Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Омска (Омская область) |
Дата поступления | 18.04.2016 |
Дата решения | 15.06.2016 |
Категория дела | Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> сотрудникам органов МВД, таможенных и иных государственных органов |
Судья | Вагнер Е. А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 59011f9e-7001-3efa-a4b7-747746a6c2ab |
Дело № 2-3282/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ресенчук Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] А.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий),
у с т а н о в и л :
Истец [СКРЫТО] А.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МЧС России по Омской области о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах Государственной противопожарной службы. Решением жилищной комиссии Управления Государственной противопожарной службы УВД Омской области от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список очередников личного состава на получение жилья. Регулярно предоставлял справки об отсутствии объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ году ему было предоставлено служебное общежитие УВД Омской области по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ЖБК Главного управления МЧС России по Омской области, где сотрудник Р.С.П. сообщил, что он исключен из списков очередников на улучшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, причины исключения неизвестны, также сообщил, что необходимо собирать документы на получение социальной выплаты. После предоставления документов, он получил уведомление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился к Р.С.П. с вопросом о постановке (восстановлении) в очереди на получение жилищного сертификата, но ему рекомендовано обратиться в суд. Считает, что действия по исключению его из очереди на получение жилищного сертификата незаконны. Просит суд признать действия ГУ МЧС России по Омкой области, по факту исключения из списков очередников на получение жилищного сертификата, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконными; возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Омской области восстановить в очереди на получение жилищного сертификата, как нуждающегося в улучшении жилищных условий; восстановить в очереди на момент исключения.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] А.А. исковые требования поддержал в части возложения обязанности на ответчика о восстановлении его в очереди с момента подачи заявления. В остальной части на рассмотрении требований не настаивал. Основания иска указал прежние. Просил удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Агафонов И.В. , действующий на основании доверенности (л.д. 52), с исковыми требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 45-46). Дополнительно пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет на улучшение жилищных условийДД.ММ.ГГГГ году указанием Сибирского регионального центра предоставление жилья сотрудникам не финансировалось из федерального бюджета и сотрудники исключались из списков очередников. В данное исключение попал и истец. ДД.ММ.ГГГГ году вышел приказ МЧС «О передаче жилищных дел в ФКУ «Госэкспертиза». Дела сотрудников, исключенных из списков, в ФКУ «Госэкспертиза» не были переданы. Истец фактически был исключен из списков. В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ ведением жилищных дел занимается ГУ МЧС по Омской области, ФКУ «Госэкспертиза» ликвидировано, полномочия переданы. Просил отказать в удовлетворении иска
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений, а также с последующими изменениями) государственная противопожарная служба входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
По правилам ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. 21.12.1994; 10.10.1996) личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» постановлено: до 1 января 2002 года Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
На основании статьи 17 Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» в статью 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ внесены изменения, согласно которым государственная противопожарная служба стала входить в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ принят в Управление Государственной противопожарной службы УВД Омской области (л.д. 7). До настоящего времени истец является сотрудником Государственной противопожарной службы.
Из материалов учетного дела следует, что на основании рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Омской области от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.А. внесен в список очередников для улучшения жилищных условий (л.д. 14).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на основании ордера была предоставлена УВД по Омской области [СКРЫТО] А.А. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Со слов истца данное жилое помещение располагалось в общежитии УВД по Омской области. В дальнейшем статус общежития был снят. Указанные факты не оспаривались в судебном заседании.
Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ, [СКРЫТО] А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время совместно с Ч.Н.П. (жена), Ч.Е.А., [СКРЫТО] Н.А., Ч.М.А. (дети) (л.д. 5).
На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, передана в собственность [СКРЫТО] А.А. и его членам семьи Ч.Н.П., Ч.Е.А., [СКРЫТО] Н.А. (л.д. 53-56). Площадь данного жилого помещения <данные изъяты>.м. Ч.М.А. в качестве собственников жилых помещений не значится (л.д. 57).
Кроме того, [СКРЫТО] А.А. на основании договора дарения (л.д.24) является собственником <данные изъяты> в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> А (л.д. 53).
[СКРЫТО] А.А. на очереди состоял в составе семьи из <данные изъяты>
Из представленного в материалы дела Протокола заседания жилищной комиссии 6 Отряд Федеральной Противопожарной службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что [СКРЫТО] А.А. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с переводом в ГУ МЧС России по Омской области, учетное дело [СКРЫТО] А.А. передать в ГУ МЧС России по Омской области (л.д. 11).
В соответствии с Приказом МЧС России № 398 от 25.07.2011 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе вопросы ведения учета нуждающихся в жилых помещениях возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
В силу выше названного Приказа до декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и её филиалам по территориальной принадлежности. В рассматриваемом случае - в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Как установлено судом и не оспорено сторонами, учетное дело истца со стороны ГУ МЧС России по Омской области не было передано в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в связи с тем, что должность истца не финансировалась из федерального бюджета (л.д. 45).
Суд считает данный довод неубедительным в связи с тем, что каких-либо условий передачи учетных дел с учетом финансирования должностей сотрудников приказ МЧС России № 398 от 25.07.2011 не содержит.
Приказом МЧС России от 05.06.2015 № 288 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» в Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений внесены изменения.
Учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми: в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подчиненных им учреждениях.
Изменения, внесенные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями ГУ МЧС России по Омской области.
Приказом ГУ МЧС России по Омской области от 17.07.2015 №566 создана жилищная комиссия по учету сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых в том числе по договорам социального найма. Данный факт не оспаривался в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах ГУ МЧС России по Омской области обязано было принять учетное дело истца, поскольку его жилищные условия оставались неудовлетворительными, он по-прежнему являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, так как общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности и пользовании его семьи составляла менее учетной нормы, как на момент снятия с учета, так и на сегодняшний день.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, правила которой применяются при использовании специализированных жилых помещений, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истцом требование о праве на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не заявляется, такое право им не реализовано (л.д.14 - 15).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичные положения содержатся в п. 14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Аналогичное положение было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Законность принятия истца на учет ДД.ММ.ГГГГ никем не оспорена, решение о снятии его с учета как обеспеченного жилой площадью не принималось. Жилищно-бытовой комиссией были проверены жилищные условия истца. Комиссией сделано заключение о том, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем, истец и был включен в соответствующий список (л.д. 15).
Поскольку истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то за ним сохраняется право состоять на данном учете до получения им жилого помещения.
Согласно п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Истец до 1 марта 2005 г. поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 29 ЖК РСФСР (в редакции по состоянию на 10.10.1996) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 № 34, от 23.07.93 № 726, от 28.02.96 № 199) жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Таким образом, установление норм предоставления жилой площади лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но при этом установлено правило о том, что норма предоставления жилой площади в субъекте Российской Федерации не может быть менее нормы жилой площади, установленной в ст. 38 ЖК РСФСР.
По правилу ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Судом установлено, что на момент постановки на учет в целях улучшения жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ) [СКРЫТО] А.А. и члены его семьи: Ч.Н.П., [СКРЫТО] Н.А. были нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как имеющаяся в собственности у [СКРЫТО] А.А. доля в размере <данные изъяты> в жилом помещении – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м., менее нормы жилой площади в помещениях, предоставляемых гражданам (<данные изъяты> Иных жилых помещений на праве собственности [СКРЫТО] А.А. или членам его семьи на момент постановки на учет не принадлежало.
Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По правилам, установленным ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Постановлению Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
На момент рассмотрения дела, а также на момент снятия [СКРЫТО] А.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ) ему и членам его семьи Ч.Н.П., Ч.Е.А., [СКРЫТО] Н.А. , Ч.М.А. принадлежала доля в размере <данные изъяты> в жилом помещении – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. – а всего <данные изъяты> кв.м., а также приватизированная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В состав семьи [СКРЫТО] А.А. на дату снятия с учета и по настоящее время входит <данные изъяты>, таким образом на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты>.м., что менее учетной номы. Таким образом, как в момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в дату снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент вынесения решения [СКРЫТО] А.А. и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, основания принятия на учет истцом не утрачены, сведений об утрате оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий у суда нет.
Отсутствие истца в списке сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, свидетельствует о нарушении реализации права на улучшение жилищных условий, предусмотренного действующим законодательством.
При таких обстоятельствах дела, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и снятый без оснований, установленных действующим законодательством, истец составом <данные изъяты> на день рассмотрения дела сохраняет свое право состоять на учете с ДД.ММ.ГГГГ впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.
Судебные расходы не заявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования [СКРЫТО] А.А. удовлетворить полностью.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области восстановить [СКРЫТО] А.А. в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Вагнер