Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 29.04.2016 |
Дата решения | 31.05.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Мезенцева Оксана Петровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 86e267a4-2bb6-3bea-b067-0fd7043e5228 |
Дело № 2-3517/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Бурдаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] В.А. к Министерству имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] о предоставлении жилого помещения,
Установил:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что родители лишены родительских прав, до 16 лет находился в Азовском детском доме, затем учился в ПТУ № и проживал в общежитии в <адрес>. В 2016 году Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] сообщило, что номер в списке на предоставление жилья – 535. До настоящего времени жильем не обеспечен, снимает комнату в жилом помещении, где имеет временную регистрацию. Просит суд обязать Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Омске, а также установить срок для исполнения установленной обязанности, не превышающий 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
Истец [СКРЫТО] В.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия, представил письменный отзыв на исковое заявление.
В отзыве указал, что истец [СКРЫТО] В.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формируемом Министерством образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] не реализовано. Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] направило заявки на приобретение жилых помещений для детей-сирот пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году. Действия, предусмотренные Порядком, Министерством образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] были проведены.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 14.05.2014 года № 98-п внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] исключено из числа уполномоченных органов исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО]. В части возложения на Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] данной обязанности просит отказать.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал, что требования удовлетворению не подлежат в виду того, что предоставление жилого помещения детям-сиротам, состоящим в списке, осуществляется в порядке очередности, предоставление жилого помещения истцу во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее.
Представитель Министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебном заседании также участия не принял, извещен надлежаще, из представленного отзыва следует, что уполномоченным органом исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерство финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в рассмотрении дела личного участия не принял, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, поскольку истец состоит в списках на предоставление жилого помещения, предоставление жилого помещения будет произведено с требованиями, установленными Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно свидетельству о рождении родителями [СКРЫТО] В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Х.А.Г., Х.О.П. (л.д. 9).
Решением Калачинского городского суда [СКРЫТО] [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ родители истца – Х.А.Г. и Х.О.П. лишены в отношении [СКРЫТО] В.А. и его братьев и сестер родительских прав (л.д. 12-13).
Из пояснений истца и представленной суду переписки следует, что [СКРЫТО] В.А. определен МОУ «Азовский детский дом-школа» (л.д. 16-18).
Постановлением главы Калачинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №-п [СКРЫТО] В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на 2006 год в списке на внеочередное получение жилья стоит в очереди № (л.д. 16), на 2008 год - №, на 2009 год - № (л.д. 17)
В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец включен распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21).
Факт нахождения истца в списке детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением, а также факт того, что жилое помещение истцу не предоставлено, со стороны ответчика не оспаривался.
По сведениям ГП [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Управления Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] истец жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 44).
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная норма предусматривает предоставление жилого помещения непосредственно при достижении 18-летнего возраста, а после достижения 18-летнего возраста - только по заявлению указанных лиц в том случае, если срок окончания пребывания в образовательных организациях истекает после достижения ими 18 лет.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 19 декабря 2012 года № 284-п (с изм. от 14 мая 2014 года) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Уполномоченным органом исполнительной власти [СКРЫТО] [СКРЫТО] по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Министерство образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - список), чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району [СКРЫТО] [СКРЫТО] и муниципальному образованию городской округ город Омск [СКРЫТО] [СКРЫТО] в отдельности (далее - муниципальные образования).
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159_ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по месту жительства, при этом лицами из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, равной 33 квадратным метрам, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО] на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд [СКРЫТО] [СКРЫТО] Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца как гражданина указанной категории на получение жилого помещения, а также, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденный постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 19 декабря 2012 года № 284-п, суд полагает требование истца подлежащим удовлетворению, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения подлежащей возложению на Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство имущественных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить [СКРЫТО] В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мезенцева О.П.
Мотивированное решение суда
изготовлено 06.06.2016 г.