Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 14.02.2019 |
Дата решения | 11.03.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Казанцева Надежда Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6f73d28e-4159-3bd3-86de-4dee3d5ab4b1 |
Дело № 2-981/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Василёвой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Елены Сергеевны, [СКРЫТО] Романа Викторовича к Бюджетному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истцы [СКРЫТО] Е.С. и [СКРЫТО] Р.В. обратились в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что 02.04.2014 они обратились в Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, представив соответствующие документы. В письме № от ДД.ММ.ГГГГ БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» сообщило об отказе во включении в список претендентов на получение компенсации. 17.06.2014 Первомайским районным судом г. Омска по гражданскому делу № было принято решение о возложении на БУ ОО «Агентство жилищного строительства Омской области» обязанности включить семью [СКРЫТО] в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей. ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Омского областного суда решение суда первой инстанции было оставлено в силе. В письме № от ДД.ММ.ГГГГ БУ ОО «Агентство жилищного строительства Омской области» сообщило, что на основании апелляционного определения Омского областного суда агентством принято решение о включении семьи [СКРЫТО] в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, также разъяснено, что перечисление средств компенсации на счета граждан производится на основании утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области списков получателей компенсации, которые формируются с учетом размера средств областного бюджета на соответствующий год. Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством, о необходимости получения которого они будут уведомлены дополнительно. В ответах на обращение истцам о выплате названной компенсации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области сообщено, что ввиду ограниченных возможностей областного бюджета социальные выплаты в рамках Указа Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 в 2014 - 2017 годах не предоставлялись. Документы истцов были приняты в установленном порядке БУ Омской области «Агентство жилищного строительства омской области» и зарегистрированы. Учредителями БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» являются Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Таким образом, при недостаточности денежных средств у БУ Омской области «Агентство жилищного строительства омской области» субсидиарная ответственность должна быть возложена на собственника имущества бюджетного учреждения. Просит обязать Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» произвести в пользу истцов выплату в размере, предусмотренном Указом Омской области № 70 от 24 мая 2007 года (л.д. 3-7).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство экономики Омской области, Министерство финансов Омской области, Управление Пенсионного фонда по Омской области (л.д. 1).
18.02.2019 года от истцов поступило уточненное исковое заявление, в котором они просили обязать Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» произвести в пользу истцов выплату в размере 200 000 рублей, предусмотренном Указом Омской области № 70 от 24 мая 2007 года (л.д. 43-44).
В судебном заседании истцы [СКРЫТО] Е.С., [СКРЫТО] Р.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что Указ № 70 носит нормативный характер и порождает обязанность, а не право Омской области по выплате установленной компенсации. Просят иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» ФИО9., действующий на основании доверенности (л.д. 87), исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 86), просил в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д. 97), в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 91-96), дополнительно указав, что установление дополнительным мер социальной поддержки является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью. Рассматриваемая мера социальной поддержки реализовалась в пределах предусмотренного на эти цели финансирования. В бюджете средств на указанные цели не предусматривались. Просилт в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на иск, просил в иске отказать, полагая требования истцов необоснованными (л.д.101-103).
Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 100), в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.98-99), дополнительно указав, что Указ Губернатора Омской области № 70 был издан в соответствии со ст. 12 Кодекса мер социальной поддержки, предоставление рассматриваемой меры социальной поддержки является правом, а не обязанностью Омской области. Финансирование рассматриваемых мер социальной поддержки не производилось, указанный приказ утратил силу с 2016 года, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представители третьих лиц в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В приведенной статье закреплено, что финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу данной нормы, субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели.
Пунктом 2 ст.12 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлено, что Губернатор Омской области в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
Законом Омской области от 27.12.2002 года № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области» предусмотрена система осуществляемых органами государственной власти Омской области мер, направленных на оказание помощи гражданам, желающим приобрести, построить жилье или улучшить жилищные условия иным образом.
В развитие положений данного закона Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Приведенный выше Указ, утратил силу, в связи с изданием Указа Губернатора Омской области от 16 февраля 2016 № 33.
Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение компенсации предоставляется семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа), а именно: молодым семьям, семьям, в которых родители (родитель) или усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений Омской области, муниципальных учреждений, находящихся на территории Омской области, а также семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.
Условия предоставления компенсации закреплены в п. 2, 3 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации (п. 4 Порядка).
Как следует из п. 5 Порядка, размер компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита составляет 200 000 рублей. Компенсация предоставляется гражданину посредством зачисления средств компенсации на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации.
В соответствии с п. 8, 9 Порядка, БУ «АЖС» осуществляет прием заявлений о предоставлении компенсации, проверку представленных документов и в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления принимает решение о включении или об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем извещает гражданина в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, проверяет представленные документы на предмет соблюдения условий и требований, предусмотренных настоящим Порядком, и принимает решение о включении либо отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п.9 Порядка).
Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств. О необходимости получения свидетельства гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Как установлено судом, истцы [СКРЫТО] Р.В., [СКРЫТО] Е.С. обратились в Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, представив соответствующие документы.
Согласно письму № 875/05 от 30.042014 года Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» отказало истцам во включении их в список претендентов на получение компенсации (л.д. 28).
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 17.07.2014 г. по гражданскому делу № на Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» была возложена обязанность по включению семьи [СКРЫТО] Р.В., [СКРЫТО] Е.С. в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70. Указанное определение вступило в законную силу 23.08.2014 г. (л.д. 29-36).
12.09.2014 постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП в отношении Бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» было возбуждено исполнительное производство № 55618/14/55007-ИП (л.д. 37).
05.11.2014 указанное исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением решения суда (л.д. 38).
Согласно письму БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» № 1884/05 от 16.10.2014 г. [СКРЫТО] Р.В., [СКРЫТО] Е.С. были включена в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 (л.д. 39).
Из искового заявления следует, что истцы неоднократно обращались в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с просьбой о выплате компенсации, однако в своих ответах Министерство ссылалось на ограниченные возможностей областного бюджета и тот факт, что социальные выплаты в рамках Указа Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 в 2014 - 2017 годах не предоставлялись (л.д. 24,25-26).
Указанное явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Обсуждая доводы иска, суд исходит из следующего.
Согласно п. 6 Порядка, утвержденного названным выше Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.
При этом, как следует из п. 9.1. названного Порядка, основанием для выдачи гражданам свидетельств, удостоверяющих их право на получение компенсации, является решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении списка получателей компенсации.
В соответствии с п. 9.1. Порядка, указанный список БУ «АЖС» составляет ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Таким образом, Порядком, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, не предусмотрены конкретные сроки выплаты компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, данная мера поддержки предоставляется гражданам в порядке очередности в зависимости от наличия денежных средств в региональном бюджете.
Суд отмечает, что государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, предусматривала выделение денежных средств на предоставление гражданам данной меры поддержки в период с 2017 по 2020 г.
Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону Омской области от 24.12.2013 № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки, на которую претендует истица - погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70.
Также, согласно Закону Омской области от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015-2016г. не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.
Согласно государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013г. №264-п, в редакции от 23.12.2015г., финансирование данной социальной поддержки до 2019-2020 не предусмотрено (л.д.185,186).
Ввиду ограниченных возможностей областного бюджета средства на реализацию Указа № 70, в государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013г. №24-п, в редакции от 10.08.2016г., в Структуре (п. 4.2.1.2) предусмотрен иной вид мероприятий «предоставление ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой в том числе по стандартам кредитования (заимствования)» (л.д.147-157), такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» (л.д.140-146), исключен.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Омской области от 27.12.2002 № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области» средства на реализацию государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования (заимствования) ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год.
Отсутствие финансирования данной меры социальной поддержки не противоречит Закону Омской области «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области».
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Соответственно, для каждого уровня публичной власти установлен свой круг расходных обязательств, являющихся основанием для формирования расходов соответствующего бюджета.
Установление дополнительных мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов Российской Федерации является правом, а не обязанностью и предоставление таких мер может осуществляться только в пределах имеющихся средств бюджета субъекта РФ.
Мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) при рождении (усыновлении,) второго или последующих детей, установленная Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 по своей юридической природе являлась дополнительной мерой социальной поддержки определенной категории лиц, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, доводы истцов о том, что рассматриваемая мера социальной поддержки является обязанностью Омской области является необоснованными, поскольку противоречат вышеприведенным положениям закона.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая отсутствие необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета Омской области, являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, выдаче им свидетельств о праве на получение меры социальной поддержки и выплаты компенсации, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о возложении на БУ «Агентство жилищного строительства Омской области» обязанности произвести в пользу истцов выплату, предусмотренную Указом Омской области № 70 от 24.05.2007.
В связи с отсутствием законных оснований, в исковых требованиях к ответчикам следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Елены Сергеевны, [СКРЫТО] Романа Викторовича к Бюджетному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности произвести выплату, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено 15.03.2019 г.