Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 24.12.2021 |
Дата решения | 08.02.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Покричук Ольга Геннадьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 758c0280-6ec1-33ac-9122-f179eea560a6 |
Дело № 2а-587/2022
55RS0007-01-2021-009138-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, департаменту строительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия в части необеспечения необходимыми элементами остановочных пунктов на территории Октябрьского административного округа г. Омска, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
прокурор Октябрьского административного округа г. Омска обратился в суд с административным иском к Администрации г. Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, департаменту строительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия в части необеспечения необходимыми элементами остановочных пунктов на территории Октябрьского административного округа г. Омска, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского АО г. Омска с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведена проверка в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Октябрьского административного округа г. Омска.
Прокуратурой округа осуществлена проверка, в рамках которой установлено, что по ул. Будеркина на ООТ «Шинный завод» отсутствует наружное освещение, ограждение, расстояние между ближайшими стенками павильонов менее 30 м; по ул. Запорожская на ООТ «Завод газовой аппаратуры» отсутствует наружное освещение, ограждение; дорога на п. Осташково ООТ «Карьер» отсутствует наружное освещение, ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; дорога на п. Осташково ООТ «Сады Весна» отсутствует наружное освещение, ограждение, автопавильон, скамья; дорога на п. Осташково ООТ «Сады Мир» отсутствует наружное освещение, ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; окружная дорога ООТ «Филиал автоколонны №» отсутствует наружное освещение, ограждение, автопавильон, скамья; по ул. Барабинская на ООТ «31-я Рабочая» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; по ул. Барабинская на ООТ «ЗТУ» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; по ул. Барабинская на ООТ «Кирпичный завод» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; по ул. Барабинская на ООТ «Охотничья заимка» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья, заездной карман; по ул. Барабинская на ООТ «Переезд» отсутствует дорожное ограждение, автопавильон, заездной карман; по ул. Богдана Хмельницкого на ООТ «ДК Рубин» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья; по ул. Кирова на ООТ«23-я Рабочая» отсутствует ограждение, автопавильон, скамья.
22.09.2021 прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска внесено представление в адрес Администрации г. Омска по результатам проведенной проверки в части непринятия мер по оснащению необходимыми элементами остановочных пунктов.
Из ответа Администрации г. Омска от 22.10.2021 последовало, что ввиду отсутствия достаточного финансирования обустройства остановочных пунктов в 2021 году не будет.
В настоящее время выявленные нарушения не устранены. Необеспечение необходимыми элементами указанных остановочных пунктов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создает угрозу безопасности дорожного движения. Таким образом, органами местного самоуправления не предпринято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории округа.
С учетом изложенного и заявленных уточнений административных исковых требований, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, департамента строительства Администрации г. Омска по необустройству необходимыми элементами остановочных пунктов по ул. Будеркина ООТ «Шинный завод», по ул. Запорожская ООТ «Завод газовой аппаратуры», дорога на п. Осташково ООТ «Карьер», ООТ «Сады Весна», ООТ «Сады Мир», окружная дорога ООТ «Филиал автоколонны № 1253», по ул. Барабинская ООТ «31-я Рабочая», ООТ «ЗТУ», ООТ «Охотничья заимка», ООТ «Переезд», по ул. Богдана Хмельницкого ООТ «ДК Рубин», по ул. Кирова ООТ «23-я Рабочая» в соответствии с требованиями и. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, незаконным.; обязать Администрацию города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г.Омска и департамента строительства Администрации г. Омска привести в соответствие с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оснащения необходимыми элементами остановочные пункты, а именно: обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска по ул. Будеркина на ООТ «Шинный завод» установить отсутствующие ограждения, по обе стороны от пешеходного перехода по направлению из центра в соответствии с Проектом ОДД, установить остановочные автопавильоны так, чтобы расстояние между ближайшими стенками павильонов составляло не менее 30 м; по ул. Запорожская на ООТ «Завод газовой аппаратуры» установить скамью в помещении автопавильона; на ООТ «Карьер» (по направлению в п. Осташково) обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной; на ООТ «Сады Весна» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Сады Мир» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Филиал автоколонны № 1253» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД; на ООТ «31 -я Рабочая» установить недостающие ограждения в соответствии с проектом ОДД, установить скамыо в автопавильоне; по ул. Барабинская на ООТ «ЗТУ» обустроить заездной карман, автопавильон (по направлению из города), ограждения в соответствии с проектом ОДД; по ул. Барабинская на ООТ «Охотничья заимка» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД, обустроить заездной карман (по направлению из города), установить автопавильон и скамью (по направлению из центра города); по ул. Барабинская на ООТ «Переезд» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамейкой и урной (по направлению из центра города); по ул. Богдана Хмельницкого на ООТ «ДК Рубин» установить ограждения вблизи пешеходного перехода по улице Кирова по направлению из центра города по обе стороны в соответствии с проектом ОДД; по ул. Кирова на ООТ «23-я Рабочая» установить ограждения в соответствии с проектом ОДД; обязать департамент строительства Администрации г. Омска обеспечить освещение остановочного пункта ООТ «Завод газовой аппаратуры» (ул. Запорожская) со стороны здания № 17 по ул. Запорожская путем строительства линии наружного освещения, обеспечить освещение остановочных пунктов ООТ «Карьер», ООТ «Сады Весна», ООТ «Сады Мир» путем строительства линии наружного освещения на автомобильной дороге к мкр. Осташково.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокуратуры ОАО г. Омска ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом их уточнения. Настаивала на наличии бездействия административных ответчиков в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, что напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения улицы общего пользования в г. Омске. Поскольку в полномочия органа местного самоуправления входит обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населения, а также для безопасности дорожного движения, данные обязанности должны были быть исполнены в порядке контроля. Вместе с тем, до настоящего времени остановочные пункты не оборудованы, что подтверждает ненадлежащее исполнение административными ответчиками возложенных на них обязанностей. Указанные нарушения были выявлены по результатам проверки, проведенной совместно со специалистами отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску, в адрес Администрации г. Омска 22.09.2021 внесено представление.
Административный ответчик Администрация г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещена (л.д. 64-65, 128), явка представителя в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Представителем направлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 90), до судебного заседания представлено письменное возражение на административный иск, в котором указано, что свои полномочия Администрация г. Омска реализует через структурные подразделения, входящие в структуру Администрации г. Омска, при этом отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения Администрации города Омска), реализуя полномочия местной администрации, являются при этом самостоятельными юридическими лицами. Указывая на то, что административным истцом не приведены нормы права, свидетельствующие о том, что в полномочиях Администрации города Омска имеются перечни работ по установке остановочных комплексов, а также не доказан факт бездействия со стороны Администрации г. Омска, не представлено доказательств вынесения представления в отношении Администрации г. Омска, полагает, что Администрация г. Омска является ненадлежащим административным ответчиком, в связи с чем просит в удовлетворении административных исковых требований отказать (л.д. 69-70).
Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, настаивала на отсутствии бездействия со стороны органов местного самоуправления. Поддержав доводы представленного письменного возражения на иск, указала, что в рамках своей компетенции департамент организует работы по содержанию остановок общественного транспорта. Кроме того, департамент является учредителем Бюджетного учреждения г. Омска «Управление Дорожного хозяйства и благоустройства», которое в свою очередь в соответствии с перечнем по видам деятельности осуществляет устройство недостающих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на остановках общественного транспорта, восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на ООТ, расположенных на территории города. Соглашаясь с содержанием акта выезда от 13.01.2022, ссылаясь на ограниченность бюджета г. Омска и необходимость соблюдения принципов сбалансированности бюджета при выполнении видов работ, а так же на значительную потребность в городе в обустройстве остановок общественного транспорта, представитель департамента городского хозяйства Администрации г. Омска просит в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ установить предельный срок исполнения решения суда в случае удовлетворения заявленных требований до 31.12.2022 (л.д. 94-97).
Представитель административного ответчика департамента строительства Администрация г. Омска ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы изложенные в представленном письменном отзыве на административный иск, в котором указано, что в соответствии с положением о департаменте строительства Администрации г. Омска департамент организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. При этом перечень объектов наружного освещения, планируемых к строительству на следующий год и плановый период формируется из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения. С учетом объема средств, предусмотренных адресной инвестиционной программой города Омска на 2022 год, а так же учитывая, что ассигнование строительства включается в бюджет города в соответствии с реестром судебных решений, сформированных по срокам принятия и для реализации мероприятий по строительству необходимо соблюдение положений Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере муниципальных нужд» просила установить срок для исполнения судебного решения до 31.12.2024. Кроме того, указывает на то, что доказательств бездействия со стороны департамента строительства Администрации г. Омска не представлено (л.д. 164-169).
Заинтересованное лицо ОГИБДД УМВД России по г. Омску, УМВД России по г. Омску о времени и месте рассмотрения дела извещено, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении слушания дела не просили (л.д. 124). Представитель заинтересованного лица ФИО6 просил о рассмотрении дела без их участия (л.д. 91).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского АО г. Омска с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску на основании публикации «Без права на крышу», размещенной 01.09.2021 в газете «Ваш Ореол» проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства.
Проведено обследование улично-дорожной сети в Октябрьском АО г. Омска, составлены акты, копии которых вместе с соответствующими фотоматериалами представлены в материалы дела (л.д. 13, 14-24). 22.09.2021 первому заместителю Мэра г. Омска внесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства» (л.д. 25-30).
В ответ на представление прокурора департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска 22.10.2021 года дан ответ, согласно которого сообщается, что по результатам рассмотрения представления, исходя из бюджетных ассигнований, имеющихся на исполнении судебных решений, в соответствии с адресной инвестиционной программой, вопрос приведения остановочных пунктов на территории города находится на контроле в департаменте городского хозяйства, возможность выполнения работ будет рассмотрена в 2022 и последующие годы (л.д. 31-34).
13.01.2022 по результатам проведенного акта обследования с участием помощника прокурора Октябрьского АО г. Омска, представителя департамента городского хозяйства Администрации г. Омска установлены нарушения федерального законодательства. При проведении обследования выявлены следующие недостатки улично-дорожной сети:
- по ООТ «Шинный завод» (ул. Будеркина) частично отсутствуют ограждения, по обе стороны от пешеходного перехода по направлению из центра в соответствии с проектом организации дорожного движения, отсутствует освещение над остановочными павильонами, расстояние между ближайшими стенками павильонов менее 30 м.;
- ООТ «Завод газовой аппаратуры» (ул. Запорожская) отсутствует скамья в остановочном павильоне, со стороны зд. № 17 по ул. Запорожская, д. 3 отсутствует освещение остановочного павильона;
- ООТ «Карьер» (дорога в п. Осташково) отсутствует заездной карман, остановочный павильон в комплексе со скамьей и урной, отсутствует освещение;
- ООТ «Сады Весна» (дорога в п. Осташково) отсутствует остановочный павильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в п. Осташково), отсутствует освещение;
- ООТ «Сады Мир» (дорога в п. Осташково) отсутствует заездной карман, остановочный павильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково), отсутствует освещение;
- ООТ OOT «Филиал автоколонны № 1253» (окружная дорога) отсутствуют ограждения в соответствии с проектом ОДД, отсутствует освещение;
- ООТ «31-я Рабочая» (ул. Барабинская) отсутствуют ограждения в соответствии с проектом ОДД, отсутствует скамья;
- ООТ «ЗТУ» (ул. Барабинская) - отсутствуют: заездной карман, автопавильон (по направлению из города), ограждения в соответствии с проектом ОДД;
- ООТ «Охотничья заимка» (ул. Барабинская) отсутствуют ограждения, заездной карман (по направлению из города), автопавильон и скамья (по направлению из центра города);
- ООТ «Переезд» (ул. Барабинская) отсутствуют: заездной карман, остановочный павильон (по направлению из центра города);
- ООТ «ДК Рубин» (ул. Б. Хмельницого) отсутствуют ограждения вблизи пешеходного перехода по улице Кирова по четной стороне, по направлению из центра города по обе стороны в соответствии с проектом ОДД;
- ООТ «23-я Рабочая» (ул. Кирова) отсутствуют ограждения в соответствии с проектом ОДД, о чем составлен соответствующий акт и представлены фотоматериалы.(л.д. 7-9, 34-36).
Указанные остановки общественного транспорта не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ОСТ (отраслевой стандарт) 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
Сведений об исполнении требований прокурора и государственного инспектора безопасности дорожного движения в г. Омске в полном объеме в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд.
Оценивая данные доводы с учетом имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержат пункты 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска» на департамент возложена обязанность, в том числе: организация работ по содержанию остановок общественного транспорта.
Вопреки доводам административного ответчика создание органом местного самоуправления структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления, в данном случае БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», с наделением правами юридического лица и полномочиями по решению вопроса устройство недостоющих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на остановках общественного транспорта, восстановление существующих остановочных посадочных площадок и автопавильонов на остановке общественного транспорта, расположенных на территории города Омска, не исключает установленной законом обязанности Администрации г. Омска, как органа местного самоуправления, каковым указанное учреждение не является.
При этом суд отмечает, что возложение на департамента городского хозяйства Администрации г. Омска обязанности организовать обустройство остановок общественного транспорта, не лишает возможности поручить исполнение решения суда своим структурным подразделениям либо иным лицам в соответствии с установленным законом порядком.
Общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утверждены распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р, «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
В силу пунктов 5.3.1 и 5.3.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочный пункт должен быть оборудован автопавильоном, который должен соответствовать требованиям п. 3.10.3, п. 3.10.4., п. 3.10.5, п. 3.10.6 (автопавильон), п. 3.11 (скамьи), п. 3.13 (контейнеры и урны для мусора), п. 3.14 (технические средства обустройства дорожного движения, в том числе ограждения) «Автомобильные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003».
Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на поименованных остановках общественного транспорта частично отсутствуют ограждения, освещение над остановочными павильонами, не соблюдено расстояние между ближайшими стенками павильонов, отсутствует заездной карман, остановочный павильон в комплексе со скамьей и урной, ограждения в соответствии с проектом Организации дорожного движения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом от 15.09.2021, актом обследования от 13.01.2022 и фотоматериалами, ответом департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 22.10.2021.
Работы по установке павильонов ожидания со скамейками и урной на остановках общественного транспорта «ДК Рубин» по ул. Б. Хмельницкого, ул. Стрельникова (трамвайное кольцо) по ул. Заозерной, «Городской театр «Студия Л. Ермолаевой» по ул. Химиков, «поселок Рабочий» по проспекту Королева в г. Омске выполнены в полном объеме, о чем составлен сообщается в письме департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 16.12.2021 в адрес прокуратуры г. Омска (л.д. 110), в связи с чем, административный истец уточнил заявленные требования.
Также в материалах дела имеется ответ начальника ДЭУ ОАО БУ г. Омска «УДГХБ» в адрес директора БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», в котором указано, что дорожно-эксплуатационным участком Октябрьского АО г. Омска выполнены работы по установке павильона ожидания на остановке общественного транспорта «Рубин» по ул. Кирова (четная сторона) (л.д.111).
14.12.2021 начальником дорожной службы ДЭУ САО БУ г. Омска «УДХБ» сообщается директору БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» о том, что выполнены работы по установке павильона ожидания на остановках общественного транспорта «ул. Стрельникова» (трамвайное кольцо), по ул. Заозерная и «Городской театр «Студия Л. Ермолаевой» по ул. Химиков (л.д. 112).
Согласно акта выполненных работ от 17.11.2021 были выполнены работы по установке павильона ожидания на ООТ «поселок Рабочий» (л.д. 113).
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей административных ответчиков о не устранении выявленных нарушений полностью, ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в том числе и неосведомленности об отсутствии элементов остановочных пунктов.
Кроме того, согласно Письму Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). Разъяснено, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.
Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 1 ст. 1 Правил благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории
К элементам благоустройства территории относятся, в том числе, освещение и осветительное оборудование (п. 1.1 ст. 1 Правил)
Согласно п. 9 ст. 1 Правил устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.
В соответствии со ст. 153 указанных Правил, сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.
Согласно п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г. Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Таким образом, организация освещения отнесена к полномочиям Администрация г. Омска.
Согласно ч. 3 ст. 22 Устава города Омска, полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами Администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений Администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.
В соответствии с пп. 20.6 п. 18 Положения «О департаменте строительства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского совета 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.
В приведенной связи, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью департамента строительства Администрации города Омска.
Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с которым ул. Будеркина относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 014). Дорога у микрорайону «Осташково» (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 015), ул. Барабинская (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 007), ул. Хмельницкого (идентификационный номер: 52-401-382), ул. Кирова (идентификационный номер: 52-401-376 ОП МГ 148), окружная дорога (идентификационный номер: 52-401-380 ОП МГ 015) так же отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Требования, предъявляемые к наружному освещению улично-дорожной сети городов, предусмотрены СП 52.133330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. (актуализированная редакция СНиП 23-05-95), утвержденным Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр, а именно разделом 7.5.1.
Кроме того, Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783 утвержден Свод правил естественного и искусственного освещения (актуализированная редакция СНиП 23-05-95* СП 52.13330.2011), устанавливающий нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных зон, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.
В соответствии с п. 7.44 «Свода правил естественного и искусственного освещения» не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебнохозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.
Согласно п. 7.45 «Свода правил естественного и искусственного освещения» для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.
Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В ходе рассмотрения дела с учетом представленных доказательств установлено, что на момент проверки на ул. Запорожская, на автомобильной дороге к мкр. Осташково отсутствует наружное освещение.
Данные обстоятельства подтверждаются актами обследования (л.д. 13, 50) и административным ответчиком не оспаривалось, сведений об обратном суду не представлено.
Доказательств наличия уличного освещения, которое в силу изложенных выше норм закона, должно присутствовать на спорных участках дорог, в дело не представлено.
В приведенной связи суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на органы местного самоуправления, уполномоченных в сфере организации наружного освещения, обязанности по организации такого освещения, - департамент строительства Администрации <адрес>, который обладает соответствующими полномочиями в соответствии с положением о нем.
Оценивая доводы представителей административных ответчиков о необходимости предоставления определенного срока для исполнения судебного решения и отсутствие бездействия с их стороны, суд полагает необходимым указать следующее.
Как отмечалось ранее, в соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории г. Омска.
Вместе с тем, данные полномочия подлежат исполнению после включения указанных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска, утверждаемую решением Омского городского Совета о бюджете города Омска, в соответствующую муниципальную программу, при наличии финансирования на данные цели, а также при наличии утвержденных проектов планировки территории, проектов межевания территории (при необходимости) и сформированных земельных участков.
Перечень объектов наружного освещения, планируемых к строительству на очередной год и плановый период формируется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске.
Кроме того, установлено, что Адресной инвестиционной программой города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Решением Омского городского Совета от 15.12.2021 № 365 «О бюджете города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 42 721 473,2 рубля.
При этом строительство линий наружного освещения на автомобильной дороге по ул. Запорожская и на дороге к мкр. «Осташково», указанной программой не предусмотрено.
В то время как, в письме от 31.01.2022 № Вн-ДГХ/01-10/360 департамент городского хозяйства Администрации г. Омска указал, что сетей наружного освещения в районе остановок общественного транспорта, указанных в иске, на балансе и техническом обслуживании АО «Омскэлектро» не имеется. Для организации освещения остановочных пунктов требуется строительство линии наружного освещения вдоль автомобильных дорог, на которых организованы указанные в иске остановочные пункты. Техническая возможность организации освещения на указанных остановочных пунктах, кроме строительства линии наружного освещения отсутствует.
По информации департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.02.2022 № Вн-ДИО/642: автомобильная дорога общего пользования местного знаяения по ул. Запорожская (от ул. Б. Цемента до ул. 2-я Баранова) идентификационный номер 52-401-376 ОП МГ 030 расположена в границах земельного участка с кадастровым №. Вид разрешенного использования : «земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения». В отношении земельного участка зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Автомобильная дорога на поселок Осташково в районе остановок общественного транспорта «Карьер», «Сады Весна», «Сады Мир», расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Границы земельного участка не установлены. Для проектирования и строительства объектов необходимо ориентировочно 14 365 388 рублей.
Таким образом, суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей ответчиков об отсутствии бездействия по устранению выявленных нарушений, поскольку департамент строительства Администрации г. Омска правомочен выполнить требования прокурора только после исполнения своих функций структурными подразделениями Администрации г. Омска, а именно: департамент городской экономической политики Администрации г. Омска должен включить мероприятия по строительству объектов в адресную инвестиционную программу города Омска. Кроме того, департамент финансов и контроля Администрации г. Омска должен обеспечить финансирование на данные цели. После этого департамент строительства вправе проводить мероприятия по организации закупок на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объектов, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов. Возможность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения появится не ранее осуществления указанных выше мероприятий, проведение которых зависит не только от ответчика по спору. При проведении работ по строительству также необходимо соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также ГрК РФ (в части проведения государственной экспертизы проектной документации).
Также суд полагает заслуживающими внимание указание представителей ответчиков в обоснование ходатайства о необходимости установления срока исполнения решения, на то, что выполнение работ по обустройству осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 выполнение работ по благоустройству территории определен с 15 апреля по 15 октября, в связи, с чем проведение работ в зимний период будет затруднительным.
Возражения против установления судом срока исполнения решения, представитель административного истца не заявила, учитывая принцип разумности, установление срока исполнения решения оставила на усмотрение суда.
Вместе с тем, анализ представленных доказательств, свидетельствует об обоснованности требований административного истца, о том, что наличие недостатков в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, что в свою очередь обуславливает необходимость возложения судом на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска и департамент строительства Администрации г. Омска обязанностей по приведению в соответствие с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оснащения необходимыми элементами остановочные пункты, а также организации освещения.
Между тем, доказательств о принятии мер к устранению всех выявленных прокуратурой нарушений материалы дела не содержат.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, факт длительного неисполнения возложенных на ответчиков обязанностей, фактическое нарушение прав неопределенного круга лиц, основываясь на изложенных выше нормах закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административного иска, наличия оснований для возложения на департамента городского хозяйства Администрации города Омска обязанности в срок до 31.12.2022 привести в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оснащения необходимыми элементами остановочные пункты, а именно: обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска по ул. Будеркина на ООТ «Шинный завод» установить отсутствующие ограждения, по обе стороны от пешеходного перехода по направлению из центра в соответствии с Проектом ОДД, установить остановочные автопавильоны так, чтобы расстояние между ближайшими стенками павильонов составляло не менее 30 м; по ул. Запорожская на ООТ «Завод газовой аппаратуры» установить скамью в помещении автопавильона; на ООТ «Карьер» (по направлению в п. Осташково) обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной; на ООТ «Сады Весна» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Сады Мир» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Филиал автоколонны № 1253» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД; на ООТ «31 -я Рабочая» установить недостающие ограждения в соответствии с проектом ОДД, установить скамью в автопавильоне; по ул. Барабинская на ООТ «ЗТУ» обустроить заездной карман, автопавильон (по направлению из города), ограждения в соответствии с проектом ОДД; по ул. Барабинская на ООТ «Охотничья заимка» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД, обустроить заездной карман (по направлению из города), установить автопавильон и скамью (по направлению из центра города); по ул. Барабинская на ООТ «Переезд» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамейкой и урной (по направлению из центра города); по ул. Богдана Хмельницкого на ООТ «ДК Рубин» установить ограждения вблизи пешеходного перехода по улице Кирова по направлению из центра города по обе стороны в соответствии с проектом ОДД; по ул. Кирова на ООТ «23-я Рабочая» установить ограждения в соответствии с проектом ОДД; а также на департамент строительства Администрации г. Омска обеспечить освещение остановочного пункта ООТ «Завод газовой аппаратуры» (ул. Запорожская) со стороны здания № 17 по ул. Запорожская путем строительства линии наружного освещения, обеспечить освещение остановочных пунктов ООТ «Карьер», ООТ «Сады Весна», ООТ «Сады Мир» путем строительства линии наружного освещения на автомобильной дороге к мкр. Осташково в срок до 31.12.2024.
Судебные расходы распределению не подлежат, поскольку лица, участвующие в деле, освобождены от их уплаты в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Обязать департамента городского хозяйства Администрации города Омска в срок до 31.12.2022 привести в соответствие с требованиями п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем оснащения необходимыми элементами остановочные пункты, а именно: обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска по ул. Будеркина на ООТ «Шинный завод» установить отсутствующие ограждения, по обе стороны от пешеходного перехода по направлению из центра в соответствии с Проектом ОДД, установить остановочные автопавильоны так, чтобы расстояние между ближайшими стенками павильонов составляло не менее 30 м; по ул. Запорожская на ООТ «Завод газовой аппаратуры» установить скамью в помещении автопавильона; на ООТ «Карьер» (по направлению в п. Осташково) обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной; на ООТ «Сады Весна» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Сады Мир» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамьей и урной (по направлению в сторону п. Осташково); на ООТ «Филиал автоколонны № 1253» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД; на ООТ «31 -я Рабочая» установить недостающие ограждения в соответствии с проектом ОДД, установить скамью в автопавильоне; по ул. Барабинская на ООТ «ЗТУ» обустроить заездной карман, автопавильон (по направлению из города), ограждения в соответствии с проектом ОДД; по ул. Барабинская на ООТ «Охотничья заимка» установить недостающие ограждения в соответствии с Проектом ОДД, обустроить заездной карман (по направлению из города), установить автопавильон и скамыо (по направлению из центра города); по ул. Барабинская на ООТ «Переезд» обустроить заездной карман, установить автопавильон в комплексе со скамейкой и урной (по направлению из центра города); по ул. Богдана Хмельницкого на ООТ «ДК Рубин» установить ограждения вблизи пешеходного перехода по улице Кирова по направлению из центра города по обе стороны в соответствии с проектом ОДД; по ул. Кирова на ООТ «23-я Рабочая» установить ограждения в соответствии с проектом ОДД.
Обязать департамент строительства Администрации г. Омска обеспечить освещение остановочного пункта ООТ «Завод газовой аппаратуры» (ул. Запорожская) со стороны здания № 17 по ул. Запорожская путем строительства линии наружного освещения, обеспечить освещение остановочных пунктов ООТ «Карьер», ООТ «Сады Весна», ООТ «Сады Мир» путем строительства линии наружного освещения на автомобильной дороге к мкр. Осташково в срок до 31.12.2024.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.