Дело № 2а-563/2022 (2а-5134/2021;) ~ М-5784/2021, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Центральный районный суд г. Омска (Омская область)
Дата поступления 24.12.2021
Дата решения 24.01.2022
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Голубовская Наталья Сергеевна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 69e274ca-a25d-349d-9ae0-088464a6827f
Стороны по делу
Истец
******** ************ ** *. *****
Ответчик
************* *. *****
*********** ************* ************* *. *****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2а-563/2022

55RS0007-01-2021-009133-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2022 г. город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., Торн А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г.Омска к Администрации г.Омска, департаменту строительства Администрации г.Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к Администрации г. Омска, Департаменту строительства Администрации г. Омска, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Центрального административного округа г. Омска с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску на основании поручения прокуратуры г. Омска проведена проверка в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа г.Омска. Прокуратурой округа осуществлена проверка, в рамках которой установлено, что на автомобильной дороге по ул. Донецкая на участке от ул. 1-й Квартал до дороги к пос. Степной в г. Омске отсутствует наружное освещение. Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с которым ул. Донецкая в г. Омске относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, имеет идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 088. Процессуальный истец указывает, что необеспечение освещения на данной автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, детей- инвалидов, создает угрозу безопасности дорожного движения. Кроме того, по информации УМВД России по г. Омску от 02.07.2021 в истекшем периоде 2021 года вследствие отсутствия освещения у остановки общественного транспорта «Сады» по ул. Донецкая в г. Омске зафиксирован факт наезда на пешехода. С учетом уточненных исковых требований истец просил признать бездействие Администрации г. Омска, департамента строительства Администрации г. Омска по неустранению выявленных нарушений незаконным. Обязать Администрацию города Омска, департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение по ул. Донецкая на участке от ул. 1-ый Квартал до дороги к пос. Степной.

В судебном заседании помощник прокурора Б.Е.Ю. поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, в письменном отзыве исковые требования не признал.

Представитель административного ответчика Департамент строительства Администрации города Омска Дядюн Л.В. возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, просила определить срок исполнения решения до 31.12.2024.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В пунктах 5,7,25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в. соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5);

создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа (пункт 7);

утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25).

На основании пункта 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В силу пунктов 1,6,11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно Письму Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

Данным Письмом Минстрой России разъясняет, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.

Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 1 ст. 1 Правил благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории

К элементам благоустройства территории относятся, в том числе, освещение и осветительное оборудование (п. 1.1 ст. 1 Правил)

Согласно п. 9 ст. 1 Правил устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.

В соответствии со ст. 153 указанных Правил, сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.

Согласно п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г. Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

То есть, организация освещения отнесена к полномочиям Администрация г. Омска.

Согласно ч. 3 ст. 22 Устава города Омска, полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами Администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений Администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.

В соответствии с пп. 20.6 п. 18 Положения «О департаменте строительства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского совета 29 июня 2011 года №416, Департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью Департамента строительства Администрации города Омска.

Требования, предъявляемые к наружному освещению улично-дорожной сети городов, предусмотрены СП 52.133330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. (актуализированная редакция СНиП 23-05-95), утвержденным Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр, а именно разделом 7.5.1.

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Центрального административного округа города Омска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки прокуратурой был установлен тот факт, что на автомобильной дороге по ул. Донецкая на участке от ул. 1-й Квартал до дороги к пос. Степной в г. Омске отсутствует наружное освещение. Данный факт следует, в частности, из письма департамента строительства Администрации г. Омска.

Данный факт также подтверждается фотоматериалом и не оспаривается сторонами по делу.

Доказательств наличия уличного освещения, которое в силу изложенных выше норм закона, должно присутствовать на спорном участке дороги, в дело не представлено.

Отсюда суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на органы местного самоуправления, уполномоченных в сфере организации наружного освещения, обязанности по организации такого освещения.

При этом применительно к изложенным выше нормам закона суд считает необходимым возложить обязанность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения на Департамент строительства Администрации г. Омска, который обладает соответствующими полномочиями в соответствием с положением о нем.

Оценивая доводы Департамента строительства Администрации и г. Омска и Администрации г. Омска о необходимости предоставления определенного срока для исполнения судебного решения суд отмечает следующее.

Из объяснений сторон, в частности, Департамента строительства Администрации г. Омска следует, что он правомочен выполнить требования прокурора только после исполнения своих функций структурными подразделениями Администрации города Омска, а именно: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска должен утвердить проект межевания территории; затем департамент городской экономической политики Администрации города Омска должен включить мероприятия по строительству объектов в адресную инвестиционную программу города Омска. Кроме того, департамент финансов и контроля Администрации города Омска должен обеспечить финансирование на данные цели.

После этого департамент строительства вправе проводить мероприятия по организации закупок на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объектов, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов.

Возможность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения появится не ранее осуществления указанных выше мероприятий, проведение которых зависит не только от ответчиков по спору.

При проведении работ по строительству также необходимо соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также ГрК РФ (в части проведения государственной экспертизы проектной документации).

С учетом изложенного суд возлагает обязанность организовать наружное освещение на участке дороги улично-дорожной сети в г.Омске по ул. Донецкая на участке от ул. 1-ый Квартал до дороги к пос. Степной в срок до 31.12.2024.

Доказательств возможности организации линии наружного освещения в иной (более длительный либо более короткий) срок суду не представлено.

Оснований к возложению такой обязанности на Администрацию г. Омска суд оснований не усматривает, поскольку специально уполномоченным органом в области организации линий наружного освещения является именно Департамент строительства Администрации города Омска. По аналогичным основаниям суд не может возложить такую обязанность и на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Виновного противоправного бездействия со стороны ответчиков суд также не усматривает, поскольку из собранных доказательств следует реализация мероприятий по освещению, однако, реализация данных мероприятий связана с временными и финансовыми ресурсами. Виновного уклонения ответчиков от исполнения обязанности по организации наружного освещения суд не усматривает.

Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Центрального административного округа г.Омска удовлетворить.

Обязать департамент строительства Администрации г. Омска выполнить работы по организации наружного освещения на участке улично-дорожной сети в г.Омске по ул. Донецкая на участке от ул. 1-ый Квартал до дороги к пос. Степной до 31 декабря 2024 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Центральный районный суд г. Омска (Омская область) на 24.12.2021:
Дело № 2а-794/2022 ~ М-5782/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 16.02.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-581/2022 (2-5152/2021;) ~ М-5770/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Табакова Елизавета Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-883/2022 ~ М-5780/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Табакова Елизавета Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-991/2022 ~ М-5767/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 10.03.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марченко Елена Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-1420/2021 ~ М-5765/2021, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шевцова Наталья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-532/2022 (2-5103/2021;) ~ М-5764/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 18.02.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мезенцева Оксана Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-562/2022 (2а-5133/2021;) ~ М-5787/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 09.02.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Голубовская Наталья Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-593/2022 (2-5164/2021;) ~ М-5775/2021, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Марченко Елена Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-548/2022 (2-5119/2021;) ~ М-5789/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 07.04.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанцева Надежда Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-835/2022 ~ М-5766/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 17.03.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанцева Надежда Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-39/2022 (12-591/2021;), апелляция
  • Дата решения: 18.02.2022
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-224/2022 (5-2630/2021;), первая инстанция
  • Дата решения: 24.01.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-222/2022 (5-2628/2021;), первая инстанция
  • Дата решения: 24.01.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-223/2022 (5-2629/2021;), первая инстанция
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-221/2022 (5-2626/2021;), первая инстанция
  • Дата решения: 20.01.2022
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-2626/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-2630/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-2629/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-2628/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-591/2021, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щеглаков Георгий Георгиевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 10-39/2021, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-556/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 10-2/2022 (10-39/2021;), апелляция
  • Дата решения: 13.01.2022
  • Решение: Вынесено другое ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-555/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сторожук Владислав Валерьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-89/2022 (1-555/2021;), первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сторожук Владислав Валерьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-90/2022 (1-556/2021;), первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бучаков Сергей Александрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-186/2022 (13-2630/2021;), первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанцева Надежда Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-183/2022 (13-2625/2021;), первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено частично
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ретуева Ольга Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2626/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 28.12.2021
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Феоктистова Ольга Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4/17-446/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ермолаева Инна Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-190/2022 (13-2634/2021;), первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2624/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шевцова Наталья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2629/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эннс Татьяна Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2634/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Калинина Ксения Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-445/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ермолаева Инна Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-2625/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ретуева Ольга Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ