Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 29.04.2016 |
Дата решения | 27.06.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Вагнер Е. А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a14dca8f-a831-3d9e-88ed-09d394eb8027 |
Дело № 2-3529/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Подвязниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Э.С. к Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд с иском к ответчику Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ, так как в жилом помещении, где она зарегистрирована, проживают совместно с ней 3 человека. Она с отказом не согласна, поскольку А.С.К. снят с регистрационного учета в связи с нахождением в месте отбывания наказания. Срок заканчивается ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, у <данные изъяты>. Просит суд обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма по категории ребенок-сирота жилое помещение.
В соответствии со ст. 42 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство имущественных отношений Омской области (л.д. 1).
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области, представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 34, 35). Причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении дела. Представили отзывы (л.д. 26-28, 37), согласно которым права истца не нарушены, правовых оснований для включения истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не имеется.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что родителями [СКРЫТО] Э.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются мать А.К.К., отец А.С.В. (л.д. 9).
А.К.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №од А.С.К. была назначена опекуном над несовершеннолетней [СКРЫТО] Э.С. (л.д. 11). При этом, за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
В судебном заседании в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стороны не оспаривали, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, когда она была в возрасте до 18 лет, осталась без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден «Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области», «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», «Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации».
Положениями указанных актов субъекта Российской Федерации не предусмотрено иных дополнительных обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Обращаясь в суд, Адельжжанова Э.С. сослалась на то, что её дядя А.С.К. отбывает срок наказания и <данные изъяты>
Мотивируя решение, суд учитывает следующее.
Как отмечено выше, за [СКРЫТО] Э.С. было закреплено жилое помещение (л.д. 11).
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за [СКРЫТО] Э.С. , А.К.К., А.С.К., А.Р.А. признано право собственности по ? доли за каждым на <адрес> в <адрес> в порядке приватизации (л.д. 14-15).
Указанная квартира состоит из 4-х комнат, имеет общую площадь 75,5 кв.м., жилую – 59,10 кв.м., в квартире зарегистрированы по месту жительства: А.К.К. (дядя истца), А.Р.А., Адельжжанова Э.С. (двоюродная сестра истца). А.С.К. снят с регистрационного учета (л.д. 12).
Право собственности истца на указанное жилое помещение в установленном порядке зарегистрировано (л.д. 13, 25).
Иных помещений истец в собственности не имеет, что подтверждается ответами Управления Ростреестра по Омской области и справками ГП Омской области «Омский центр ТиИЗ» (л.д. 24, 25).
Из искового заявления следует, что Адельжжанова Э.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Давая оценку обеспеченности истца жилым помещением, суд исходит из следующего.
На долю истца приходится 75,5/4=18,87 кв.м. общей площади помещения. Указанная доля превышает учетную норму предоставления жилья, которая составляет 15 кв.м.
В такой ситуации, с учетом наличия у истца в собственности помещения, площадь которого превышает учетную норму предоставления жилья, суд приходит к выводу о том, что Адельжжанова Э.С. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Доводы истца о невозможности совместного проживания в спорном жилом помещении ввиду того, что А.С.К. имеет судимость за совершение тяжкого преступления и ведет плохой образ жизни, судом не могут быть приняты во внимание.
В ходе разбирательства дела установлено, что А.С.К. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области, конец срока ДД.ММ.ГГГГ, возможно условно-досрочное освобождение (л.д. 43).
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Активные формы туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза(А15-А19) входят в данный перечень заболеваний. <данные изъяты>
Иных доказательств, подтверждающих доводы истца, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] Э.С.
Судебные расходы не заявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Э.С. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Вагнер