Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 18.04.2016 |
Дата решения | 01.06.2016 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Сковрон Н.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0f5b10a4-eaf3-32dd-89e9-01cab0b030c5 |
Дело № 2-3325/2016
Решение
Именем Российской Федерации
01июня 2016 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сковрон Н.Л., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВЮА к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
ВЮА обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать МЛП. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении истца со слов матери. Постановлением Администрации Омского района от 22 марта 2007 г. СНН была назначена опекуном.
Согласно приказу управления <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был определен в детское государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, либо на праве пользования по договору социального найма не имеется.
Просит обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. на территории Омской области.
Истец ВЮА. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчик Министерство имущественных отношений Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представлен отзыв представителя Министерства имущественных отношений Омской области ОЕА. по существу иска, в котором ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
В отзыве представитель указывает на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности. Таким образом, ответчик полагает, требования заявителя не подлежат удовлетворению (л.д. 21).
Третье лицо Министерство образования Омской области, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие такового (л.д. 25).
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дате судебного заседания извещен надлежаще, относительно заявленных исковых требований путем направления в суд отзыв не высказался.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что истец ВЮА родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-KH № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Его родителями являются МАБ., МЛП. Сведения об отце в записи акта о рождении указаны со слов матери, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
МЛП. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Постановлением главы Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении опеки над несовершеннолетним ВЮА» опекуном над несовершеннолетним ВЮА назначена СНН
На основании приказа управления образованием Саргатского муниципального района Омской области от 14 августа 2012 г. № был выведен из состава приемной семьи СНН и ЛАА Приказом управления образованием Саргатского муниципального района Омской области от 14 августа 2012 г. № был определен в детское государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Администрацией Черлакского муниципального района Омской области от 26 июня 2012 г. № 206-п, ВЮА ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 16).
Таким образом, установлено, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 апреля 2016 г. в ЕГРП отсутствует информация о правах ВЮА ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества в период с 11.01.1999 г. на территории Омской области (л.д. 37)
Согласно справке ГП Омской области «ОЦТИЗ» от 21 апреля 2016 г. ВЮА., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в числе собственников объектов недвижимости не значится (л.д. 45).
Из ответа Администрации Черлакского муниципального района Омской области от 13 мая 2016 г. следует, что договор социального найма жилого помещения с ВЮА., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не заключался (л.д. 42).
Из ответа департамента жилищной политики Администрации города Омска от 23 мая 2016 года также следует, что решение о предоставлении ВЮА жилого помещения на основании договора социального найма не принималось с 19 октября 2006 г.
В такой ситуации, на основании приведенных выше норм закона, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе отсутствие у ВЮА жилого помещения на праве собственности, суд полагает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В соответствии с п. 5.5 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится установление порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с названным Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.
Судом установлено, что истец жильем не обеспечен, по данным Министерства образования Омской области списочный номер ВЮА по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 122 (л.д. 25).
При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также на основании вышеуказанных норм права, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области.
Обращаясь в суд, ВЮА просил предоставить жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, ссылаясь при этом на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Более того, в подтверждение своего права представил все документы, свидетельствующие о его праве на жилое помещение, предоставляемое в порядке ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 148 ГПК РФ одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.
Из разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке дел к судебному разбирательству», следует, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
В такой ситуации суд полагает, что требования ВЮА. о предоставлении ему жилого помещения подлежат удовлетворению с учетом положений, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В части указания на предоставление жилого помещения площадью 33 кв.м. суд отмечает следующее.
На основании п. 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 4 ст. 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в п. 1 названной статьи, составляет 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м - на одиноко проживающего человека.
В такой ситуации указание на предоставление жилого помещения площадью 33 кв.м. является излишним, поскольку положениями законодательства установлено правило о предоставлении детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая в Омской области составляет 33 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ВЮА к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ВЮА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Сковрон
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2016 г.