Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 03.02.2022 |
Дата решения | 29.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Голубовская Наталья Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bcf23ac0-738d-3d1f-b855-d46644b733a5 |
№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 г. город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания С.В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, департаменту транспорта Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального административного округа г.Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, департаменту транспорта Администрации г. Омска.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска, совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г.Омску проведена проверка по вопросу соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Центрального административного округа г. Омска, в ходе которой были выявлены нарушения, а именно вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 8, БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134 со стороны ул. Аносовой, КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат № 19» по адресу: г. Омск, ул. 18-я Амурская, д. 1 отсутствуют пешеходные переходы.
Ответственным исполнителем мероприятий по обустройству пешеходных переходов является департамент городского хозяйства Администрации г. Омска. Проектом организации дорожного движения на улицу Аносова предусмотрено обустройство пешеходного перехода вблизи БОУ г. Омска «Гимназия № 159». Возможность обустройства указанного пешеходного перехода будет рассмотрена в 2022 году при условии достаточного объема бюджетных ассигнований на данные цели. При этом проект организации дорожного движения на улицу 18-я Амурская отсутствует, проектом организации дорожного движения на улицу 36-я Северная обустройство пешеходного перехода не предусмотрено. Выполнить обустройство пешеходного перехода вблизи КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат № 19№ по адресу: г. Омск, ул. 18-я Амурская. Д. 1, не представляется возможным. Возможность выполнения работ по обустройству пешеходного перехода вблизи КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат № 19» по вышеуказанному адресу будет рассмотрена при разработке проекта организации дорожного движения на улицу 18-я Амурская, а также при внесении соответствующих изменений в проект организации дорожного движения на улицу 36-я Северная.
По мнению административного истца, в результате ненадлежащего своевременного контроля за содержанием данных объектов улично-дорожной сети города Омска со стороны ответственных должностных лиц безопасность дорожного движения на данном участке не обеспечена, что создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных функций нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории г. Омска, в том числе, несовершеннолетних, что угрожает их безопасности.
В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены административные исковые требования, указав, что в результате комиссионного обследования условий движения в составе представителя прокуратуры округа, департамента транспорта Администрации г. Омска и ОГИБДД УМВД России по г. Омску было принято решение разработать проекты организации дорожного движения вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетных войск, д.8, БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова, в соответствии с которыми предусмотреть вблизи образовательных учреждений нерегулируемые пешеходные переходы.
Просит признать бездействие Администрации города Омска, департамента транспорта Администрации города Омска, департамента городского хозяйства Администрации города Омска в части непринятия мер по установке дорожных знаков, обозначающих нерегулируемый пешеходный переход, вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск д. 8, БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская д. 134, со стороны ул. Аносова. Обязать департамент транспорта Администрации города Омска разработать проекты организации дорожного движения на БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8, БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова, в соответствии с которыми предусмотреть вблизи образовательных учреждений нерегулируемые пешеходные переходы. Обязать Администрацию города Омска, департамент городского хозяйства Администрации города Омска установить нерегулируемые пешеходные переходы вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8; БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова.
В судебном заседании представитель процессуального истца Б.Е.Ю., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, не возражала относительно разумного установления срока исполнения судебного акта.
Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Б.И,И., действующая на основании доверенности исковые требования в части признания бездействия не поддержала. В случае удовлетворения исковых требований просила установить разумный срок исполнения решения, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в холодное время года проводить работы по обустройству пешеходных переходов, не представляется возможным (л.д. 40-43).
Представитель административного ответчика Администрации г.Омска в судебном заседании не участвовал. Администрация г. Омска о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представленном отзыве представитель административного ответчика Администрации г.Омска Т.О.А., действующая на основании доверенности, возражала относительно административного иска, указав, что Администрация г.Омска не является надлежащим ответчиком по делу в силу реализации полномочий через структурные подразделения Администрации г. Омска(л.д. 34-39).
Представитель административного ответчика департамента транспорта Администрации г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что в связи с израсходованием лимитов бюджетных обязательств по статье «Разработка проектов организации дорожного движения» на 2021 год выполнить работы по разработке проекта ОДД на указанные участки улично-дорожной сети не представилось возможным (л.д. 44-45).
В судебном заседании представители ОГИБДД УМВД России по г. Омску участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Положениями п. 5,7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа;
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского совета от 20 сентября 1995 года №92, Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска.
Кроме того, на Администрацию города Омска возложены полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений по обеспечению финансирования муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.
Постановлением Омского городского Совета от 06.02.2019 № 426 «Об утверждении структуры Администрации города Омска» утверждена структура Администрации города Омска, согласно которой в структуру администрации входят соответствующие департаменты.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 (далее — Положение), департамент городского хозяйства Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска.
На основании п. 2 раздела I Положения, департамент руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением.
В силу п. 3 раздела I Положения, департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.
Исходя из положений п. 17 раздела II Положения, к основным задачам департамента, в частности, относятся:
- контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента;
- организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска;
- организация содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства.
В соответствии с Положением о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 442 в сфере организации и безопасности дорожного движения департамент в том числе:
- обеспечивает разработку и утверждает проекты организации дорожного движения разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения в границах города Омска либо их участков, иных автомобильных дорог либо их участков, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения либо их участков;
- осуществляет подготовку перечня аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения в границах города Омска.
В соответствии с п. 4.3 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода (п. 14.1)
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. (п. 14.2).
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст утвержден ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в соответствии с которым пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м.
Допускается не устраивать пешеходные переходы на дорогах при интенсивности движения транспортных средств менее 20 авт./ч в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели и интенсивности движения пешеходов, пересекающих проезжую часть в это же время, менее 50 пеш./ч. (п. 4.5.2.1.)
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В случаях, оговоренных ГОСТ Р 52289, пешеходные переходы оборудуют пешеходными ограждениями (п. 4.5.2.4).
На дорогах с разделительной полосой в местах нахождения пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильные или сетчатые по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 длиной не менее 20 м на центральной разделительной полосе в обе стороны от пешеходного перехода (при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей).
Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Центрального административного округа города Омска совместно с участием ОГИБДД УМВД России по городу Омску проведено обследование состояния улично-дорожной сети города Омска вблизи общеобразовательных учреждений Центрального округа, в результате чего установлено отсутствие пешеходных переходов вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» (ул. 40 лет Ракетный воск, 8), БОУ г. Омска «Гимназия № 159» (ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносовой); КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат № 19» (18-я Амурская, д.1) (л.д. 11).
Данное обстоятельство зафиксировано в акте 19.01.2022.
По данному факту, прокуратурой Центрального АО г. Омска направлялся запрос в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска. Согласно предоставленному ответу обустройство пешеходного перехода у бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 131» по улице 40 лет Ракетный войск, 8 не требуется, т.к. отсутствует выход к автомобильным дорогам. Пешеходные переходы у казенного общеобразовательного учреждения города Омска «Адаптивная школа-интернат № 19» по улице 18-й Амурской, 1 и бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Гимназия № 159» по улице Барнаульской, 134 отсутствуют. Возможность обустройства пешеходного перехода вблизи БОУ г. Омска «Гимназия № 159» будет рассмотрена в 2022 году при условии наличия достаточного объема бюджетных ассигнований. Обустройство пешеходного перехода вблизи казенного общеобразовательного учреждения города Омска «Адаптивная школа-интернат № 19» по улице 18-й Амурской не предусмотрено в связи с отсутствием соответствующего проекта (л.д. 12-15).
В рамках рассмотрения дела департаментом строительства Администрации г. Омска направлялось поручение в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» о проведении обследования на предмет возможности организации нерегулируемых пешеходных переходов в районе пересечения улиц 36-й Северной и 18-й Амурской, Аносова и барнаульской, а также вблизи строения 8 по улице 40 лет Ракетных войск.
Согласно представленному ответу на вышеуказанных участках возможна организация нерегулируемых пешеходных переходов, при должном обустройстве соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, тротуарами и обеспечении необходимого уровня освещенности.
25.03.2022 состоялось комиссионное обследование условий движения вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8; БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова. В результате чего были приняты решения о разработке проектов организации дорожного движения с целью рассмотрения возможности организации пешеходных переходов.
Оценивая обоснованность иска, суд учитывает, что недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья.
При таком положении доводы прокурора о необходимости установки нерегулируемых пешеходных переходов вблизи общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ГОСТ заслуживают внимания.
С учетом установленных обстоятельств и нарушения прав неопределенного круга лиц, изложенных выше норм закона и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на соответствующее структурное подразделение Администрации г. Омска – Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска – обязанности установить нерегулируемые пешеходные переходы вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8; БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова.
С учетом изложенных выше норм закона оснований к возложению такой же обязанности на саму Администрацию г. Омска суд не усматривает, поскольку материальной обязанности по установке нерегулируемых пешеходных переходов у данного ответчика не имеется, установка относится к специальной компетенции Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.
Обязанность по разработке проектов организации дорожного движения вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8, БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова прямо следует из возложенной обязанности об установке нерегулируемых пешеходных переходов и подлежит исполнению посредством взаимодействия между структурными подразделениями Администрации г. Омска. Возложения дополнительной обязанности на департамент транспорта Администрации г. Омска суд не усматривает.
Также суд не усматривает виновного уклонения ответчиков от исполнения обязанности, указанной в иске.
Одновременно, с учетом мнения участников процесса, представленных доказательств, суд усматривает по данному конкретному делу наличие правовых оснований для установления срока исполнения судебного акта, поскольку заявленный ответчиком срок 30.10.2022 обоснован холодным временем года, целевым финансированием и его отсутствием в настоящее время в необходимых пределах.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Центрального административного округа г.Омска удовлетворить.
Обязать департамент городского хозяйства Администрации г.Омска в срок до 30.10.2022 года установить нерегулируемые пешеходные переходы вблизи БОУ г. Омска «СОШ № 131» по адресу: г. Омск, ул. 40 лет Ракетный войск, д. 8; БОУ г. Омска «Гимназия № 159» по адресу: г. Омск, ул. Барнаульская, д. 134, со стороны ул. Аносова.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2022 года.