Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 06.11.2018 |
Дата решения | 26.11.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Судья | Ретуева Ольга Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c4ef09c7-594c-3343-8045-d72a04185a4d |
№ 2-4397/2018
Решение
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведений об отце ФИО3 актовая запись не содержит. Постановлением Главы Оконешниковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над истцом установлена опека, опекуном назначена ФИО2 Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время истец в собственности не имеет жилого помещения, равно как и закрепленного жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение истцу предоставлено не было. Просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения.
Истец и ее представитель, действующая по ордеру ФИО5, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. От представителя названного Министерства в суд поступил отзыв, в котором он просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее (л.д. 24-25).
Представитель третьего лица Министерства образования <адрес> в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска в части требований, заявленных к Министерству образования <адрес>, поскольку названное Министерство не является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ФИО1. Сведений об отце свидетельство о рождении, а также актовая запись о рождении ФИО3 не содержит. (л.д. 30, 32)
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 33)
Постановлением Главы Оконешниковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п над истцом установлена опека, опекуном назначена ФИО2. (л.д. 34)
Таким образом, истец, достигший возраста 18 лет, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также что жилое помещение по договору социального или специализированного найма до настоящего времени не предоставлено.
Не оспаривалось ответчиком и право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», БУ <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» ФИО3 в числе собственников объектов недвижимости на территории <адрес> не значится. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. (л.д. 28,44)
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения абзаца 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, предусматривающие предоставление жилых помещений по заявлению лиц, указанных в абзаце первом упомянутого п. 1 ст. 8 и достигших возраста 18 лет, после окончания пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения ими профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, не означают, что жилые помещения не могут быть предоставлены достигшим 18 лет лицам, указанным в абзаце 1 и 2 ст. 8 и продолжающим обучение, поскольку, как указывал Верховный Суд РФ в Определении N 88-АПГ13-8 от ДД.ММ.ГГГГ, толкуя положения абзаца 2 и 3 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ, специализированные жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных законом без заявления лица, претендующего на предоставление жилого помещения, кроме случаев, когда само лицо просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в законе случаях.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом истец имеет право на предоставление жилья.
С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>.
Истцу до настоящего времени не предоставлено жилое помещение.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений <адрес> (п.2 в действующей редакции).
Уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является Министерство образования <адрес>. Министерство образования ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району <адрес> и муниципальному образованию городской округ <адрес> в отдельности.
Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования <адрес> обязанностей, предусмотренных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.
Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес> и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>.
Однако Постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-п, внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти <адрес> по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Министерство имущественных отношений <адрес> в соответствии с указанным выше порядком.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд <адрес> апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2018