Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 02.02.2022 |
Категория дела | иных организаций |
Судья | Голубовская Наталья Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 45ed0759-1e5d-34b2-9a06-83cef968eb26 |
Дело № 2а-621/2022
55RS0007-01-2022-000048-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 февраля 2022 года город Омск
Судья Центрального районного суда г. Омска Голубовская Н.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области (далее Управление Минюста России по Омской области) обратилось в суд с административным иском к Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что Омская региональная общественная организация потребителей «Центр по Защите Прав» зарегистрирована 09.11.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц (№ 1115543039590). В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления организация зарегистрирована за учетным номером 5512012254.
В нарушение требований Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» Местная общественная организация «Национально-культурная автономия украинцев города Омска» не представила в установленные сроки в Управление Минюста России по Омской области отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003 за 2020 год.
В приведенной связи административный истец просит признать Омскую региональную общественную организацию потребителей «Центр по Защите Прав» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, административным истцом заявлено о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства. Письменных возражений от административного ответчика не поступило.
Согласно ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Дело рассмотрено судом по правилам ч. 7 ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Из материалов дела следует, что Омская региональная общественная организация потребителей «Центр по Защите Прав» зарегистрирована 09.11.2011 в Едином государственном реестре юридических лиц (№ 1115543039590). В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления организация зарегистрирована за учетным номером 5512012254. Адрес (местонахождения) организации: 644099, г. Омск, ул. Тарская, д.13А, офис 502.
Согласно представленным документам, решение о создании Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав» принято общим собранием учредителей 15.09.2011, на котором также был утвержден устав организации, избраны председатель, контрольно-ревизионный орган, определено место нахождение организации.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области 28.10.2011 принято решение о государственной регистрации Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав». Сведения о ее регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 09.11.2011.
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ), общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» определено, что общественные объединения указанную информацию представляют по форме №ОН0003 «Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании» (далее - отчет по форме №ОН0003).
В соответствии с подп. 1.2 п. 1 приказа Минюста России от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее - приказ Минюста России №122) общественное объединение предоставляет в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальные органы) указанную отчетность ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 №50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» срок представления отчета по форме №ОН0003 за 2020 год перенесен на 15.07.2021.
Вместе с тем, Омская региональная общественная организация потребителей «Центр по Защите Прав» в установленный срок отчетность не предоставила.
В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона 19.05.1995 № 82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 данной статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в суд с заявленными требованиями.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.
В соответствии с п. 1, подп. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, а также подп. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Как следует из материалов дела, в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ и п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», уполномоченным лицом организации не представлены в Управление отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, также о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2020 год.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о признании Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291- 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить.
Прекратить деятельность Омской региональной общественной организации потребителей «Центр по Защите Прав» (ОГРН 1115543039590) в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Судья Н.С. Голубовская