Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 21.01.2022 |
Дата решения | 13.04.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Голубовская Наталья Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 628e6ff0-8334-3cfe-b027-fc8400b85856 |
№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 г. город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г.Омска о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с названным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 25.10.2021 административным истцом проведено мероприятие по обследованию земельных участков по маршруту: Омская область, город Омск, СНТ «Нефтяник», в ходе которого выявлены места несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых отходов) на следующих земельных участках:
Место № 1, представлено двумя контурами, расположено на земельном участке № по обеим сторонам въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны улицы Доковская, перпендикулярно примыкающим аллеям 23 и 17 в 50 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 561). Площадь загрязнённой территории составляет 1500 кв.м.
Место № 2, расположено на земельном участке № где аллея 18 переходит в аллею 24, в 23 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 629). Площадь загрязнённой территории составляет 480 кв.м.
Место № 3, расположено на неразграниченных землях, где аллея 22 переходит в аллею 28, примыкает к бетонному ограждению земельного участка № с северо-западной стороны и располагается в 18 метрах в направлении на юг от земельного участка № (участок 936). Площадь загрязненной территории составляет 600 кв.м.
Место № 4, расположено на земельных участках № и № где аллея 10 переходит в аллею 22, примыкает к земельному участку № (участок 726) с юго-западной стороны. Площадь загрязнённой территории составляет 223 кв.м.
Место № 5, расположено на земельном участке №, у въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны улицы Нефтезаводская, располагается в 10 метрах в направлении на юго-восток от земельного участка № (участок 1041А). Площадь загрязнённой территории составляет 110 кв.м. Данные факты загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами и мусором подтверждены актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 25.10.2021.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит муниципальному образованию г. Омск.
Административный истец просит обязать Администрацию г. Омска провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на следующих земельных участках:
Место №, представлено двумя контурами, расположено на земельном участке № по обеим сторонам въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны улицы Доковская, перпендикулярно примыкающим аллеям 23 и 17 в 50 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 561). Площадь загрязнённой территории составляет 1500 кв.м.
Место №, расположено на неразграниченных землях, где аллея 22 переходит в аллею 28, примыкает к бетонному ограждению земельного участка № с северо-западной стороны и располагается в 18 метрах в направлении на юг от земельного участка № (участок 936). Площадь загрязненной территории составляет 600 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области П.Р.Е. поддержал заявленные требования, по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска М.М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что обязанность по очищению территории лежит на собственнике территорий СНТ «Нефтяник».
Представители заинтересованного лица СНТ «Нефтяник» К.Н.А., М.С.И. поддержали административное исковое заявление, указав, что территория, в отношении которой заявлены требования не относятся к садоводческому товариществу.
Изучив материалы дела, оценив представленные лицами, участвующими в деле доказательства в их взаимосвязи и совокупности, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, учета природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п.п.9 п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 г. № 8 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Задачами указанного Министерства является, в том числе реализация государственной политики Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Министерство в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Следуя материалам дела, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, на основании поступивших обращений, был произведен осмотр территории СНТ «Нефтяник» и прилегающих территорий в САО г. Омска. В ходе проведения выездного рейдового осмотра установлено наличие пяти мест складирования отходов:
Место №, представлено двумя контурами, расположено на земельном участке № по обеим сторонам въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны <адрес>, перпендикулярно примыкающим аллеям 23 и 17 в 50 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 561). Площадь загрязнённой территории составляет 1500 кв.м.
Место №, расположено на земельном участке № где аллея 18 переходит в аллею 24, в 23 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 629). Площадь загрязнённой территории составляет 480 кв.м.
Место №, расположено на неразграниченных землях, где аллея 22 переходит в аллею 28, примыкает к бетонному ограждению земельного участка № с северо-западной стороны и располагается в 18 метрах в направлении на юг от земельного участка № (участок 936). Площадь загрязненной территории составляет 600 кв.м.
Место №, расположено на земельных участках № и № где аллея 10 переходит в аллею 22, примыкает к земельному участку № (участок 726) с юго-западной стороны. Площадь загрязнённой территории составляет 223 кв.м.
Место №, расположено на земельном участке №, у въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны <адрес>, располагается в 10 метрах в направлении на юго-восток от земельного участка № (участок 1041А). Площадь загрязнённой территории составляет 110 кв.м (л.д. 19-20).
На фототаблице, сформированной административным истцом, с очевидностью следует наличие на земельных участках несанкционированного размещения отходов (л.д. 23-34).
В соответствии с п. 3 решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивация территорий свалок производятся за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией г. Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1497 является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Как следует из статьи 1 Закон N 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Закон N 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Согласно пункту 4 Правил № 1156, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 115, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
На региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе крупногабаритных отходов из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом, в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 16 Правил N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан уведомить собственника земельного участка. Данных о выявлении региональным оператором несанкционированного размещения отходов на указанным в иске участках не выявляло и как таковой обязанности по выявлению данных отходов у регионального оператора не имеется.
В реестре мест накопления твердых коммунальных отходов (Приложение 7 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 N 39, данный земельный участок также не значится.
Факт нахождения отходов на заявленных в иске земельных участках ответной стороной доказательно не опровергнут. Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, представителем административного истца предоставлен акт комиссионного обследования от 25.03.2022, согласно которому государственным инспектором Министерства природных ресурсов Омской области совместно с ведущим инженером отдела благоустройства БУ г. Омска «УДХБ» проведено обследование территории на въезде в СНТ :Нефтяник» со стороны ул. Доковская, а также на территории вблизи бетонного забора. В ходе обследования установлено наличие бытовых отходов, грунта с мусором.
С учетом установленных обстоятельств, изложенных выше норм закона и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и возложения на Администрацию г. Омска обязанности провести по защите земель от загрязнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Правовых оснований для установления иного срока исполнения обязанности на данном этапе суд не усматривает. В ходе исполнения Администрация г.Омска не лишена возможности зайти за отсрочкой судебного акта с обоснованием причин отсрочки.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Омска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на следующих земельных участках:
Место №, представлено двумя контурами, расположено на земельном участке № по обеим сторонам въезда в СНТ «Нефтяник» со стороны <адрес>, перпендикулярно примыкающим аллеям 23 и 17 в 50 метрах в направлении на запад от земельного участка № (участок 561). Площадь загрязнённой территории составляет 1500 кв.м.
Место №, расположено на неразграниченных землях, где аллея 22 переходит в аллею 28, примыкает к бетонному ограждению земельного участка № с северо-западной стороны и располагается в 18 метрах в направлении на юг от земельного участка № (участок 936). Площадь загрязненной территории составляет 600 кв.м.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>