах земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию.
В этой связи довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении, не установлено место совершения правонарушения является несостоятельным.
Время и место совершения правонарушения были установлены должностным лицом, что отражено в протоколе и постановлении. Отсутствие привязки к конкретным объектам, где имеется сухая растительность, не является обстоятельством, что не установлено место совершения административного правонарушения. При проведении проверки должностным лицом проводился осмотр земельных участков, что подтверждается представленной фототаблицей. При этом каких-либо замечаний от главы поселения не поступало.
Давая правовую оценку доводам о нарушении процедуры организации внеплановой проверки, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
В соответствии с абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336).
Пунктом 3 Постановления № 336 установлено, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по изложенным в данном пункте основаниям, в частности без согласования с органами прокуратуры - по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Как следует из материалов дела, 22.02.2023 заместителем Министра – главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору Супруновским А.М. направлено указание органам государственного пожарного надзора о проведении в марте-апреле текущего года внеплановых выездных проверок соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности (реализации полномочий в области пожарной безопасности) в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий» от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 №Пр-267.
По смыслу приведенных норм права, вступившее в силу решение Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности имеет статус поручения Президента РФ и не требует согласования с органами прокуратуры.
Приведенные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что порядок проведения проверки нарушен не был, поскольку она проведена на основании поручения Президента Российской Федерации.
Более того, прокуратурой Большеуковского района Омской области по жалобе главы Большеуковского муниципального района проведена проверка деятельности ТОНД и ПР Большеуковского района при проведении внеплановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности органов местного самоуправления Большеуковского района. По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что согласование при проведении внеплановой проверки с органами прокуратуры не требовалось, порядок проведения проверки нарушен не был.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация Белогривского сельского поселения до проведенной проверки предприняла исчерпывающие меры для устранения указанных нарушений, в материалах дела не содержится.
Таким образом, действия администрации Белогривского сельского поселения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении администрации Белогривского сельского поселения к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание администрации Белогривского сельского поселения назначено ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оснований для освобождения администрации Белогривского сельского поселения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей или причинение имущественного ущерба.
В связи с чем жалоба главы администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области Логаевой Т.Г. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Большеуковского района по пожарному надзору Андриянова Е.В. от 4.05.2023 № 10, вынесенное в отношении администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области Логаевой Т.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента его получения через Большеуковский районный суд Омской области.
Судья Д.Е. Жаргакова