Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 01.08.2018 |
Дата решения | 28.08.2018 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.32 ч.1 |
Судья | Тарабанов Сергей Васильевич |
Результат | Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении |
Судебное решение | Есть |
ID | 66066dbe-4157-3c99-abda-8bf718e9fb60 |
Дело № 5-347/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Омск 28 августа 2018 года
Судья Центрального районного суда города Омска (г. Омск, ул. Тарская, 25) Тарабанов С.В., с участием представителя АО «<данные изъяты>» Яненко А.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении АО «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата регистрации- ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 100-07-18 от 27.07.2018 г., при проведении административного расследования по факту несоблюдения требований пожарной безопасности в лесах, у должностного лица Главного Управления лесного хозяйства Омской области, возникла необходимость в установлении лица, ответственного за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем 27.06.2018 г., у Россельхозбанка (Омского регионального филиала) были истребованы сведения, имеющие значение для административного дела, а именно: - Производилось перечисление денежных средств на р/с 40702810909000001081 ООО «<данные изъяты>», открытый в Омском отделении АО АО «<данные изъяты>», г. Омск, к/сч. 301018109000000000822, БИК 045209822 в период с 11.01.2017 г. по настоящее время физическим лицом Давыдовым В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Если имеются сведения, то указать назначение платежа (за субаренду, иное), дату проведения операции, сумму платежа.
03.07.2018 г. Омским региональным филиалом представлен ответ об отказе предоставления сведений со ссылкой на ст. 26 ФЗ 395-1, который не мотивирован и подписан не руководителем филиала (без ссылки на доверенность или иной документ).
Срок предоставления сведений истёк 03.07.2018 г.
06.07.2018 г. повторно определение об истребовании вручено АО «<данные изъяты>» по юридическому адресу в Москве.
Срок предоставления сведений истёк 16.07.2018 г. и ответ на момент составления протокола не получен.
Должностным лицом бездействие АО «<данные изъяты>» квалифицировано по ст. 17.7 КоАП РФ как умышленное не выполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Представитель АО «<данные изъяты>» в судебном заседании пояснил, что требование о представлении указанных сведений не было исполнено в связи с тем, что запрашиваемые сведения относятся к банковской <данные изъяты>, и банк был не вправе их представлять.
В соответствии со ст. 26 ФЗ № 395-ф «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции обязательному страхованию вкладов, гарантируют <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Запрашиваемые сведения являются информацией об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов.
Кроме того, ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую <данные изъяты>, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела представитель Главного Управления лесного хозяйства Омской области в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступило.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд полагает необходимым производство по делу прекратить.
Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую <данные изъяты>. При этом органы лесного хозяйства и их должностные лица не указаны в данном перечне.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной <данные изъяты> и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в <данные изъяты> сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую <данные изъяты>, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской <данные изъяты> по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской <данные изъяты>, затрагивая тем самым частную жизнь и личную <данные изъяты> граждан.
В пункте 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует <данные изъяты> банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую <данные изъяты>, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банковская <данные изъяты>, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую <данные изъяты> и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую <данные изъяты>, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую <данные изъяты> определяются законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую <данные изъяты>, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Принимая во внимание требования норм статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Закона N 395-1 и Закона N 2202-1, а также изложенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, органы лесного хозяйства не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую <данные изъяты>.
Запрашиваемые сведения являются информацией об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов.
Соответственно, в действиях АО «<данные изъяты>» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 –29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – АО «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата регистрации- 24.04.2000 Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, прекратить, за отсутствием в его бездействии состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г. Омска.
Судья: С.В. Тарабанов